|
Подросток! Непонятно. Тяжело. Устали.Автор статьи: Киприянова Елена Сергеевна
Подростковый возраст — это индикатор, а не причина. Статья родилась после очередного «непонимания» с мамой. Это я, взрослый человек с двумя психологическими образованиями, вообще грамотный… кандидат наук… опять не поладила. Представляете, каково незащищенным подросткам без опыта, образования и прочих «усилителей уверенности»! Это — психология, ребята! (Наивно думать, что у психолога нет псих. проблем. У хорошего психолога есть свой психотерапевт.) Но вот новый клубок у меня распутался, и я, радостная этому событию, спешу все зафиксировать на бумаге. Описание проблемы, взгляд родителя: Подросток как-то больно агрессивно, неадекватно, излишне раздражительно реагирует на родительские вполне себе невинные слова и действия. Или он почему-то замыкается, избегает встреч и разговоров. Или вообще стал уходить надолго, неизвестно куда, хочет побыстрее отделиться от родителей. (Бывают варианты и похуже: заболел) Естественные объяснения родителя: С ним что-то не так. Он получился невоспитанный. Он нездоров. Ох уж, этот — тяжелый подростковый возраст! Мои тезисы: Он здоров! С ним все в порядке! Всегда, если чел раздражается, значит причины есть. Не может не быть причин. И дело не в подростковом возрасте. Просто подростковый возраст высветил давно имевшиеся проблемы. Кстати, во взрослом возрасте, эти проблемы иногда опять грубо заталкиваются вглубь, что приводит к психосоматическим расстройствам и проблемам в последующих поколениях. Объяснение: Во-первых, мы все далеки от психологического совершенства. Хотя, счастливчики встречаются. Нас наполняют неврозы, застывшие, давно изжившие себя, совсем несовершенные модели поведения. Мы — рабы своих психозащитных механизмов. Во-вторых, человеку гораздо проще анализировать и решать чужие проблемы, чем свои. Это кажется, что родители ничего такого особенного не говорят, и не делают. Скорее всего делают! Приведу пример диалога из книги доктора псих наук, профессора МГУ Ю.Б. Гиппенрейтер:
Автор учит, что ни один из этих ответов не подойдет. Все ответы “небезобидны” для последующего развития ребенка. Так что, если вам это не вполне понятно, может быть, следует поучиться общаться со своими детьми. В третьих, Подросток не понимает, почему он раздражается, потому что он не может вылезти из своей семьи и посмотреть на нее со стороны. Он пытается это делать, ведь он общается с друзьями, но глобально это не получается. Он тоже построен из этих же моделей поведения, этих же психозащит, что и родители. Он мозгом, также как и родители, считает, что вроде родители ничего такого особенного не говорят и не делают. И от того, что он «сам не понимает», его хреновое состояние еще хуже. Решение с точки зрения родителя: 1. отследить, после каких наших действий подросток неадекватит. Мы не понимаем, почему он так себя ведет, но мы можем зафиксировать, после чего это происходит. 2. проконсультироваться со специалистом или с хорошей книгой, чтобы понять, что же в этих наших действиях неоптимального, что мы такого особенного говорим и делаем. 3. научиться себя принимать в любом виде!!! Товарищи! Все мы оттуда пришли и туда уйдем. Ну не можем мы быть идеальными. Давайте уже себя простим и полюбим. Сильно сильно крепко крепко. А научиться то совсем не так легко и просто. Но это основа психологического здоровья. Учиться ей надо. Научившись принимать себя, будет проще принять и своего подростка, и своего родителя такими, какие они есть. 4. либо забить на проблему (только по-настоящему), либо решать ее – учиться жить по-новому: лечить свои неврозы, учиться навыкам общения. Негативные и позитивные последствия. 1. Если проигнорировать предложенные советы, не решать проблему, то будет так: Родительские «психозащиты» продолжат передаваться через поколения. Т.е. у детей будут аналогичные проблемы с внуками, когда те станут подростками. А у тех — с правнуками, и т.д. 2. Если что-нибудь делать, то будет так: Постепенно будут вылечиваться и проблемы, причем не только наши, но и проблемы наших потомков, родственников. Мое убеждение заключается в том, что практическую психологию нужно осваивать всем. Может быть, не для работы, а для психологического здоровья. Но всем, и начинать с детского сада. Простите, если получилось не очень обнадеживающе и несколько пессимистично. Но я считаю, что правда важнее. :-).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|