Подросток! Непонятно. Тяжело. Устали.

Подростковый возраст — это индикатор, а не причина.

Статья родилась после очередного «непонимания» с мамой. Это я, взрослый человек с двумя психологическими образованиями, вообще грамотный… кандидат наук… опять не поладила. Представляете, каково незащищенным подросткам без опыта, образования и прочих «усилителей уверенности»! Это — психология, ребята!

(Наивно думать, что у психолога нет псих. проблем. У хорошего психолога есть свой психотерапевт.)

Но вот новый клубок у меня распутался, и я, радостная этому событию, спешу все зафиксировать на бумаге.

Описание проблемы, взгляд родителя:

Подросток как-то больно агрессивно, неадекватно, излишне раздражительно реагирует на родительские вполне себе невинные слова и действия. Или он почему-то замыкается, избегает встреч и разговоров. Или вообще стал уходить надолго, неизвестно куда, хочет побыстрее отделиться от родителей. (Бывают варианты и похуже: заболел)

Естественные объяснения родителя:

С ним что-то не так. Он получился невоспитанный. Он нездоров. Ох уж, этот — тяжелый подростковый возраст!

Мои тезисы:

Он здоров! С ним все в порядке! Всегда, если чел раздражается, значит причины есть. Не может не быть причин. И дело не в подростковом возрасте. Просто подростковый возраст высветил давно имевшиеся проблемы.

Кстати, во взрослом возрасте, эти проблемы иногда опять грубо заталкиваются вглубь, что приводит к психосоматическим расстройствам и проблемам в последующих поколениях.

Объяснение:

Во-первых, мы все далеки от психологического совершенства. Хотя, счастливчики встречаются. Нас наполняют неврозы, застывшие, давно изжившие себя, совсем несовершенные модели поведения. Мы — рабы своих психозащитных механизмов.

Во-вторых, человеку гораздо проще анализировать и решать чужие проблемы, чем свои. Это кажется, что родители ничего такого особенного не говорят, и не делают. Скорее всего делают!

Приведу пример диалога из книги доктора псих наук, профессора МГУ Ю.Б. Гиппенрейтер:

Реплика ребенка

 

Варианты реплики родителей

 

— Таня больше не хочет со мной дружить. Сегодня она играла и смеялась с другой девочкой, а на меня они даже не взглянули.

Ответы, которые придумали родители:

— А ты попробуй подойди к ним первая: может быть, и тебя примут.

— Наверное, ты сама в чем то виновата.

— Конечно, очень обидно. Но, может быть, Тане интереснее с той девочкой. Лучше не навязывай ей свою дружбу, а найди себе другую подружку.

— А ты предложи Тане поиграть с твоей новой куклой.

— Не знаю, что делать. Подари им что нибудь.

— Такое часто бывает в жизни. Постарайся не переживать так сильно.

— А у вас с ней не было ссоры?

— Брось переживать. Давай лучше поиграем.

Автор учит, что ни один из этих ответов не подойдет. Все ответы “небезобидны” для последующего развития ребенка. Так что, если вам это не вполне понятно, может быть, следует поучиться общаться со своими детьми.

В третьих, Подросток не понимает, почему он раздражается, потому что он не может вылезти из своей семьи и посмотреть на нее со стороны. Он пытается это делать, ведь он общается с друзьями, но глобально это не получается. Он тоже построен из этих же моделей поведения, этих же психозащит, что и родители. Он мозгом, также как и родители, считает, что вроде родители ничего такого особенного не говорят и не делают. И от того, что он «сам не понимает», его хреновое состояние еще хуже.

Решение с точки зрения родителя:

1. отследить, после каких наших действий подросток неадекватит. Мы не понимаем, почему он так себя ведет, но мы можем зафиксировать, после чего это происходит.

2. проконсультироваться со специалистом или с хорошей книгой, чтобы понять, что же в этих наших действиях неоптимального, что мы такого особенного говорим и делаем.

3. научиться себя принимать в любом виде!!!

Товарищи! Все мы оттуда пришли и туда уйдем. Ну не можем мы быть идеальными. Давайте уже себя простим и полюбим. Сильно сильно крепко крепко.

А научиться то совсем не так легко и просто. Но это основа психологического здоровья. Учиться ей надо. Научившись принимать себя, будет проще принять и своего подростка, и своего родителя такими, какие они есть.

4. либо забить на проблему (только по-настоящему), либо решать ее – учиться жить по-новому: лечить свои неврозы, учиться навыкам общения.

Негативные и позитивные последствия.

1. Если проигнорировать предложенные советы, не решать проблему, то будет так:

Родительские «психозащиты» продолжат передаваться через поколения. Т.е. у детей будут аналогичные проблемы с внуками, когда те станут подростками. А у тех — с правнуками, и т.д.

2. Если что-нибудь делать, то будет так:

Постепенно будут вылечиваться и проблемы, причем не только наши, но и проблемы наших потомков, родственников. Мое убеждение заключается в том, что практическую психологию нужно осваивать всем. Может быть, не для работы, а для психологического здоровья. Но всем, и начинать с детского сада.

Простите, если получилось не очень обнадеживающе и несколько пессимистично. Но я считаю, что правда важнее. :-).

 



Просмотров: 321
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Как решить семейные проблемы? Быть разводу или нет? Что делать, если муж - игрок? Сексуальные проблемы
  • Что делать, если подросток не хочет учиться, а через год-два - ЕГЭ?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Проблемы в постели у мужчин. Импотенция, в чем может быть причина? Устранение эректильной дисфункции
  • Что делать, если подросток не хочет учиться, а сидит в гаджетах?
  • Почему дети делают совсем не то, что им говорят родители ?
  • Подросток не хочет учиться. При чем тут родители?
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Аноргазмия. Сексуальные женские проблемы. Секс может быть другим
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • почему важно решать проблемы даже после окончания отношений?
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • Женские сексуальные проблемы. Что может мешать получать удовольствие в сексе. Решение проблемы
  • Вагинизм. Когда причины могут быть совсем необычными. Решение проблемы
  • Сексуальные проблемы. Трансвестизм – или «почему мне нравится быть девочкой».
  • Быть или не быть? Что делать если не получается принять решение
  • Внутренний подросток.... Может быть, пусть остаётся?
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Почему подросток «ничего не хочет» делать? Краткое руководство для родителей.
  • Для изменений к лучшему возраст может быть любым. Пример успеха
  • Если подросток не хочет учиться
  • Как решать проблемы с деньгами (после рождения ребенка)
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Скрытая депрессия может быть в любом возрасте
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь