|
Я психоаналитик. Что это значит?Автор статьи: Юлия Анатольевна Тимофеева
Я встречаю на форуме этого сайта довольно много критики в адрес психоанализа от коллег других психотерапевтических направлений. И устаревший это метод, и слишком долгий, и в нем слишком много ориентации на сексуальность. Чего только про нас не говорят! Большинство этих заявлений, на мой взгляд, не имеют под собой реальных оснований и являются плодом то ли элементарного незнания, то ли искреннего заблуждения под влиянием проекций, то ли неэтичной конкуренции. Давайте же развеем иллюзии и обсудим, чем на самом деле является современный психоанализ (психодинамическая психотерапия) – ну, по крайней мере, в моем видении и исполнении. Сразу скажу – я выбрала этот метод на основании собственного клиентского опыта, попробовав до того самые разные методы и подходы. Дело в том, что после окончания журфака МГУ я долгое время работала в журналах и газетах как журналист, редактор, главред. Еще при обучении на курсе истории литературы меня больше всего заинтересовали входившие в программу книги Фрейда, Фромма, Берна. И в своей работе в СМИ я постепенно сконцентрировалась на пси-журналистике. Само собой, мне пришлось в течение многих лет общаться с психологами, психиатрами, психотерапевтами. Сначала во время интервью, затем меня стали все чаще приглашать в группы, на тренинги, на лекции этой тематики – чтобы я могла приобрести непосредственный личный опыт и описать это изнутри, а не как сторонний наблюдатель. Журналист – это, как правило, человек, который благодаря работе может попробовать себя в разных сферах и профессиях по чуть-чуть. Именно поэтому я очень рекомендую эту специальность молодым людям, имеющим соответствующие склонности. Затем у меня возникли личные сложности и я стала искать помощи как клиент. Сразу скажу, я всегда помню этот свой опыт и потому, уже как психоаналитик, могу понять людей, которые приходят ко мне за помощью. Эти люди вызывают у меня огромное уважение. Ведь даже я, уже неплохо зная кухню психотерапии по работе, будучи знакомой со многими специалистами, долго не могла найти эффективной помощи, сталкивалась с серьезными разочарованиями и, честно говоря, порой чувствовала себя очень растерянно и теряла надежду. Как же сложно, должно быть, доверить специалисту тому, кто вообще не в курсе пси-кухни, а тем более, если человек столкнулся с неадекватной помощью. Да, часто это бывает результатом переносных реакций. Но столь же часто случается и то, что пси-специалист действительно не справился со своей задачей и своими контрпереносными реакциями – я думаю, мы должны признавать это. К сожалению, в нашей профессии дипломы и сертификаты являются необходимыми, но недостаточными условиями мастерства. Так вот, в моей биографии после многих бесплодных попыток найти помощь в разрешении моего кризиса я встретила на одном интервью зрелого психоаналитика, который вызвал у меня доверие и к которому я, скрепя сердце, обратилась. И он мне действительно помог! Он не предлагал никаких быстрых и чудодейственных техник, сказал, что не гарантирует результата, ничего не обещал. Но помог! Первая длительная психотерапия была очень насыщена бурными и иногда труднопереносимыми эмоциями, продолжалась два года и – после нее я почувствовала себя другим человеком. После этого я закончила психфак, прошла специальное обучение психоанализу, вступила в профессиональную европейскую организацию и сама стала помогать людям. Конечно же, это была не последняя психотерапия – как специалист, я прибегаю к помощи коллег регулярно. Некоторые люди считают, что это говорит о том, что психоанализ – это нечто вроде секты, где все должны терапевтировать друг друга, это замкнутый круг и бесконечный анализ. Но что тут удивительного? Разве мать, контейнирующая маленького ребенка, не нуждается в регулярной помощи извне со стороны своей матери, мужа, подруг или психолога? Да, люди всегда нуждаются в ком-то, это нормально. А теперь – непосредственно о современном психоанализе. Развеваем мифы. Метод и картина мира (различия). Надо различать метод и картину мира специалиста. Психоаналитик – это тот, кто работает с переносом-контреперносом и сопротивлением. При этом его картина мира может включать знания самых разных не только психологических школ, но и других сфер знания, которые оказываются очень важными для понимания психических процессов. Моя картина мира, например, включает в себя знания из юнгианской науки, экзистенциальной школы, выводов и схем транзактного анализа, научной психологии, мистически-религиозных школ. Кром того, для меня, как для психоаналитика, крайне важными оказались как гуманитарные знания – истории (в частности, литературы, кино, мифологии, антропологии), семиотики, русского и иностранных языков, так и естественно-научные: биологии, физики, химии, математики. Что же касается метода, то я считаю работу с переносом-контрпереносом самым эффективным методом в психотерапии. По сути, это означает, что в моем понимании клиента, я использую не только глаза и уши, но и собственные чувства. Часто бывает, что человек не в состоянии выразить то, что его на самом деле беспокоит, особенно если речь идет об опыте, который он получил до того, как научился говорить. А этот опыт часто связан с самыми болезненными психическими феноменами, включая панические атаки, тревожные расстройства, зависимости. И тогда только мои собственные чувства подсказывают мне, что происходит с ним и со мной в его присутствии. Тонкая чувствительность – главный рабочий инструмент психоаналитика. Кстати, в системных и семейных расстановках используется тоже работа с переносом-контрпереносом, только чувствует поле здесь не только ведущий, но и другие участники группы. Длительность. Психоаналитический процесс происходит так: сначала мне предстоит «вписаться» в сценарий клиента и прочувствовать на себе весь его болезненный опыт. Это дает ему ощущение понимания и разделения своего мира с кем-то еще, откуда появляются первые ростки доверия к миру. Затем вместе с клиентом мы выбираемся из этого сценария – вместе. Орфей сначала спускается в ад за Эвридикой, и только вместе, буквально за ручку, они могут выйти оттуда. Психоаналитик не стоит на краю адской ямы, крича: эй, вылезай, здесь лучше, у меня есть отличные техники для тебя! Он проходит весь путь вместе с клиентом, потому что очень часто клиент просто не может вылезти на зов самостоятельно. Да часто он и не верит в реальность этого голоса и в то, что существует другая жизнь, кроме привычного ада. Как вы думаете, можно ли войти в жизненный сценарий 20-30-40-50-летнего человека за пару встреч? Конечно же, нет, на это требуется много времени. Вас это пугает? А вы в курсе, что вы все равно будете повторять одни и те же сценарии, потому что травмы всегда стремятся к повторному разыгрыванию? Ну да, вы не будете платить при этом деньги, вы будете платить здоровьем, неудачами, разочарованиями, крахом надежд. Может, на берегу вам так не кажется, но с психоаналитиком это повторение будет длиться меньшее время, чем без него, будет качественно другим по состоянию и приведет к развитию и изменению. Стоит ли за это платить? Решайте сами. В моем личном случае и в случаях моих клиентов жалеть, в основном, не приходилось. Я считаю инвестицию в психотерапию лучшим вложением – мой доход после нее значительно увеличился за счет высвобожденной энергии, ранее уходившей на защиты, с моими клиентами происходит то же. Почему «в основном»? Везде бывают неудачи. Психоаналитическая психотерапия – это шанс, а не гарантия. Но и другие терапии тоже. Даже если вам гарантируют результат – это не так. Жизнь – такая штука, в которой гарантий нет. А если бы они были – это была бы не жизнь. В описанном мной пути полномасштабной психодинамической психотерапии – ее главная ценность. Тут есть возможность работать с самой структурой психики, то есть, работать на исключительно глубинном уровне. Но это не значит, что психоаналитики не работают в других форматах. Можем и краткосрочно поработать – над конкретным решением, например, или при разрешении стресса конкретной жизненной ситуации. Но если вы уже пришли к выводу, что причины происходящего с вами коренятся глубже сиюминутных ситуаций и хотите глубинных изменений – приглашаю именно в долгосрочную психотерапию. И, пожалуйста, не надо думать, что время терапии – это некий перерыв в жизни. Как будто ваша жизнь – прохудившиеся ботинки, которые вы сдали в ремонт и сидите дома в ожидании, когда же их отремонтируют. Это полноценная часть жизни – увлекательная, интересная, полная открытий и нового опыта. Не Фрейдом единым. Как только не склоняют давно почивщего Зигмунда Фрейда и пси-антагонисты, и обыватели! Главная претензия – в его учении слишком много упора на сексуальность. Почему-то никого не смущает, что и древнегреческая мифология крайне телесна, и Библия сполна наполнена эротическими сюжетами – про Адама и Еву, Онана, Марию Магдалину. Поистине, те, кто открещивается от сексуальности, просто хотят остаться в райском саду, в эпохе до познания добра и зла. Главная околопсихоаналитическая поговорка «Иногда банан это просто банан» говорит только о том, что не всякому и не каждом этапе развития доступен символический уровень мышления. Мир многослоен, и есть разная острота зрения (вспомните «острие внимания» у йогов): кто-то видит до второго слоя, кто-то – до седьмого. Эту остроту внимания можно развивать, выходя в более широкий контекст – для этого нужно усиливать Эго, внутренний стержень, чем мы, в частности, и занимаемся в психодинамической психотерапии. Но ведь многие даже и не знают, что после Фрейда психоаналитическую теорию разрабатывали и развивали другие специалисты, что есть целые отдельные школы психоанализа. Трудно даже сравнивать между собой подходы французов Жака Лакана и Франсуазы Дольто, англичан Мелани Кляйн и Уилфреда Биона, немцев Томаса Огдена и Эллис Миллер, итальянцев Антонио Ферро и Альберто Ассаджиоли, и многих других коллег. Да и в родном отечестве есть отцы-основатели. Хотя, если честно, мне кажется, что психоаналитические знания были у нас, на Руси, всегда. Народ все ведал, что и отражено в пословицах и поговорках. Чем традиционный русский «окорот» отличается от описанной психоаналитиками фантазий кастрации? А поговорка «Икота-икота, перейди на Федота» - разве это не древнерусское понимание механизма проекции? И у нас, у славян, есть свои нюансы в понимании душевной организации человека и душеспасения как практики, что я в своей работе очень даже учитываю – и это в моей картине мира вовсе не противоречит западному психоанализу, а прекрасно с ним уживается по восточному принципу целостности и недвойственности. Если у вас есть еще вопросы по поводу психоанализа (психодинамической психотерапии) – пожалуйста, задавайте их здесь, в комментариях, пишите в личную почту, обращайтесь за демо-консультациями. Я готова делиться с вами своими знаниями и взглядами. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|