Токсическая преданность

Автор статьи: Ольга Краснодубец
Возможно ли такое сочетание? Как будто я пытаюсь смешать в одном стакане воду и масло. Преданность- такое благородное и светлое понятие! Преданность ищут, преданностью дорожат, преданностью гордятся. Но, как ни удивительно, в некоторых случаях от преданности страдают. 
Вообще, токсическим можно назвать любое переживание, если оно привносит значительные ограничения в жизнь человека, препятствуя его свободному и приносящему удовлетворение существованию. 
Преданность- это социальное чувство, и его функция- регулировать взаимоотношения между людьми. Для чего же нужна преданность? Она позволяет человеку переживать свою близость с другим, свою принадлежность к какой-то группе, делу (преданная дочь, преданная жена, быть преданным работе, учителю, Богу и т.д.). В преданности сочетаются такие чувства как благодарность, уважение, признание другого как значимого, но при этом "стоящего выше". Для того, чтобы преданность была возможна, необходимо возвеличить ценность другого (человека или группы), и принизить свою собственную ценность. Чтобы быть преданным, нужно буквально предать себя. Чтобы быть преданным, нужно остановиться в своем развитии, не иметь собственных потребностей, предпочтений, взглядов и т.д. Нужно отказаться от дифференциации, ведь она подразумевает инаковость, непохожесть. А это влечет за собой отделение и отдаление от другого.
В детстве мы все получаем разный опыт, когда сталкиваемся с потребностью в дифференциации. Родители, замечая возникновение у ребенка потребностей (вкусов, взглядов по мере взросления), не подобных собственным, могут реагировать по-разному: одни относятся к этому с уважением, даже с восхищением, в каком бы возрасте ребенок не был, позволяя ему выражать отличные от родительских предпочтения (образно родитель отходит и позволяет ребенку отойти, чтобы для них было место). Важно, что в этот момент родитель даёт послание следующего содержания: "Ты можешь иметь собственные вкусы, взгляды, идеи, при этом ты все равно остаешься моим ребенком, а я твоим родителем и от этого я люблю тебя не меньше". Но бывает и такое, что в ответ на взросление и дифференциацию родитель реагирует манипуляциями с посланиями другого рода. Он может унижать и пристыжать ребенка за то, что он по-другому к чему-то относится. Может называть неблагодарностью непохожесть ребенка на него . Может реагировать агрессивно, буквально силой заставляя его быть похожим на себя. В этих случаях родитель даёт такое послание: "Ты не можешь иметь своих собственных желаний, иначе ты потеряешь меня". Для ребенка, который зависим от родителя, выбор очевиден- он отказывается от собственных потребностей. Он усваивает такой урок: чтобы все было благополучно, я должен предать свои желания, и жить желаниями других. В наиболее неблагоприятном варианте человек перестает различать свои желания от желаний других, и, уже во взрослом состоянии, продолжая выстраивать иерархичные отношения по вертикальному типу (отношения родитель- ребенок, начальник-подчиненный, в которых власть и ответственность распределена не поровну), а не по горизонтальному типу (партнерские равноправные отношения). В другом случае человек сохраняет импульс к дифференциации, но при обнаружении различий (разные вкусы, предпочтения, идеи, векторы развития и пр.) не может их предъявить, т.к для это повлечет за собой увеличение расстояния между ним и значимым другим, а из детского опыта он помнит, что это грозит полным разрывом отношений. И в этот момент у человека появляется мучительное чувство вины, которое препятствует его дифференциации и заставляет отказаться от своих желаний и предать себя другому. 
Чаще этот выбор осуществляется неосознанно. И импульс к дифференциации тоже остается неосознанным (присутствует он всегда, т.к дифференциация один из этапов развития). И он может трансформироваться и проявляться разными способами, например, агрессией в адрес того самого значимого или других людей. Так преданная жена может изводить ревностью своего супруга. Преданные работе служащие могут становиться домашними тиранами. Преданные религиозным/политическим убеждениям люди могут становиться зачинщиками войн.

 



Просмотров: 285
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Предать или быть преданным
  • Что такое преданность и предательство
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Технология исполнения желаний: "Чтобы получить, нужно отдать"
  • "... не ТА" или преданность клиента своему консультанту...
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • "Сколько консультаций может понадобиться, чтобы решить мою проблему?"
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Что нужно иметь для того чтобы знакомиться с мужчинами
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь