Актуальные проблемы подготовки современной молодёжи к семейной жизни

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

 Н.В. Заиграева

e-mail: [email protected]

Педагогический институт

Иркутский государственный университет

 Одной из острых проблем современного российского общества является проблема осознания значимости и важности института семьи. Сегодня «российская семья находится в состоянии кризиса, социальной деградации. На протяжении последних лет существует тенденция к неустойчивости браков, ухудшению материального положения семьи, росту числа неполных семей и одиноких людей, снижению интереса к рождению детей, отчужденности детей от семьи, падению авторитета родителей» [1, с.7]. Поэтому необходима рефлексия проблем семейной социализации и воспитания личности в современных условиях.

Преподавание курса «Психология современной семьи» для студентов педагогического вуза имеет высокую социальную значимость и, несомненно, актуальность в плане просвещения будущих и настоящих молодых родителей, а также для профессиональной подготовки психологов и педагогов. Современные требования к уровню компетентности выпускников вуза предполагают как комплексную профессиональную подготовку специалиста, так и создание благоприятных условий для повышения потенциала личности.

Студенческий возраст является сензитивным для становления таких особенностей психики молодого человека, как развитие сознания, самосознания, рефлексии, осознания смысла и ценностей жизни, значимости и роли семьи для человека, для самореализации и формирования личности как родителя. Кроме того, в профессиональном плане современному педагогу-психологу необходимо знать проблемы, ценности, установки и особенности семьи своего будущего воспитанника, ученика.

Обращение к вопросам, волнующим современную молодежь, на наш взгляд, актуально еще и потому, что, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, приоритетными являются «укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений и семейного воспитания» [2].

Сегодня каждый имеет свое представление о том, какой должна быть семья. Никаких общепринятых стандартов или образцов не имеется, и такое положение говорит о том, что происходит реформация института семьи. Хотим мы этого или нет, но современная семья устроена несколько иначе, чем в прошлые времена. Правила в духе домостроя, жесткое распределение ролей в семейной иерархии потеряли свою целесообразность. Вместе с изменениями в общественной жизни изменилась и семья.

Название курса «Психология современной семьи» говорит само за себя. В данном  курсе имеет место просветительская и профилактическая функция, а также  коррекция «мифологического сознания» в области семейных отношений. Для полноценного родительства необходимо иметь глубокие знания, представления и желание взять на себя ответственность за детей, за брачного партнера. Молодые люди должны знать о специфике супружеских и детско-родительских отношений не из случайных обыденных суждений, а из научных источников.

Целью курса является формирование психологической готовности к семейной жизни, помощь в осознании грубых ошибок в семейном взаимодействии.

Содержание курса направлено на решение следующих задач:

- рассмотреть особенности семейных отношений во всех аспектах: супружеских, детско-родительских, родственных;

- познакомить студентов с основными проблемами современной семьи, с тенденциями развития семейно-брачных отношений, с возможностями определения причин и способов разрешения семейных конфликтов;

- обобщить и углубить знания о специфике деструктивной, дисфункциональной семьи, семьи с проблемами созависимости;

- охарактеризовать особенности поведения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В курсе «Психология современной семьи» рассматривается комплекс социальных и психолого-педагогических вопросов, знание которых необходимо для повышения качества семейной жизни, воспитательного процесса. Важной особенностью курса является ориентация студентов на создание семьи. Формы работы предусматривают интерактивные методы обучения, мини-лекции с элементами дискуссии, обращение к учебным пособиям, анализ статей из научных журналов, разборы конкретных случаев.

В процессе изучения курса предусматривается самообразование, самовыражение и самопознание будущих родителей и педагогов-психологов. Например, изучая тему «Семейные ценности современной семьи» студенты готовят презентации, самостоятельно определяя для себя «ценности семьи» – традиции, реликвии, семейные культурные ритуалы, правила.

Более десяти лет мной ведется этот курс у студентов педагогического вуза. Самый первый вопрос, который задается студентам вначале таков: «Все ли из вас хотят создать семью?». Ответ всегда однозначно положительный. Также на первой встрече проводится  письменный опрос, чтобы определить, какие темы интересуют студентов, на какие вопросы им хочется найти ответы. По мере изучения дисциплины раскрываются закономерности и противоречия семейной жизни и находятся ответы на некоторые вопросы.

За период сроком более десяти лет накопились опросные листы с вопросами о проблемах семьи, волнующие молодежь. Для написания этой статьи все заявленные вопросы были обработаны методом контент-анализа. В результате получилось несколько обобщенных тем: супружеские, детско-родительские, взаимоотношения с семьей своей половины, неполные семьи, повторные браки, проблемы усыновления и институт приемных родителей. Раскроем более подробно каждую группу проблем.

Среди них на первом месте, безусловно, проблема супружеских отношений. Мир непростых связей между мужчиной и женщиной во все времена интересовали мыслителей, ученых – философов, психологов, социологов, сексологов, а также творческих людей – музыкантов, писателей, поэтов, режиссеров и др. Этот неисчерпаемый многообразный мир волнует и современную молодежь.

Студентов очного отделения (18-20 лет) волнуют проблемы добрачного периода и начала семейной жизни.  Как вести себя на первом знакомстве и как произвести нужное впечатление? Как сделать выбор партнера и построить отношения до свадьбы? Как избежать  разочарований в партнере и преодолеть неудачный личный опыт интимных отношений? Каковы плюсы и минусы гражданского брака?  Какими должны быть взаимоотношения супругов на начальном этапе семейной жизни? По какому принципу создается семейная пара? Что есть любовь и имеет ли она отношение к семейной жизни? Как построить крепкую семью? Кто в семье главный и как распределить семейные обязанности? Как не устать друг от друга? Почему начинаются разногласия между супругами и в чем причина возникновения неблагополучных семей? Главное призвание женщины – семья, дети или профессия? Семейное счастье (секреты счастливого брака,  семьи) – как этого достичь? Какие трудности могут возникнуть при создании семьи? Как избежать конфликтов в семье? Что делать, чтобы в семье была гармония? Как сделать так, чтобы муж не захотел обзавестись любовницей?

Студенты-заочники (от 25 лет и старше), имеющие стаж семейных отношений, обсуждают другие темы, например: супружеские конфликты и ссоры в семье; измены и предательство; проблема алкоголизма и ее решение. Они задают и другие вопросы. Как сохранить семью? Что делать, если остывают чувства? Как вдохновлять мужчин больше зарабатывать? Что делать, если тебя морально унижают в семье? Как влияют кризисы средних лет на семейные отношения? Как удержать мужа и как быть всегда интересной и любимой для мужа? Каковы плюсы и минусы одиночества? Бездетные пары может, это выход?

Вторая группа проблем, обозначаемых студентами, – это детско-родительские отношения. Всем родителям хочется согласия, единодушия, гармонии и дружественных отношений с детьми, но не всегда это получается. Именно в детстве закладывается фундамент доверительных отношений в будущем. Дети быстро растут и взрослеют, следуя ритму современной жизни; возникает масса вопросов, на которые не всегда есть готовые ответы.

Студенты очного отделения задают вопросы следующего содержания: гиперопека мамы и как с ней бороться? Как предотвратить конфликты с родителями? Как объяснить родителям, что их дочь/сын уже не ребенок? Как воспринять родительское программирование в выборе брачного партнера? Как сделать так, чтобы родители не ссорились?

Студентов-заочников волнуют другие вопросы: взаимоотношения между родственниками разного возраста; противоречия в выборе методов воспитания детей членами семьи разных поколений; особенности отцовского воспитания мальчиков и девочек; детская ревность к братьям и сестрам; единственный ребенок. Как улучшить отношения между детьми и родителями? Как вовлечь мужа в воспитание ребенка? Как сохранить эмоциональную связь с ребенком и как построить с ним доверительные отношения? Как вырастить самостоятельного и ответственного человека? Как быть, если мужчине начинают надоедать его собственные дети? Как уберечь детей от негативных явлений в обществе (ненормативная лексика, наркомания, алкоголизм)?

Третья группа проблем – неполные и распавшиеся семьи. Следует заметить, что число таких семей возрастает,  увеличивается и количество вопросов на эту тему (проблема воспитания мальчиков и девочек в неполных семьях; развод и ребенок; особенности воспитания детей без отца; свидание с отцом и др.).

Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из таких семей хотят иметь обоих родителей, испытывая острую потребность социального статуса полной семьи. На занятиях важно раскрыть распространенные ошибки, возникающие в процессе воспитания детей в неполной семье, а также рассмотреть условия, способствующие наиболее эффективному воспитательному воздействию неполной семьи на формирование личности ребенка.

Следующая  проблема – повторный брак и дети. В этой группе возникают следующие темы для обсуждения: взаимоотношения с детьми мужа от первого брака и между сводными братьями и сестрами; трудности воспитания неродного ребенка; отношения с отчимом; отношение родителей к приемному ребенку после того, как они смогли родить своего и др.

Довольно часто возникают вопросы о влиянии родственников на взаимоотношения супругов, о взаимоотношениях с семьей второй половины (свекор – свекровь, тесть – теща).В молодых семьях больше конфликтов происходит по причине непонимания, материальных затруднений и отношений с родительскими семьями (вмешивается свекровь, теща). Поскольку в педагогическом вузе среди студентов преобладают лица женского пола, то и вопросов больше на соответствующую тему: как уладить отношения со свекровью? Как найти общий язык с матерью мужа? Как быть с навязчивыми родственниками? Как быть, если тебя не любят родители и родственники мужа?

В последнее время возникают вопросы усыновления и проблемы приемных родителей/опекунов. Будущие усыновители и опекуны задумываются о своих родительских ролях, личностных и семейных ресурсах, осмысливают сложные жизненные задачи, с которыми неизбежно придется столкнуться: чувства и личностные особенности осиротевшего ребенка, его прошлое, адаптация ребенка в семье, социальное окружение.

Таким образом, к будущей супружеской и семейной жизни девушки-студентки относятся серьезно, вдумчиво, а брак у многих ассоциируется с тяжелым бременем. Студентки-заочницы, которые познали реалии семейной жизни, уже говорят о трудностях и желании исправить возникшие ситуации. У молодых семей много проблем, которые создают нервно-психическое напряжение, стрессовые расстройства, отражаясь на психическом и физическом здоровье. Многие трудности возникают из-за незнания, т.к. нет системы подготовки молодежи к семейной жизни, где бы учили быть грамотным супругом и родителем. Вот и получается парадокс: чтобы быть юристом, менеджером, врачом, человек получает образование и учится несколько лет, осваивая азы профессии, но  родительскому и супружескому мастерству человек учится сам и часто – на собственных ошибках.

Подготовка молодежи к браку должна быть системной, непрерывной и охватывать все ступени образования, начиная с детского сада и школы с учетом нравственно-психологических особенностей возраста и пола. В детстве надо знакомить с правилами хорошего тона, психологическими и поведенческими аспектами общения, учить понимать свои чувства и управлять ими без моральных травм и стрессов, понимая мотивы человеческих поступков.

Работа в средних и высших образовательных учреждениях с молодежью и молодой семьей должна находиться в числе приоритетных направлений, быть включенной в практику профилактической программы, т.к. необходимо всячески просвещать молодых родителей. Их союз нуждается в социально-психолого-педагогической помощи и поддержке, особенно в периоды обостренных трудностей и критических моментов.

В настоящее время курс «Психология современной семьи» имеет статус «курса по выбору»; при этом он востребован студентами, а материал изучается всего лишь один семестр, и занятия проходят через неделю (16 ч. аудиторных и 20 ч. – на самостоятельную работу). При таком положении дел, конечно же, нельзя говорить о полноценной подготовке к семейной жизни. Во многих непедагогических вузах вообще отсутствуют курсы семейной направленности.

Учитывая реалии современного положения семьи, подготовка молодежи к семейной жизни должна происходить системно и охватывать все структурные компоненты культуры, образования, здравоохранения, психологических служб, гражданско-правовых органов и органов социальной защиты. 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 27 ноября 2008 №1662-р  http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

 Примечание: статья опубликована.

Заиграева Н.В. Актуальные проблемы подготовки  современной молодежи к семейной жизни // Современные проблемы высшего образования: материалы VІІ Международной научно-методической конференции. – Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2015. – С.223-228.

 



Просмотров: 490
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ценности современной семьи студентов педагогического вуза
  • Готовимся к семейной жизни: границы вашей семьи
  • Особенности адаптации замещающей семьи как системы к новой семейной структуре
  • Любовь. Молодость. Проблемы молодой семьи, и кризисы семейных отношений. Часть 2.
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Любовь. Молодость. Проблемы молодой семьи, первые кризисы семейных отношений. Часть 1.
  • Проблемы современной семьи и семейное консультирование
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Создание семьи. Проблемы создания семьи
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Проблемы семейной жизни. Можно ли делить мужа со свекровью
  • Духовные ценности современной молодой семьи
  • Инициации, как необходимые этапы в жизни семьи и детей.
  • Современная молодая семья. Взгляды молодежи на создание своей семьи.
  • Что создает семью? Три типа современной семьи
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Законы семейной жизни, и вообще отношений. Сохранение энергии.
  • Функции семьи и их воплощение в реальной жизни. Чем семья хороша?
  • Роль семьи в жизни ребенка
  • Готовимся к семейной жизни: как распределить обязанности в семье
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • След неудачных отношений. История болезней детей одной семьи.
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Важное событие в жизни семьи - как подготовить ребенка?
  • Главные враги современной молодой семьи
  • Важность семьи в жизни человека
  • Кризисы современной семьи глазами психотерапевта
  • Влияние семьи на ребенка: роль папы в жизни дочери
  • Эволюция семьи: от патриархальной семьи к гражданскому браку



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь