Петля архетипа

Понятие «архетип» (от греческого «первообраз») ввел в психологию Карл Густав Юнг. Это изначальные образы, воспоминания об инстинктивных энергиях коллективного бессознательного, которые распределяются между людьми всех временных периодов и всех культур. Из архетипов «вырастает» наше поведение и способ взаимодействия с внешним миром. Архетип включает в себя все, что с ним связано – и положительные и отрицательные черты. Например, архетип матери содержит в себе не только любящую, но и подавляющую мать. Важна также и степень выраженности той или иной черты – любовь может быть как нежной или удушающей.

Продемонстрируем это на примере женских психотипов, которые разработала американский психоаналитик, последователь Юнгианской школы Джин Шинода Болен. Для названий архетипов она использовала метафору в соответствии с образами греческих богинь. Эта красивая метафора как нельзя лучше иллюстрирует взгляд на женщину и всем нам интуитивно понятна.

Чтобы показать петлю архетипа, разместим на простой системе координат ее составляющие: по горизонтали (ось Х) положительные и отрицательные черты, по вертикали (ось Y) – степень их выраженности. Вверх по вертикали – степень выраженности положительных черт, вниз – отрицательных.

Петля архетипа

Для примера возьмем два архетипа - Деметра (мать) и Кора (дочь).

Мать – важнейшая роль в жизни женщины, она оказывает колоссальное воздействие как на саму женщину, так и на ее детей. Мать – это «место», из которого мы появились на свет. Материнский архетип включает в себя всех матерей, которые когда-либо жили на земле – от милой доброй старушки или феи-крестной, исполняющей желания, до злой страшной ведьмы. Он несет в себе как зарождение, так и уничтожение жизни. К позитивным аспектам архетипа матери относятся: внимание и сочувствие; мудрость и душевный подъем, любой полезный инстинкт или импульс; все, что называется добротой; все, что дает заботу и поддержку, способствует развитию и плодородию. Это физическое и духовное вскармливание, это умение отпустить свое дитя. К негативным – все тайное, скрытое, темное – пропасть, мир мертвых, что пожирает, соблазняет и отравляет. Это властность, чрезмерная опека, привязывание к себе, зависимость от ребенка, использование детей в качестве орудия мести. Или наоборот «бесхребетность», стремление всем угодить, не иметь своих интересов и целей, пренебрежение собой ради других.

В греческом мифе, когда Деметра прекратила выполнять свои обязанности, все деревья перестали расти и голод грозил уничтожить человеческий род. Погружение в негативные черты матери (отказ в тепле, любови и заботе), как и гипертрофированное выражение положительных качеств (опека и контроль взрослых детей) – ведут к воспитанию зависимости. Иногда это явно демонстрируемое разрушение, а часто замаскированное под любовь поддержание зависимого поведения. Последствия имеют широкую градацию «степеней тяжести» от эффекта непрожитой жизни, инфантильных неврозов до различных видов зависимостей (эмоциональной и от психоактивных веществ).

Кора – дочь Деметры, архетип юности, беспечная девушка, собирающая цветы на лугу. Источник жизни, радости и спонтанности, необходимых каждому человеку. Другая ее ипостась – Персефона, жена Гадеса, бога подземного мира, зрелая богиня, повелительница царства теней, управляющая душами умерших.

Что бывает с женщиной, углубившейся в архетип Коры? Время идет, женщина все старше, а ее поведение остается детским – она беспечно собирает цветы на лугу. Оставаясь инфантильной в зрелом возрасте – она теряет положительные качества архетипа юности и попадает в петлю – становится состарившейся девочкой или жертвой, украденной Гадесом. В роли Гадеса могут выступать как реальная мать, так и любой, кто находится в контакте с такой женщиной – работодатель, друзья, коллеги, даже ее собственные дети. Коре исполняется сорок, потом пятьдесят, а она также зависима от мнения других, постоянно сомневается в своих действиях, старается всем угодить, живет в мире фантазий. Сама бездействует и ждет, что за нее все сделают другие, или чудо случится само собой. Результат – инфантилизм, роль жертвы, зависимость, одиночество.

Петля архетипа – гипертрофированное выражение как положительных, так и отрицательных черт, нарушающих гармонию во всех сферах личности – отношение к себе, к другим людям и окружающему миру в целом.


Просмотров: 295
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Магия Архетипа Куртизанки или архетип вечной женственности
  • Архетип Хозяйка (Мать, Мачеха и Квочка)
  • Как сразу распознать психопата, положительные и отрицательные черты психопата
  • Дрессировщица львов как выражение архетипа Артемиды
  • Индивидуация путем уроборической интеграции архетипа Великой Матери, часть III
  • Индивидуация путем уроборической интеграции архетипа Великой Матери, часть II
  • Индивидуация путем уроборической интеграции архетипа Великой Матери, часть I
  • Архетип Дева (Кора)
  • Тест на степень выраженности женских ролей
  • Весна жизни. Принц и Бродяга: война, или союз Архетипа и Тени...
  • Весна жизни. Принцесса и Дрянная девчонка: борьба, или взаимообмен Архетипа и Тени.
  • Архетип Матери.
  • Архетип Матери в сказкотерапии
  • Архетип Великой Матери
  • Архетип Матери – прекрасный и ужасный
  • Снежная королева и Кай. Архетип Великой матери.
  • Культивируй в себе черты, за которые тебя упрекают, — это и есть ты!
  • Архетип Мудрец и Архетип Трикстер.
  • Архетип Ужасной матери: краткий обзор мифов.
  • Любовные отношения, базовое доверие и архетип Великой Матери
  • 4 женских архетипа (модели). Портрет Богини
  • Архетип — Социальная роль или грань моей личности?
  • Архетип Королевы в повседневной жизни
  • Как приличная мать может уставать от своих детей?
  • 3 архетипа женщины для гармоничных отношений
  • Джокер или архетип Шута в нашей жизни
  • Неокульты. Личностные черты общие для всех неокультов.
  • Вечные ценности и дети... Воскрешение архетипа семьи
  • Черты незрелости личности, которые могут привести к делинквентному поведению
  • Две черты характера, которые НЕОБХОДИМО обязательно воспитать в своих детях!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь