|
Дрессировщица львов как выражение архетипа АртемидыАвтор статьи: Ольга Кеслер
Случайно в интернете наткнулась на информацию об Ирине Бугримовой - первой в мире дрессировщице львов. Не очень распространенная профессия среди женщин, и я решила побольше узнать о ее жизненном пути. Читая биографию Бугримовой, я подумала, что ее характер очень напоминает Артемиду - богиню охоты в Древней Греции. *** Ирина Бугримова (13.03.1910 – 20.02.2001) - советская артистка цирка, первая в мире дрессировщица львов. Её биография являет собой яркий пример того, как в женщине воплощается архетип Артемиды – древнегреческой богини охоты.Артемида (у римлян – Диана) – богиня диких лесов, хищников и дичи, охоты и охотников, а также богиня Луны. Богиня-девственница. Она весело скитается по диким лесам, лугам и холмам в окружении преданных ей нимф и охотничьих собак. Меткий стрелок, одета в короткую тунику, вооружена луком, за плечами у нее колчан со стрелами. Дикие животные, входящие в свиту Артемиды (олень, заяц, львица, медведь, вепрь и др.), символизируют ее покровительство живой природе. Артемида считалась защитницей младенцев и всех животных, сосущих молоко, а также подростков и молодняка. Она всегда приходила на помощь тем, кто молил ее, и безжалостно наказывала обидчиков. Своими стрелами богиня могла насылать болезни и смерть на людей за их грехи. Артемиду также почитали как покровительницу родов. Женщины обращались к ней, именуя ее «исцелительницей боли». Они молили ее облегчить их родовые муки и помочь родить ребенка либо даровать им «легкую смерть» от ее стрел. Кроме этого, Артемида была хранительницей дорог. Архетип Артемиды персонифицирует независимость женского духа. Это архетип, ориентированный на внешний мир и достижения. Он несет в себе независимость, активность и свободу от родственных уз. Этот архетип определяет жизненную позицию – «Я сама могу о себе позаботиться» – и позволяет женщине действовать уверенно, независимо и самостоятельно. Женщина чувствует себя целостной и не испытывает потребности в мужчине-защитнике. Она преследует свои собственные интересы и выбирает область деятельности, не нуждаясь в мужском одобрении. Ее самоопределение и ощущение собственной значимости основываются скорее на том, кто она есть и что она делает, чем на том, замужем ли она и за кем. Она стремится к самовыражению и успеху в обществе. Женщина с выраженным архетипом Артемиды обретает самодостаточность, становится «единственной для себя самой», что побуждает ее следовать своим внутренним ценностям и делать то, что дает ей удовлетворение и имеет значение лично для нее, независимо от мнения других людей. По-моему, этот архетип содержит в себе полный набор качеств, необходимых для того, чтобы стать первой в мире дрессировщицей львов. Уже в детстве девочка с ярко выраженным архетипом Артемиды проявляет самостоятельность, активность, любознательность и интерес к исследованию окружающего мира. Это такая «девочка-мальчик», девочка-сорванец и хулиганка. Она предпочитает мальчишеские игры играм в песочнице и в куклы. Вместе с тем она обладает «душой спартанского ребенка», которая проявляется в постоянном стремлении к аскетичности и выяснению того, «на что я способна». Биография Ирины Бугримовой говорит нам, что она с детства увлекалась миром животных. И в детстве же решила стать трюковой артисткой кино. А это, конечно, требовало многосторонней спортивной подготовки. Но Бугримова трудностей не боялась. Она стала чемпионкой СССР по конькам и легкоатлетическому пятиборью. Занималась плаванием, прыжками в воду, прыжками в длину и высоту, толканием ядра, метанием диска и копья, спортивной и художественной гимнастикой, мотоспортом, играла в русский хоккей. Мы видим полный набор «мужских» видов спорта, что и характерно для женщин с архетипом Артемиды. Для них вообще свойственно выбирать «мужские» профессии вроде летчицы или геолога на полярной станции или становиться профессиональными спортсменками, часто в совсем «неженских» видах спорта. Артистическую деятельность в цирке Ирина Бугримова начала в 1929 году в номере «Полет на санях из-под купола цирка» совместно с мужем, мотогонщиком и дрессировщиком львов, Александром Буслаевым (с которым познакомилась благодаря мотоспорту, их брак длился с 1931 по 1947 г.г., Буслаев был старше ее на 16 лет). Женщина с архетипом Артемиды обычно выбирает мужчин со схожими интересами и строит с ними отношения как с соратниками, а часто и соперниками. Она может начать конкурировать и состязаться со своим партнером. Ей очень важно быть «не хуже мужчины». В таком браке товарищеские отношения обычно преобладают над половыми. Также женщина-Артемида может увлечься человеком, которого она воспринимает как своего учителя (это может быть, например, лидер, идеолог какого-нибудь общественного или политического движения). Обычно такой мужчина старше ее. Она уважает его и преклоняется перед ним, в то же время оставаясь «соратником по борьбе». В отношениях женщина-Артемида прежде всего ценит равенство и свободу. И стремится сохранять эмоциональную дистанцию от партнера. На первом месте у нее всегда остается дело, карьера, творчество. Вот что говорит Бугримова в интервью о своих отношениях с мужчинами:«…И мужа, человека по себе, я все-таки не нашла. Ухаживаний было много, я даже могла пофлиртовать, но держала мужчин на расстоянии <…>. Два раза я была замужем, но мои мужья не смогли правильно понять, что такое я. Они мне мешали. А я противница компромиссов <…>. Если бы я осталась замужем и стала терпеть то, что меня не устраивало, тогда бы точно моя личная жизнь не сложилась. В браке главное – взаимоуважение. Бывает, что женщина сдает свои позиции. Если муж обеспечивает ее деньгами, она готова мириться с какими-то неблаговидными поступками. Мне это было не нужно. Я сама создавала материальную базу, и все мужья жили при мне <…>. Брак начинается с любви, но потом обязательно кто-то довлеет. Равных не бывает. Плохо, что на женщину ложится слишком много всего: и работа, и уход за детьми, и хозяйство. Цирковые семьи — одни из самых крепких <…>. Профессиональное содружество очень укрепляет семью. Для меня главным стала работа. Я отдавалась ей полностью и никогда не пожалела об этом, хотя и осталась одна. Но это неплохо. Я принадлежу сама себе. Мне интересно жить <…>. Жизнь — это борьба. В преодолении весь смысл. Я очень люблю жизнь. Со всеми ее сюрпризами».Параллельно со своим первым номером Ирина Бугримова готовила номер «Высшая школа верховой езды», в котором она исполняла вместе с лошадью танце под музыку Бизе – Бугримова была блистательной наездницей. Любовь к дикой природе, животным, и, в частности, к лошадям – тоже характерная особенность женщин с архетипом Артемиды. Спустя некоторое время ее репертуаре появились номера с участием львов. Разработанных методов дрессуры львов тогда не было известно. И молодая дрессировщица была вынуждена двигаться вперед наощупь, методом проб и ошибок, доверяя собственной интуиции. «Вижу цель – не вижу препятствий» – девиз женщины-Артемиды. Архетип Артемиды дает женщине способность полностью сосредоточиться на важном для нее предмете. Упорное стремление к цели помогают Артемиде добиться успеха. Женщина-Артемида может выполнить любую намеченную задачу, вне зависимости от срока ожидания. Такие женщины умеют как выжидать, так и действовать быстро и стремительно, а порой даже жестоко. Стереотипная «женская» роль для женщины-Артемиды неестественна. В ней нет инстинктивного желания стать матерью. Она не очень похожа на добрую уютную мамочку. У нее вызывают досаду ограничения, связанные с беременностью и кормлением, первыми годами жизни ребенка. Тем не менее, детей она любит. И если своих детей по каким-то причинам у нее нет, то она может с удовольствием вкладывать свою энергию в общение с чужим ребенком. Из них получаются очень хорошие мачехи, тетушки и воспитатели. У Бугримовой детей не было. В интервью на вопрос о том, жалеет ли она, что не стала матерью, Бугримова ответила:«Нет, я всю себя отдала делу, если бы был ребенок, я не смогла бы не уделять ему должного внимания, но тогда страдали бы другие «дети», с гривой и большими когтями…».Свою энергию женщина-Артемида сохраняет до самой старости. Ее активность никогда не иссякает; тело и ум всегда в движении. В пожилом возрасте она продолжает ясно мыслить, живо воспринимает мир, не чувствует груза прожитых лет и не способна остепениться. Бугримова перестала выступать на арене в 67 лет. Но продолжила вести активную общественную жизнь: была председателем Совета ветеранов Российской государственной цирковой компании, членом президиума Центрального дома работников искусств, Общества защиты животных. Много лет она принимала госэкзамены в Государственном училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева и консультировала Российскую государственную цирковую компанию. Для женщин, которых архетип Артемиды является главенствующим, характерно активное участие в общественных движениях: они могут вести политическую борьбу (причем не ради себя, а для «блага народа») и вступать в различные общественные организации. «… До сих пор не могу себя представить сидящей рядом с бабушками у подъезда. Это не для меня <…>. Дома чаще всего не бываю. Я на всяких приемах, концертах, творческих вечерах, цирковых представлениях. Я член множества комиссий, правлений. В общем, работы много. Каждый день расписан <…>. Если я день-два куда-нибудь не пойду, мне скучно. Я знаю, что должна встать, одеться и убежать из дома, решать массу проблем. Творческих, бытовых, материальных. Причем не своих. Я знаю, что кому-то нужен мой совет, моя помощь, мой авторитет, заслуженный многими годами работы».С искусством дрессировки Ирины Бугримовой были знакомы зрители всего мира. Она гастролировала в Иране, Польше, Чехословакии, Болгарии, ГДР, Мексике, Японии. Её львы выполняли невероятные по сложности номера: ходили по канату, вместе с укротительницей качались на качелях под куполом цирка. Большой успех у зрителей имели такие номера, как «Лев в воздухе», «Лев на мотоцикле», «Кресло смерти», «Лев на проволоке», «Прыжки через огненное кольцо» и многие другие. За свою цирковую карьеру Бугримова выдрессировала около 80 львов, а также 8 лошадей и 12 собак. Скончалась в Москве на 91-м году жизни от сердечного приступа. Имеет многочисленные звания и награды, в том числе Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (за заслуги перед народом, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, укреплением дружбы и сотрудничества между народами) и Орден Дружбы народов (за заслуги в развитии и пропаганде советского циркового искусства). Текст подготовлен с использованием источников:3. Википедия. Бугримова Ирина Николаевна 4. Бедненко Г. Греческие богини. Архетипы женственности. – М.: Независимая фирма «Класс», 2005. http://booksonline.com.ua/view.php?book=149033 5. Бедненко Г. Открой в себе богиню: Образы греческих богинь – роли и сценарии поведения современной женщины. – СПб: Невский проспект, 2003. http://pryahi.indeep.ru/psychology/jungian/artemida_mine.html 6. Болен Д. Ш. Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь. – М.: ИД «София», 2005. http://psylib.org.ua/books/bolen01/index.htm 7. Менар Р. Мифы Древней Греции в искусстве. http://zaumnik.ru/mifologija/mify-ob-artemide.html
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|