|
Диагностика по голосу . часть четвертаяАвтор статьи: Александров Сергей Валерьевич
Я уже писал выше о том что человеку необходимо вовремя дать обратную связь при явном переключении голосовых паттернов. Но обратная связь вообще является необходимым условием при работе с голосом. В отличие от мимики, движения, позы человек не может слышать свой голос , то есть он его слышит через свои головные резонаторы. Поэтому многие не узнают свой голос , если его слышит в записи. Но это зачастую отложенная обратная связь , которая менее эффективна. Это во-первых. А во-вторых человеку сложно отрефлексировать как его голос воспринимают другие. А голос , в отличие от мимики, позы, жестикуляции является основой речи, то есть имеет направленный социальный аспект. Поэтому у психотерапевта есть возможность восполнить этот пробел знания клиента о себе. Хотя, как показывает практика, такую обратную связь лучше собирать и давать в группе. Есть несколько рекомендованных правил для передачи обратной связи. Она должна иметь три аспекта: а) физические характеристика голоса, как то : темп, диапозон, высотность, паузы, громкость, ярковыраженные интонации, акценты, хрипота, осиплость и так далее б) метафора возникающая на голос , например, «голос струится», бархатистый, как колокольчик, как у медведя, и так далее, дело в том , что слов напрямую описывающих голос в языке гораздо меньше чем слов описывающих визуальные феномены. в) как именно на меня действует голос, например, раздражает что-то в нём, завораживает, пугает, смешит, расслабляет и так далее. С помощью этих аспектов у человека может сложиться достаточно объёмное представление о собственном голосе. Есть реальная проблема, которую можно описать следующим образом. Например , в художественную академию не возьмут дальтоника, а возьмут человека, который способен различать множество оттенков . В актёры , также берут людей, которые способны у себя отследить и выразить множество оттенков эмоциональных состояний. Но клиенты это люди, которые, в жизни привязаны к ограниченному количеству социальных ролей, но не способны почувствовать насколько адекватно они выражают эмоциональные состояния в этих ролях, чтобы быть понятыми. Чаще всего подобный «дальтонизм» связан с определённым неврозом, и может рассматриваться как симптом. Во время психотерапевтической сессии терапевт часто интересуется что клиент чувствует, что с ним происходит. Но надо понимать, что подобные вопросы имеют не чисто информационный характер, так как внимательный терапевт визуально и на слух понимает что происходит с клиентом, а чтобы понять насколько соответствует внешнее проявление переживания клиента с его внутренним представлением о себе. И здесь надо иметь в виду что несоответсвие внешнего проявления и описания клиента своего состояние может иметь разные причины, например: а) человек не осознаёт своих реальных чувств, переживаний, и даже избегает этого. б) человек привык скрывать свои реальные переживания, хотя и осознаёт в) у человека нет навыка выразить свои переживания и связать чувства со словами обозначающими эти чувства г) у человека искажённая связь внешних проявлений и чувств, которые он осознаёт. д) также надо учитывать возможный фрустрирующий эффект от самого вопроса терапевта, от чего могут появиться соответствующие интонации в голосе.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|