"Ментальные Замки": Пятёрка Популярнейших Внутренних Блоков

Автор статьи: Макс Ильин

По заказам, кто знает - поймёт ;)

Сегодня - снова по теме "внутренних запретов", ограничивающих убеждений, блокирующих когнитивных схем... 

Самые распространённые - многие их найдут у себя, как это сделал я и все осознанные клиенты. Откуда они берутся - скорее, из "Nurture", влияния социума, культуры и ситуации взросления. 

Прежде всего я хочу подчеркнуть эту очень важную границу - которую многие не проводят:

- В том, что у тебя "Иррациональные Верования", "Ментальные Блоки" и прочее... То есть, в 20-30 лет мышление частично на уровне 5-летнего ребёнка - ты скорее всего не виноват

- Однако - сейчас за то, что они у тебя все ещё активны, ты несёшь ответственность. Ты - главное заинтересованное лицо в том, чтобы их преодолеть, обновать и так далее.

То есть, эта вещь у многих в голове не "помещается", однако ближе к реальности: Можно быть полностью невиновным в чём-то, и при этом ответственным за это "что-то"

Например (за пример спасибо М. Комиссаровой) - жил человек, и тут наводнение/ураган/лесной пожар, снёс его дом и оставил без жилья. Кто виноват? Кому предъявлять? Президенту? :) Или это "его карма"? 

К сожалению, стихиям природы "предъявить" не выйдет - хочется, конечно, но невозможно. И всё же - на ком ответственность за то, чтобы у человека было жильё? "Кто сломал - тот и чинит"? Ждать, пока "Бог подаст"?

Вышеописанное - очень важный шаг от "детскости" к зрелости, не поленитесь "помедитировать" на такую тему.

* * *

Итак, по теме - блоки. Самые "модные" и распространённые; некоторые их "лечат" годами...

Примечание - это не столько родительские запреты; наивно верить в то, что ребёнок такой "послушный", и делает, что ему говорят. Скорее, это результат множества процедур - наблюдений за другими, наказаний, переживаний, интерпретаций... На основе которых принимается - попрошу заметить, на тот возраст вполне рациональное и адаптивное, потому что у ребёнка возможности ограничены - решение сделать "блок", следовать запрету.

Ментальные Замки Пят рка Популярнейших Внутренних Блоков

1. Блок Негатива.

Начинается с "Не плачь, ты уже большой мальчик", "Не ори на мать!"; "Смирнов, прекратите ругаться на уроке!".

И в целом, взрослых можно понять... Однако, когда это всё превращается в постоянный "поток запретов" - то это создаёт очень печальные последствия, даже во взрослом возрасте. 

Мы запрещаем себе:

- Чувствовать "плохие" эмоции ("Боже, что это - мне страшно?! Этого не может быть, я же мужЫк!!!")

- Думать "плохие" мысли (Ну-ка, кому снилось, как маме ноги ломают? А потом очень долго старались это не вспоминать, да?)

- Выражаться "плохими" словами (по той же схеме - это делает тебя "плохим", "негодным", "нежеланным" и т.п.)

И многое другое "по мелочи". "Снимается" не "разрешением" себе всех этих гадостей - хотя в каком-то смысле тоже; а рациональным, полноценным анализом со всех сторон; и конечно, безусловным самопринятием.

В принципе, это вообще то, о чём подробно пишет и рассказывает Брене Браун. Пресловутая "Уязвимость" - готовность быть нежеланным и непринятым. Откуда она берётся? Помимо всего прочего - из "внутренней силы"; когда у тебя есть ресурсы быть "желанным" и "принятым" для самого себя.

2. Блок Дискомфортной Деятельности.

Да, всяческая "прокрастинация", "не могу собраться", "не могу познакомиться" и т.п.

Вроде бы такие разные вещи? Нет, их объединяет одно - хотя, пожалуй, два :) :

- Низкий порог фрустрации. Представление о том, как это невыносимо скучно/трудно/страшно, и что это будет очень дискомфортно. Хотя, как я писал давно в посте, который цензура на этот блог не пропустила - всем знакомо явление "Разочарования В Страхах", когде нечто, ожидаемое "ужасным" и "невыносимым" - оказывается... Нормальным. Обычным. Стресс, конечно, но вполне терпимый, даже как-то обидно - я такую трагедию себе рисовал, а тут... :)

- Избегание Дистресса/Экономия Энергии. Тоже важный момент - как правило, наш "лимбический мозг" делает это автоматически; т.к. энергии у нас мало, расходовать её стоит только на важные (с "эмоциональной" перспективы) вещи - иначе такого прожорливого "деятеля" не прокормишь. На чём многие "планы" и "новогодние решения" запарываются - они не учитывают "эмоциональный двигатель", то, что "бессознательному" нужен приятный процесс и постоянная "дофаминовая доза"* :)

*Дофамин - нейромедиатор (это иногда называют неверно гормонами), который занимается именно что мотивацией - то есть, он "обещает удовлетворение"... Но его не даёт; чувство удовлетворённости связано с другим НМ, серотонином. Да, это всё условно, там множество механизмов и процессов - но для наглядности можем представлять себе так.

3. Блок Спонтанности и Креатива (Поискового Поведения).

Тоже "негативные последствия позитивных намерений". У любого ребёнка есть период импульсивности - когда он выносим с очень большим напряжением :) Как правило, при успешном "прохождении" этого этапа развития ребёнок формирует функциональные механизмы само-регуляции...

Да, функциональные - но не "оптимальные", скажем так. Иногда эти механизмы, "смоделированные" с взрослых, так насыщены предписаниями, догмами и "квадратно-гнездовыми" схемами, что гасят любой креатив и спонтанность в старшем возрасте. Опять же, это неосознанно - всё уже в подкорке, и просто так не изменится.

Что не означает "теперь вообще не измениться, ты проклят, карма-х*ярма" :) И также это не значит, что это отражается только на "творчестве", эстетической деятельности - этот блок проявлен везде, от заботы о своём теле до рабочих проектов.

Грубо говоря, этот блок можно описать как "Дискомфортный стресс при попытке делать что-то не так, как обычно". Очень абстрактно - если я буду ходить на руках весь день, это тоже стресс... Но думаю, разберётесь, не маленькие. 

4. Блок Релаксации.

Может быть, это и подвид "блока деятельности"... Хотя скорее - "полярный" к нему. Но вынесу отдельно - потому что факт современного социума в том, что большинство людей вообще не умеет отдыхать :) Серьёзно, в нас страшнейшим образом вдолблено "труд - хорошо, лень - плохо!", постоянное стремление в занятость ("имитация бурной деятельности"), в "воткнутость" куда-то, в продуктивность, прости господи...

И это при сидячем образе жизни, да. Вот такой парадокс. Поэтому медитация настолько мощнейшие эффекты показывает в каждом исследовании - человек может сесть, посидеть, ничего не делать и "выключить мозг" хоть ненадолго :) И это супер-навык - умение "Ставить Паузы".

5. Блок "Эволюции" (Обучения и Саморазвития).

В последнее время много об этом пишу. Совершенно, не стесняясь скажу, идиотоподобная уверенность, что "я такой, и это судьба"; мнение о себе как о стабильном, и главное - "понятном" объекте, который можно один раз и навсегда как-то оценить, категоризовать и т.п.

В посте я писал об "Установке Роста" и самоотношении "Я-Как-Процесс". На самом деле, даже проще - перестать воспринимать себя как "Объект", и окружающих соответственно (такая позиция называется "имперсонализм"). Мы все - "Субъекты", личности, развивающиеся "потоки сознания"; хотя при этом, конечно - обладаем и объектным аспектом...

Да-да, это я опять кидаю каки в огород современной "магифрении" да "шизотеризма": "А я тело? Или я душа? А что если я душа, и у меня есть тело? А если наоборот???". А дихотомия-то ложная, тебе не кажется, фелосаф? :) Может так быть, что ты "И тело, И душа (сознание)" сразу, или это невыносимая интеллектуальная нагрузка? В христианстве этот вопрос закрыт, кстати так сказать.

 



Просмотров: 456
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь