Принципы Общей Семантики: О вербальных границах познания

Автор статьи: Макс Ильин

Общая Семантика - раздел науки, основанный Альфредом Коржибским в 1930-х годах. В оригинале - ОС определяется как "Научная ориентация относительно языкогового и речевого поведения, способствующее эффективному использованию нервной системы".

Более простым языком - общая семантика это теория о том, как мы творим свою реальность с помощью языка и речи, слов и значений

Принципы Общей Семантики О вербальных границах познания

Кратко об истории создания: Альфред был рождён в Варшаве, которая на тот момент принадлежала (как и вся Польша) Российской Империи, участвовал в Первой Мировой. В определённый момент - был тяжело ранен в ногу, и в 1916 году отправился в Северную Америку, где позже и осел.

Будучи философом, Коржибский удивлялся одному факту - каким образом человечество, будучи настолько продвинутым в технологии, точных науках, инженерии... В вопросах социальных и межличностных находится на столько непостижимо низком уровне "детского сада", конфликтует и не может найти общий язык?

Исследовав эту тему, Альфред сделал интересующее его - и нас - открытие: оказывается сам наш язык, его структура и то, как мы его используем - способствует недопонимаю, когнитивным искажениям, заблуждениями и всей прочей "дефективной шушере" в нашей повседневной жизни.

Однако, это не означает, что язык - зло. Язык - это инструмент познания и коммуникации, который развивается и эволюционирует вместе с людьми. Более того, Коржибский считал именно языковые способности основной отличительной чертой человека - благодаря языку, речи и письменности люди могут "связывать время", передавать опыт и знания; на что неспособна ни одна другая форма жизни.

Общую Семантику Альфред задумал и разработал прежде всего именно ради этого - усовершенствованния "время-связующей" способности человечества. 

* * *

Ладно, а теперь "ближе к земле". Знаменитые тезисы Общей Семантики:

Карта - не является территорией, которую представляет. Слова и понятия - не отражают полностью ту реальность, которую описывают. Более того - любая карта является лишь частичным описанием территории (опыта).

Уровни Абстракции. Известный "Структурный Дифференциал" Коржибского - основан на том наблюдении, что:

- На уровне событий - мы не в курсе "Всего, Что Происходит"; нам доступна лишь часть.

- На уровне ощущения - в виду того, что наши органы чувств также ограничены, мы чувствуем объекты и явления лишь частично, в рамках сенсорных способностей человеческого тела. То, что мы ощущаем - не равно тому, что происходит

- На уровне "феноменологии" - то, что мы воспринимаем, не равно тому, что мы ощущаем. Наши "когнитивные фильтры" так или иначе отбрасывают многие характеристики воспринимаемых объектов, чтобы сформировать доступный целостный образ.

- На уровне описаний - соответственно, то что мы описываем, не является тем, что мы воспринимаем. Так как язык тоже имеет свои границы и недостаточности.

- На уровне значений и суждений - то, как мы это понимаем, опять же не является равным тому, как мы это можем описать.

* * *

"Встроенные" Лингвистические Смещения (ошибки, которые "провоцирует" сама структура языка):

1. Идентификация, Уравнивание "Объект=Термин". Коржибский проповедовал "Упразднение идентификации" - что понятно, ввиду чуть выше изложенного. В английском, это "вылилось" в создание English-Prime: версии языка, в которой отсутствует глагол "Is" (есть, является) и все его производные.

В русском - практика подобного также возможна, но несколько усложнена тем, что у нас нет "Эксплицитной Идентификации", мы не используем формы "Федя есть дурак", у нас она подразумевается: "Федя дурак!".

В "Русском-Прайм", мы будем вынуждены использовать описания процесса, подобия и отдельных характеристики: "Федя ведёт себя как дурак"; "Федя похож на дурака" и т.п.

2. "Всёшность" (Allness). Иллюзорная предустановка о том, что возможно знать и сказать "всё обо всём". То есть, что наши описания и представления вообще могут быть полными, завершёнными, абсолютными, определёнными и конечными...

Опять же, просто смотря на "Структурный Дифференциал" - становиться понятно, что это иррациональная и нереалистичная уверенность.

В общей семантике - рекомендуется принять Менталитет Рационального Смирения: то, что всё на 100% знать, понимать и описать не способен ни один человек ни одним языком (будь то русский, английский, санскрит или иврит и т.д). Это на уровне намерений.

На инструментальном уровне - ещё сам Коржибский рекомендовал использовать в случаях сомнений окончание фраз "Et cetera" - "И так далее"; подразумевая, что завершённо и полноценно рассказать "всю историю" невозможно.

3. "Подразумение" Однозначности. Это - сразу несколько "когнитивных искажений":

- Принимать, что "слово = значение". 

- Принимать, что "моё значение = твоё значение". Слова-то ведь одинаковые!

- Вообще вся идея, что "слова имеют значения". Это, конечно, "научный факт" - но на деле, слова это просто слова; указатели и символы каких-то отдельных объектов.

В обыденной жизни это всё выливается в то, что названо термином "Bypassing" - "Мимохождение": когда люди говорят об одном и том же, на одном языке и даже одинаковыми словами... И при этом, всё равно говорят о разном и друг друга не понимают!

4. "Провалы в Различении". Это - формы игнорирования, "продвигаемые" устройством языка:

- Стереотипия: игнорировать ньюансы, вариации, индивидуальные различия и т.п. Вызвано самой абстрактной природой слов - "собака" это любая собака, что волкодав что пудель; "дерево" - это любое дерево, ель, берёза, пальма и т.д.

- "Застывшие" Суждения: игнорировать процесс изменений и флюктуаций, "было так однажды - будет так и впредь". 

- Поляризация: игнорировать разницу в противоречиях (истинных дихотомиях) и противоположностях (ложных дихотомиях). В языке - эти вещи не различаются (ни в одном), это всегда описывается через "Или". 

Реальная, подлинная дихотомия - это в духе "я или беременная, или нет"; "Или во мне два метра роста, или не два". Среди этих двух утверждений - нет "пространства", континума, промежуточного спектра.

А, например, "Пойти в бар или сделать презентацию по квантовой физике?" - создаёт квази-проблему самой своей формулировкой. Следует применять Тест "Или-в-И": что, если вопрос стоит "Как И пойти в бар, И сделать презентацию по квантовой физике?" Это уже совершенно другая задача, не подразумевающая "принятие окончательных решений".

5. Смещение Факта/Оценки. Заключается в том, что часто мы мешаем в кучу факты (реально воспринятые объекты, которые мы описываем) и наши суждения-заключения о них. Опять же, в языке для этих двух разных уровней абстракции никаких "отличительных" признаков не существует: поэтому мы можем спокойно думать о "Мой босс опять будет пилить мозги" как о факте. Хотя это - суждение, твоя субъективная оценка факта: факт заключается только в том, что босс тебя вызвал к себе и собирается обсуждать недостатки в твоей работе.

* * *

"И многое другое", как говорится :) Обо всём в небольшом посте не напишешь - тем более он уже большой... Но ещё хотелось бы отметить Экстензиональные Девайсы из Общей Семантики; которые помогают, по крайней мере в письменной речи, быть более "близким к миру событий", осознанным:

1) Индексы - отмечать "Который?". Можно цифрами, можно буквами, главное - не "поддаваться" языковой тенденции к сверхобобщению стереотипами.

2) Датировка - отмечать "Когда?" Это "вакцина" от застывших и окончательных суждений.

3) Шкалирование - отмечать "Насколько?"

4) Использование Объединения-Через-Дефис. Позволяет создавать более объёмные и комплексные понятия; они, конечно, тоже не "окончательны" и всеобъемлющи, но помогают описать реальность корректнее.

5) Применение "Кавычек"     - вещь, которая подчёркивает "условность терминов", обращает внимание на абстрактные и символические особенности использованного слова; это не "объект" в его данной реальности - это просто способ дать понимание о нём.

6) "Эт Сетера" - уже указанное применение "И т.д.", "И т.п.", "И пр." Противовес иррациональной тенденции считать описания и определения чего-либо конечными и завершёнными.

* * *

Возможно, позже опишу и специфические упражнения на развитие "Расширенной Ориентации", а пока спасибо за труд и внимание :)



Просмотров: 408
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • "Мандрагора" - от слова "мандраж". Опыт избавления от панических атак.
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • Работа с метафорой (упражнение "Моя книга" с набором "Слова и смыслы")
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь