Как известно существуют две реальности субъективная и объективная. И я хотел бы более подробно об этом написать, так как это важно, на мой взгляд, в том числе и для того чтобы понять что собственно происходит между терапевтом и клиентом.
Как то обнаружил странное обсуждение на ФБ , где люди на полном серьезе писали о том, что «Маленький Принц» ужасное произведение. Конечно, на вкус и цвет товарища нет. Но для меня оно ценно хотя бы тем, что там действительно показано детское восприятие мира. Ребенок с точки зрения взрослого эгоцентричен, он воспринимает себя центром мира. Фактически у ребенка своя собственная планета, где он полный хозяин. И когда он начинает понимать , что и другие люди тоже обладают собственным миром, собственными планетами ему становиться ужасно интересно , а как у них там — на других планетах. Помню в детстве была очень популярна научная фантастика. Люди летали по всей Вселенной. Узнавали разные планеты, миры. Там могли быть самые невероятные явления. И было любопытно узнавать причины этих явлений. Вернусь к метафоре, которую предложил Экзюпери. Каждый обладает , наблюдает, изучает , обустраивает, свою собственную планету. И когда я общаюсь с другим человеком , то в этой метафоре , я устанавливаю информационную связь с его планетой, сам при этом там оказаться не могу, а могу лишь полюбопытствовать, и попросить рассказать его об том мире , в котором он живет. В этом мире многое может показаться мне очень странным, что то невероятным. Я могу поделиться и рассказать ему , как на моей планете обстоят дела с тем или иным. Возможно мы найдем какие то параллели или у нас все будет по другому, по разному. Разная экология планеты, разная эстетика, разные смыслы, разный дизайн.
Попробуем придерживаясь этой метафоры представить что собственно может происходить между клиентом и терапевтом, между их планетами.
Во-первых. Если человек пришел на терапию, то на его планете не все в порядке. Скорее всего проблемы экологического плана, реже поднадоел дизайн «японского садика». Итак , клиент приходит и начинает рассказывать терапевту о катастрофическом положении на своей планета, каких то ресурсов недостаток, каких то переизбыток. Единственно чем в этот момент терапевт может помочь это внимательно и с любопытством слушать и спрашивать проясняя наиболее странные места.
Но ведь и терапевт является обладателем своей планеты. И тогда возможно не только обмен информацией. Дело в том что мир так устроен, что планеты могут соприкасаясь различными полями воздействовать в том числе и на экологию других планет. Например, известно, что Луна вызывает приливы, Солнце — нагревает Землю, а по ночам можно наблюдать северное сияние. То есть между планетами терапевта и клиента может возникнуть непосредственная полевая связь . И тогда клиент может рассказывать терапевту , что происходит на его планете от этого воздействия в режиме здесь и теперь, а терапевт , соответственно, может делиться своими наблюдениями.
Роджерс , как известно, назвал свою терапию клиентоцентрированной. Планета клиента во время этой терапии является центром мироздания.
Это все субъективная реальность клиента. Чтобы понять чем в корне отличается эта реальность от объективной реальности, лучше всего соотнести геоцентрическую систему и гелиоцентрическую. Дело в том, что при непосредственном восприятии реальности мы конечно видим что Солнце вращается вокруг Земли, и только благодаря нарисованным схемам и дополнительному объяснению мы можем представить себе, что Земля вращается вокруг Солнца.
Итак у нас есть возможность передавать схемы и все объяснять и интерпретировать. Тогда мы можем не только любопытствовать и делиться своими наблюдениями, но и передавать некие схемы клиенту, которые как бы объясняют общие процессы во Вселенной.
Но здесь у клиента может возникнуть серьезная дилемма: или доверять своему непосредственному опыту , и оставаться в «геоцентрической системе, или доверять некоему всеобщему опыту, игнорируя свой , и переходить на «гелиоцентрическую систему». У меня еще много мыслей в связи с этой метафорой , но пока ограничусь этим сообщением. Спасибо за внимание.