|
Душа скрипкиАвтор статьи: Евгения Куликова
Несколько золотых монет упало в ладонь вдовы. - Эти монеты скрасят твоё одиночество и сделают твой скудный обед сытнее. А мальчика я забираю себе. Мне нужен толковый ученик. - Да благословит Вас Мадонна, сеньор! - женщина поцеловала руку старика. Затем крепко обняла и расцеловала сына: - Иди, Тото, и будь хорошим мальчиком, слушайся сеньора! Даст Бог, выучишься и сам станешь мастером, уважаемым человеком. Согреешь сердце матери на старости лет. Мальчик кинул котомку с пожитками через плечо и последовал за стариком по мощёной улице Кремоны, всё дальше и дальше от родного дома. Мастер шёл и размышлял про себя: - Трудновато идти, прошёл совсем немного в гору, и уже одышка. Стар я стал. На долго ли меня хватит? Успею ли я передать этому мальчику секреты мастерства? Столько учеников и всё впустую, никакого толку. Никто из них даже близко не сумел сделать инструмент подобный моему. Сын же мой не оправдал надежд моих и предпочитает праздность труду. Ах как жаль! А музыка должна жить... Может быть, этот мальчишка окажется более талантливым и трудолюбивым, чем другие? *** Поначалу Мастер давал мальчику только самые обычные поручения - сбегать в лавку к мяснику, передать записку, подмести пол в мастерской. Но Тото не роптал, а выполнял всё, что велел хозяин. Когда же был свободен от поручений, он не бегал по двору, как другие мальчишки, а оставался в мастерской и внимательно следил за работой маэстро. Ему казалось, что на его глазах совершается таинство, происходит чудо - из простой деревянной доски на свет появляется дивный предмет, способный издавать божественные звуки. Мастер казался мальчику Богом, а сам он был свидетелем сотворения мира с его чудесами. Когда он омелился сказать об этом старику, тот долго смеялся: - Это всего лишь мастерство, Тото! Это навык, которому можно научиться. И я обучу тебя этому мастерству. - Неужели я смогу делать подобные вещи? - Вполне возможно. Если будешь стараться, конечно. А если Бог даровал тебе талант, то возможно, ты превзойдёшь меня! Но это можно будет узнать только позже, гораздо позже. Это большой труд, Тото, и на это нужно потратить много времени. Так хочешь ты стать мастером? - О да, сеньор! - восторженно отвечал мальчик. - Ну что ж, завтра утром начнём обучение! - постановил старик. *** Рано утром, еще до рассвета Мастер разбудил Тото: - Вставай, одевай тёплую курточку, на улице холодно, а нам предстоит долгая поездка. Мальчик послушно встал, оделся, взял кусок хлеба со стола. Во дворе их ожидала крытая повозка, запряжённая крепкой лошадкой. Они уселись и возница тронул лошадь. - Куда мы едем, Маэстро? - спросил мальчик. -О, это твой первый урок, Тото! Я дам его тебе в необычном месте. Мы едем туда, где начинается музыка. Мы едем в горы! - В горы? Почему именно туда? - Погоди, ты всё узнаешь! Они ехали довольно долго, и только после полудня достигли первых возвышенностей. Дорога стала подниматься в гору, но крепкая лошадка хорошо тянула, и вскоре они оказались довольно высоко. Мальчик озирался по сторонам. Везде по склонам росли деревья, но не те, что Тото привык видеть в долине По. - Что это за мохнатые деревья, сеньор? Какие странные у них листья! - Эй, возница, останови лошадь. Мы слезаем, - крикнул Мастер. Кряхтя он сполз с повозки. - Тото, пойдём, я покажу тебе эти деревья. Ради них мы сюда и приехали. - Только ради них?! Мы тащились сюда так долго, чтобы посмотреть на этих истуканов? Конечно, сеньор, они странно выглядят, но что в них такого особенного, что Вы в вашем почтенном возрасте решились проделать столь долгий путь? - Это ели, сынок! Настоящие ели. Такие растут только в Альпах. Я хочу, чтобы ты знал - с чего начинается изготовление инструмента. Именно здесь выбирают дерево для рубки. И не каждая ель подойдёт для этого. Посмотри. Чем выше в горах растёт ель, чем холоднее зима, тем плотнее ствол дерева, тем гуще и громче звук инструмента, который изготовлен из такой ели. Конечно, мы - мастера скрипичных дел, не занимаемся заготовкой дерева. Мы покупаем подходящие доски у краснодеревщиков. Но всё-таки ты должен знать - откуда берёт силу звук скрипки, чем наполнен этот звук. Из ели делают верхнюю деку скрипки, она отвечает за басовые ноты. Ты ведь знаешь, что скрипка говорит разными голосами - то чуть выше тон, то чуть ниже. В плаче скрипки - вой альпийских ветров, гул древесного сока, когда он бежит от корням к вершине. Посмотри ещё раз внимательно на эти ели, как они растут. Вон та - глянь - растёт в тени других деревьев, словно прячется от холода и ветра и даже в ясную погоду не видит солнца. Она не подойдет для скрипки - слишком много влаги, слишком сыра древесина и немощен ствол. Лесник пройдёт мимо такого дерева, и правильно сделает. А выберет он то дерево, что растёт открыто, и не боится ни мороза, ни ветра, ни солнца. Сопротивляясь ветрам, ствол дерева станет упругим. А упругая доска как раз и создаст тот особый резонанс, даст именно тот отклик, которого так ждут от скрипки пальцы музыканта, а затем и слушатель. Запомни и полюби это дерево, мой мальчик. Так ты лучше сможешь понять скрипку, а поняв, полюбишь её. А лучший инструмент рождается только в любви, только в любви. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|