Объединение техник ТА и системной теории в работе с парами (перевод статьи Роберта Ф. Массей) часть 1

            Объединение техник ТА и системной теории в работе с парами.

       (Techniques for integrating theory and systems theory in couples therapy)

                     Transactional analysis journal Vol. 19, No. 3 July 1989

                                                   Robert F. Massey

Перевод – Котляров Дмитрий.

Краткий обзор.

Выбор техник в терапии пар требует четкого оценивания уровня сопротивления и готовности партнеров к изменениям своей системы. В этом оценивании помогают  знания о фантазиях пары и задания, которые может использовать терапевт. Нами было обнаружено два несовпадения между ТА техниками и техниками системной теории.  Большинство ТА техник это  основанные на согласии, переориентирующие (diversion) интервенции. В системной терапии чаще используют основанные на сопротивлении,  сокращающие (compressive) техники. Для демонстрации этих техник используются случаи из практики.

______________________________________________________________________

Берн (1961) заявлял, что терапия супругов «наиболее стимулирующий опыт во всей [его] психиатрической карьере». Рассмотрев взаимоотношения в паре, которые включают концепции комплиментарности, циркулярной причинности, симбиоза, пассивности, сценарных контрактов, контрактов взаимоотношений, взаимосвязанную рэкетную систему, двойные захваты, социально-психологические узлы и дилеммы, обобщающие несколько поколений (multigenerational dilemmas) Массей (1989) обнаружил параллели   и общие черты между транзактным анализом и системной теорией. Представление о личностных и социально-структурных (social-structural) процессах не как об изолированных друг от друга, а как о динамических переменных, которые соединены в социально-психологической реальности интимных взаимоотношений, дает возможность поставить верный диагноз и делать успешные интервенции.

Оценка готовности и сопротивления изменениям.

Уровень кооперации пары или ее сопротивления изменениям диктует выбор терапевтических интервенций. Некоторые пары, имеющие проблемы активно ищут и кооперируются с профессиональной поддержкой. Другие приходят в терапию, но сопротивляются тому, чтобы встретиться со своими проблемами или противятся изменениям своих дисфункциональных паттернов. Также есть и такие, которые испытывают некоторую форму принуждения – когда один партнер принуждает своего супруга прийти на терапию или же пару заставляют обратиться к терапевту другие члены семьи  или какие-либо организации. Последние часто остаются пассивными и не работают в терапевтическом процессе. (Инглиш, 1975).

Интервенции основанные на согласии и на сопротивлении. Пэпп (1980, 1983) заимствовал термины у Rohrbaugh, Tennen, Press и White (1981) - “основанные на согласии” (compliance-based) и “основанные на сопротивлении” (defiance-based). Основанные на согласии техники могут быть использованы, когда пара согласна с задачами терапии и принимает предложения и рекомендации, содействующие изменениям. Стратегии, основанные на сопротивлении требуются в случае противодействия супружеским или терапевтическим усилиям, направленным на изменения. При эффективной основанной на согласии интервенции, неопсихическое эго-состояние вовлекается в конструктивное решение проблем и эмпатическую заботу. Однако, когда кажется, что пара согласна с интервенциями, терапевту необходимо проверить, действительно ли они приняли изменения в структуре своих отношений или же просто подчинились психологу как авторитетной фигуре.

В дисфункциональных отношениях паттерны в паре имеют вид двойных захватов и социально-психологических узлов, которые создают дилеммы (усиленные влиянием поколений), относительно возможностей конструктивных изменений. Родительское программирование или динамика архаичного Ребенка становятся видимыми, когда в интеракциях пары появляется пассивное поведении. Их симбиотические паттерны построены вокруг симптомов, и поэтому они сопротивляются конструктивным изменениям. В таких случаях требуется использовать интервенции, основанные на сопротивлении. Эти интервенции предназначены для того, чтобы партнеры стали бороться против терапевтических интервенций, а не против своего собственного потенциала и построения удовлетворяющих взаимоотношений.

Переопределяющие и сокращающие техники. Stanton (1984) различает переопределяющие и сокращающие техники. Переопределяющие техники могут вызывать противодействие и поэтому требуют некоторого согласия, для того чтобы быть успешными. Такие техники «непосредственно направлены на то чтобы, переопределять, препятствовать или мешать функционированию паттернов в текущем процессе - чтобы остановить их, привнести в них изменения или заменить их чем-то  другим». Переопределяющие техники включают в себя прямые разрешения и указания.

Когда клиент сопротивляется и не придает значения рациональным и прямым интервенциям, побудить его к изменениям могут сокращающие техники. С помощью сокращения, терапевт предлагает клиенту усилить симптоматическое поведение, которое является символичным по отношению к некоему историческому или текущему конфликту. Stanton объяснял, что с помощью этой техники происходит сокращение дистанции между клиентом и позицией «требующего» (demander), так чтобы эта близость была некомфортна для него и произошла прямо противоположная реакция. Сокращение помогает клиенту выйти из ограничивающих и дисфункциональных паттернов к более «свободным от обязательств» позициям. В терминах ТА “требующий” это тот, кто дает приказание другому или тот, кто, находясь в близких отношениях со своим партнером давит на него, требуя лояльности к своему приказанию. К примеру, партнеры, имеющие усвоенный запрет «Не будь близким» высказывают неудовлетворение тем, что их частная жизнь без разрешения подвергается вторжению со стороны друг друга. После того как использование переориентирующей  техники не помогло решить проблему, терапевт может настоятельно советовать им избегать контактов с друг другом в течении пяти дней. Партнеры могут найти это предписание чрезмерным, игнорировать его и установить более комфортный уровень своих взаимодействий.

Большей частью, ТА терапевты развили, основанные на согласии, переориентирующие техники для того, чтобы содействовать изменениям в дисфункциональных парах. ТА терапевты предпочитают контрактную модель, когда клиент ясно формулирует проблему, с которой он хочет иметь дело и желаемые цели своих изменений. Семейно-ориентированные  терапевты, работающие с семьей, тоже развили методы, с помощью которых можно помочь парам, которые в основном кооперируют свои усилия с усилиями терапевта. Однако, системные терапевты, больше сфокусированные на энергии гомеостаза и сопротивлении разработали стратегии, чтобы способствовать изменениям в симбиотических и пассивных парах.

Пары часто раскрывают перед терапевтами свое понимание дисфункций и разыгрывают их в течении сессии, одновременно демонстрируя, что совершенно не знают как выйти из своего общего дискомфорта. Эффективная терапия пар направлена на 1) разбалансирование и рассоединение  дисфункциональной комплиментарности; (Минухин & Фишмэн, 1981), 2) изменение подкрепляющихся паттернов в повторяющихся циклах взаимодействий (Сельвини Палацолли, Босколо, Чеччин, & Прата, 1980), и 3) стимулирование новых тем и «акцентирований» (punctuation) (Минухин & Фишмэн, 1981; Вацлавик, Бевин, & Джексон, 1967) между взаимодействующими сторонами.

Терапевтические интервенции в работе с парами.

Форма терапии. Терапия пар может, происходит либо в работе с одной парой либо с несколькими. (Берн, 1961; Пэпп 1982b, 1983). Основываясь на предположении, что пара переживает дисфункцию, установив  «взаимные договоренности» (т.е. циркулярные комплиментарности), которые могут поддерживаться дилеммами, передающимися из поколения в поколение (сценарием), Пэпп (1982b) развил пятиэтапную модель ведения терапии пар:

1) добиться того, то чтобы пара сформулировала, то, как она понимает свои проблемы. Четкое прояснение проблемы позволяет и партнерам и терапевту понять, какие изменения ожидаются в итоге эффективной терапии;

2) вылепить/станцевать виденье своих отношений в паре;

3) дать задание, направленное на изменения пассивного симбиоза пары.  

4) проанализировать, как это задание было или не было выполнено и какими оказались последствия изменений;

5) повторять третий и четвертый этап, принимая во внимание предыдущие результаты заданий, до тех пор, пока проблема не будет решена или пока терапия не завершится.

В течение всего процесса терапевт оценивает то, как партнеры функционируют. Невербальная лепка,  серия заданий, сформулированная парой, проблема в добавление к наблюдениям терапевта, обеспечивают непрерывными сведениями для оценки и планирования интервенций.

Образная лепка-танец как диагностическая техника. Пассивные, симбиотические пары часто не осознают своих ослабляющих и циркулярно подкрепляющихся комплиментарностей. Слова, из-за своей линейной и сегментированной природы, не могут полностью охватить сущность отношений в целом. Соответственно, Пэпп использовал метафоры и образы для того, чтобы передать символы циркулярных комплиментарностей. Берн (1972) также использовал метафоры для понимания сценариев. Метафоры, которые пары передают через танец обеспечивают терапевта ключом к пониманию их отношений и сценарных контрактов (Берн, 1961).

Образная лепка-танец начинается с того, что каждый партнер расслабляется с закрытыми глазами (Пэпп, 1983). Затем каждый представляет своего партнера как некую фигуру или предмет, а потом представляет себя как некую форму или объект по отношению к своему партнеру и воображает танец между ними. Потом партнеры по очереди, используя как можно меньше слов, называют фигуры, которые их символизируют, и какую позицию каждая занимает по отношению к другой, и затем танцуют их танец. Образы и танцы различаются настолько, насколько партнеры способны принимать друг друга. Танец символизирует конкретные дилеммы в паре.

К примеру, в случае с Сюзанной и Дагом, она изобразила его как скалу Гибралтара, как символ стабильности, и себя как альпинистку, которая взбирается только  по только одному маршруту, намек либо на то, что она еще развивается иили на ее нерасположенность понять и оценить Дага полностью.  Даг вообразил себя растущим деревом и Сюзанну как красивую птицу, которая колеблется между тем устроится ли ей на ночлег на одной из веток дерева или свободно улететь прочь. Это наводит на мысль, что Даг имеет потребность в развитии и ему требуется осознать, что он не может контролировать ее шаги к самостоятельности и что он иногда боится, что она не вернется.

В работе с Полом и Франческой (Массей, 1989) Пол представил себя отцовскими часами, которые предсказуемо отбивают ритм; он является моделью непрерывной работы, хорошо выдержанной и ограниченной в контактах. Он изобразил Франческу как вазу с чудесными цветами. Пол хочет от нее, чтобы она выглядела прекрасно, дожидалась его высокой оценки, не действовала самостоятельно и была бессильной без надлежащей поддержки. Франческа представила их как двух щенков, играющих друг с другом, указывая на свое желание в обоюдном развлечении и в облегчении от бремени взрослой жизни.

В другой паре, которая успешно разрешила большинство своих проблем жена перед окончанием терапии изобразила себя и мужа как двух птиц летящих рядом друг с другом, расслабленных и спокойных. Муж увидел ее как лес, в котором он «сидел как птица, прекрасная и спокойная». Использование того же самого символа обоими партнерами, демонстрирует близость восприятия и может также указывать или на активное разрешение проблем или на пассивность. К примеру, в паре, с ослабевающими отношениями оба супруга представили друг друга как плюшевых медведей, но он увидел себя как песочные часы, из которых утекал песок, а она представила себя как Алису из Страны Чудес, чье утешение отвергал плюшевый медвежонок.

Партнер может демонстрировать свою пассивность по отношению к взаимоотношениям не создавая никакого образа. К примеру, бывший гомосексуалист, который задавался вопросом как долго он может быть с девушкой, с которой он создал чрезвычайно удовлетворительные отношения, отвечал, что не имеет никакого образа до тех пор, пока терапевт не предложил придумать сначала танец. Вполне возможно парень смог придумать танец, подчинившись своему строгому драйверу «Радуй других». Девушка в свою очередь визуализировала их как две прочно соединенные балки на чердаке, которые держали дом во время шторма. Эти фантазии наводят на мысль, что она полностью готова к отношениям и к терапии, и к тому, что очень важно быть осмотрительным, стимулировать в этой паре мужчину в укреплении отношений, до тех пор, пока он самостоятельно не выберет, того чего он хочет. Исследование комплиментарности в этой паре помогло обнаружить, что его воздержанность от взаимоотношений отражает не только его динамику, но также и его желание защитить ее от неуверенности относительно длительных и заинтересованных отношений. Ее колебания возникли из-за  того, что она выросла в семейной системе, родительские отношения в которой были напряженными из-за алкоголизма отца.

Иногда терапевт может интуитивно почувствовать, что пара настроена на то, что чтобы расстаться, например, когда жена представляет мужа как мяч для гольфа, а себя как игрока, который собирается сделать дальний удар. А муж визуализирует жену как женщину с двумя лицами, одним красивым и привлекательным, а другим, которое является более отчетливым, ужасно противным.

Основанные на согласии, переопределяющие техники ТА.

Некоторые ТА терапевты разработали основанные на согласии, переопределяющие техники.

1) в технике шести стульев, пары используют разные стулья, для того, чтобы идентифицировать свои эго-состояния (Штунц, 1973). Это позволяет партнерам обсудить проблемы, с учетом разнообразных уровней переживаний;

 2) Эрли и Буш (1978) направляли свои усилия на активацию энергии всех конструктивных эго-состояний пары, используя коммуникативную формулу: «Когда ты…..Я чувствую….Потому, что я верю….То что я хочу от тебя это….Сделаешь ли ты это?». Использование этой формулы обеспечивает пару структурой преодоления конфликтов с помощью удовлетворяющего разрешения проблем. Когда напряженность в паре приводит к некоторым разногласиям, это формула помогает паре избегать либо возникновения запутанности, появляющегося из-за напряженной ссоры либо возникновения изолированности из-за отстранения.

3) С помощью плана игры Джеймса (1973) пара опрашивается о последствиях того, «что происходит снова и снова» во взаимоотношениях. Это схематизирует циркулярно подкрепляющиеся поступки также как и сопутствующие им чувства и расплаты, которые стали паттернами. Затем пара может подумать над альтернативой этим поступкам и последствиям. Это схоже с процессом Карпмана (1971, 1980), в котором клиента приглашаются становиться более осознанным и использовать свои выборы.

Эти три первые техники фокусируются на специфических концепциях ТА; последующие три техники направлены на исследование более общеизвестного контекста взаимоотношений.

4) Лестер (1980) рекомендовал останавливать игры в течение сессий, которые были направлены на решение проблем, путем позитивных поглаживаний и увеличения функционирования  эго-состояния Взрослого. Согласно ему, дисфункциональные пары редко общаются из состояния Взрослого и, как правило, боятся потери поглаживаний, несмотря на то, что они в основном негативные. Успешная супружеская терапия (а) придает энергию Взрослому эго-состоянию партнеров для того, чтобы помочь им понять свои отношения и увеличить свою  кооперацию, (б) фокусируется на «индивидуальных проблемах… конфронтируя большинству повторяющихся игр в отношениях и, исследуя внутри каждого партнера факторы, которые приводят к началу игр».

5) Дюсей и Дюсей (1983) связывают текущий дискомфорт с ранними болезненными переживаниями  и предлагают обеспечить пару новой поддержкой. В начале партнеры вербализируют чувства, сопутствующие их конфликту в нынешних взаимоотношениях, а затем  вспоминают, когда они испытывали те же чувства в процессе их раннего развития. Потом в совместной работе со стульями, терапевт поощряет каждого партнера сначала предоставить защиту и комфорт своему внутреннему ребенку, а затем Ребенку своего партнера. Это помогает связать партнеров с помощью понимания и нежной заботы и разделить текущую энергию от прошлых обид.

6) Техника воображаемого брака Мэтушкa (1972) раскрывает обобщающую несколько поколений сценарную динамику, что одновременно и побуждает и препятствует удовлетворяющему браку. Здесь партнеры рассказывают о том, как они думают каким бы был брак между матерью мужа и отцом жены и наоборот. Это техника делает открытыми скрытую динамику их отношений и сценарные контракты, что препятствует и способствует их взаимоотношениям. Таким образом, они оказываются в положении, где они могут избавиться от старых тенденций и начать формировать свои собственные удовлетворяющие паттерны.

В то время как шесть вышеописанных техник относились больше к конкретным аспектам взаимоотношений пары, две последующие техники касаются всестороннего лечения пар.

7) В диагностике и лечении взаимоотношений  пары Бойд и Бойд (1981) фокусируются на трех компонентах:  а) заботе (взаимное уважение и принятие); б) близости (эффективная коммуникация чувств); в) совместимости (схожесть базовых ценностей). Определенные симптомы указывают на дисфункцию отдельных компонентов (т.е. сексуальные проблемы и недостаток совместных игр наводят на мысль о трудностях в близости). Для каждого компонента будет своё лечение.

8) «Взаимосвязанная рэкетная система» (Эрскин, 1982) пары  укрепляется дисфункциональной динамикой. Терапия рэкетной системы (индивидуальная или парная), которая иногда выполняется вместе с работой по сценарным перерешениям, препятствует поведенческим, когнитивным и аффективным уровням переплетенной рэкетной системы в паре. Изменение сценарных убежденийчувств, рэкетных проявлений и подкрепляющих воспоминаний приводит к модификации сценария партнеров. Новые реакции обеспечивают альтернативными подкрепляющими воспоминаниями, которые приводят к изменению стиля жизни и отношений. При выполнении контракта на изменение, общая динамика пары отсоединяется от ранних дисфункциональных паттернов и пара создает более удовлетворяющую последовательность своих взаимодействий (Эрскин, 1974).

Сравнение техник. Все вышеупомянутые техники обеспечивают терапевта обстоятельствами межличностных взаимоотношений. Они  направлены на изменение «взаимопереживания», «взаимодействия» и «взаимовоспрития» (Лэйнг, Филлипсон & Ли, 1966) в паре для «реструктуризации» отношений в более стимулирующее русло (Бойд и Бойд, 1983; Минухин, 1974).

Среди всех ТА подходов к диагностике и лечению пар, Бойд и Бойд (1981) выдвинули наиболее систематичную классификацию взаимоотношений, в то время как Эрскин (1982) обеспечил наиболее системным пониманием взаимоотношений в паре. По мнению одного из транзактноаналитических супружеских терапевтов Лестера (1980), системная теория работы с парами имеет слабое отношение к методам работы с парами Бойдов. Лестер затрагивал системную теорию, начиная с личной работы с клиентами, которая включала прерывание игр, расширение осознания относительно того, что говорит партнер об определенных проблемах и использование «пустого стула», для того, чтобы один из партнеров рассказал другому о своем новом решении. Бойд и Бойд упоминали о системных переменных в процессе лечения сценарных проблем. Все три автора подчеркивают важность личной или индивидуальной работы.

Указанные подходы подспудно предполагают, что они  в основном не годны для работы с парами, которые хорошо адаптированы к своим дисфункциональным паттернам. C помощью этих техник исследуются возможности партнеров и то как они могут использовать сложившиеся вокруг них обстоятельства для активного преобразования социально-психологической динамики in vivo, и таким образом непосредственно изменять циркулярно подкрепляющиеся комплиментарности (Массей, 1985, 1986а, 1986b, 1987; McClendon & Kadis, 1983). Эрскин (1982) указывал на возможность в работе с парой использование техник сценарных перерешений. Его терапия рэкетной системы направлена опознание и вмешательство в комплиментарности и разнообразные уровни циркулярности во взаимоотношениях пары. Он рекомендует как «финальную цель лечения… объединение личностных изменений каждого партнёра в здоровую семейную структуру». Расширение этого подхода для того, чтобы включить в него влияние поколения бабушек и дедушек, как указывает Мэтушка (1972) является очень полезным и увеличит влияние анализа и интервенций.

Все восемь этих основанных на согласии или переопределяющих техник, если их использовать систематически (Массей, 1985) могут эффективно изменить комплиментарности и циркулярно подкрепляющиеся симбиозы, когда пара с проблемами будет кооперироваться с терапевтическими интервенциями. Однако, когда пара игнорирует или опровергает прямую терапевтическую помощь в течение длительного времени, использование этих техник окажется непродуктивным. Партнеры договариваются на секретном уровне защищать свои симбиотические комплиментарности, которые они, возможно несознательно, понимают и переживают, как наиболее удачные договоренности, которыми они руководствуются в настоящее время. Основанные на сопротивлении, сокращающие интервенции в таких сложных ситуациях обеспечивают терапевта альтернативой.



Просмотров: 546
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Объединение техник ТА и системной теории в работе с парами (перевод статьи Роберта Ф. Массей) часть 2
  • 12 особенностей пары, которые делают их развод более вероятным
  • Какие проблемы могут возникнуть в терапии пары на первом сеансе?
  • Когда мы хотим изменений,мы смотрим вперед. А начать лучше с того, чтобы посмотреть в зеркало.
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».
  • Как влюбить в себя? Как понравиться? Техники, которые работают на 100%
  • ЛГБТ-пары. Проблемы которые мы не обсуждаем
  • Отношения в паре, основанные на чувстве вины.
  • Этапы в отношениях, которые способны пройти далеко не все пары
  • 6 вопросов о границах, которые должна обсудить каждая пара перед началом отношений
  • Несчастливые пары: 4 признака того, что развод не за горами
  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • Тест только для пары! Насколько хорошо вы знаете друг друга?
  • Игры, в которые играют пары
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Общая гармонизация мужской и женской энергетики в паре. Как сделать секс ярким? Особенности для пары
  • Для того, чтобы наладить отношения со своим ребенком – необходимо исцелить собственное детство.
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Сделайте так, чтобы он захотел быть с вами. психология взаимоотношений : муж задерживается на работе..
  • Техники, которые помогут ребенку справляться с болью
  • 6 ощущений от секса, которые описывают счастливые пары
  • Саме счастливые люди те, которые уже счастливы и без пары
  • Диагностическое упражнение для семейной пары - как хорошо вы знаете друг друга.
  • Для того, чтобы быть счастливым...
  • Что нужно знать супругам о динамике отношений? Стадии развития взаимоотношений в паре
  • Для того чтобы встретиться, нужно расстаться.
  • Обида в супружестве - "фон" из детства. Техники работы в паре.
  • Как техники эффективного общения помогают понять и услышать друг друга
  • Про доверие в паре. Пример того, как сложно быть открытым



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь