|
Детки в кадеткеАвтор статьи: 404
Детки в кадетке
Вы когда-нибудь задумывались о перспективе обучения вашего ребенка в кадетском корпусе? Согласитесь, когда представишь его в красивой форме, в погонах, кажется, что самой себе обзавидуешься, какой красавец твой сын, или неотразимая дочь. А заинтересованные взгляды друзей и соседей чего стоят? Да, примерно так рассуждает половина родителей, чаще мам, приводящих своих чад поступать в корпус. Почему бы нет? Мамам, которые воспитывают сыновей одни, представляется, что кроме достойного образования именно здесь смогут сделать то, что не смогли они или школа: привить дисциплину, уважение к старшим, желание учиться. А другая половина родителей наоборот полагает, что тут могут учиться дети, которые уже понимают и знают, что такое «Родину защищать», честь, героизм, ответственное отношение к учебе, и другие моральные ценности высшего порядка. Отчасти правы и те и другие родители. Действительно, чего же мы хотим, отдавая детей в кадетские корпуса? Статистика показывает, что соотношение групп кадет ежегодно поступающих в корпус примерно одно и то же: 46-48% - с надеждой на коррекцию поведения, другая часть, 48-50% с надеждой на построение карьеры, воспитание в лучших военных традициях и около 2-3% не могут определить, зачем нужно учиться в кадетке. Просто кто-то посоветовал. Откуда я это знаю? Уже несколько лет я участвую в работе приемной комиссии корпуса, провожу собеседования с абитуриентами и родителями, принимаю участие в конференциях по вопросам экспертизы безопасности образовательной среды. Работа с детьми и подростками, наблюдение за адаптацией к новым условиям жизни и обучения, подтолкнули меня к более детальному изучению этой темы. Скажу сразу – не простое это дело учиться в кадетском корпусе. И далеко не для всех ребят этот опыт проходит не то чтобы безболезненно, таких нет, адаптация всегда требует психических затрат, но для кого-то бывает, как говорится чересчур. Практически ежегодно хотя бы одному, а чаще трем-четырем из них требуется помощь психотерапевта, а то и психиатра. В первое полугодие обучения отсеиваются от двух до шести новых воспитанников именно по причине невозможности адаптироваться к предлагаемым условиям. Как же понять, подходит обучение в корпусе вашему ребенку или нет? Каковы те критерии, которые помогут определиться? Согласитесь, отдавая в столь новую среду своих детей, ни родители, ни педагоги школ, ни психологи не могут с полной уверенностью предусмотреть все, что встретится на пути детей, и соответственно предсказать их реакции, поведение, сохранность здоровья, успешность предстоящей новой ступени в жизни ребенка. Наиболее полно оценить всевозможные риски обучения в данной образовательной системе можно, находясь внутри нее, поэтому, я хочу дать некоторые ориентиры, которые могут помочь определиться с выбором. Начнем с того, что кадетское образование предполагает разные условия обучения. Есть кадетские корпуса, которые принимают детей уже с 1 класса, что встречается довольно редко. Есть те, которые ведут прием с 5 класса, и таких большинство. В редких случаях прием ведется с 7-8 класса. Существует разница и в типе учебного заведения. Это может быть кадетский класс при школе, просто кадетская школа (без проживания) и наиболее строгий вариант - кадетская школа-интернат. Не редко кадетские корпуса имеют принадлежность к какому-либо силовому ведомству, или государственной структуре, но это не обязательно. Каждый из указанных типов корпусов будет лучше подходить разным детям. То есть теперь мы будем говорить об особенностях самого ребенка, а затем посмотрим, каким наилучшим образом можно обеспечить соответствие «тип корпуса» – «тип ребенка». Для успешной адаптации наиболее важными критериями являются: степень общительности, степень тревожности, степень агрессивности (как прямой, так и косвенной, вербальной или физической, наличие аутоагрессивных тенденций). Показатели ригидности-пластичности (ригидность - неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями). Способность к саморегуляции (эмоциональной и поведенческой). Сила нервной системы, как способность справляться с повышенными психическими, когнитивными нагрузками. И одним из важнейших условий успешной адаптации является мотивированность, т.е желание самого ребенка учиться в корпусе. Довольно большой список требований. И конечно же, идеальных кандидатов найти не просто. У большинства что-то в избытке или недостатке. Для обучения в корпусе интернатного типа нужно придерживаться наиболее точного соответствия требованиям, поскольку сам закрытый тип проживания и обучения обеспечивает наиболее высокую степень воздействия на психику ребенка. Этот процесс можно сравнить с тепличным выращиванием растений в том смысле, что именно в теплице с наибольшей скоростью можно получить как положительные, так и отрицательные результаты (если появилось какое-то заболевание или вредитель). В случае с корпусом этими «заболеваниями или вредителями» могут стать негативные эмоции тех детей, которые были помещены в корпус против их воли (решение принималось без учета мнения ребенка). То есть ребятам тревожным, склонным к агрессии, а тем более к аутоагрессии, со слабой нервной системой лучше выбирать вариант обучения без проживания в корпусе. Следующим условием эффективной адаптации кадет является оптимальный разрыв между привычным и новым. Чем больше разрыв – тем меньше прогнозы на успешную адаптацию. Как говорится, не хватит сил. К примеру, если мальчика воспитывали изнеженным, то кадетский корпус с его жесткой структурой, дисциплинарными требованиями и иерархической системой отношений будет катастрофой, которая сломает ребенка. Здесь требуется более плавный переход. Например, отдать заниматься в патриотический или спортивный клуб. Кадетство можно будет рассматривать не ранее 9-10 класса (ближе к концу пубертатного периода.) И еще об одной важной сфере, влияющей на адаптацию ребенка к проживанию в кадетской школе-интернате – актуальной ситуации в семье. Да, именно особенности происходящих процессов в семье могут дать нежелательные последствия. К таким обстоятельствам относятся события, происходящие в течение года: ожидание или рождение еще одного ребенка, развод родителей, появление мачехи или отчима, смерть очень близкого члена семьи (даже любимого животного), серьезные болезни членов семьи или травма самого ребенка. В этом случае корпус станет катализатором деструктивных процессов и как результат – срыв адаптации в форме острого психоза или психосоматического заболевания. Нередко случается так, что в один год могут произойти сразу несколько из перечисленных событий. В этом случае будет правильным отложить поступление в корпус. Ребенку сначала нужно адаптироваться к тем событиям, которые уже произошли.Так одна из сильнейших негативных реакций бывает на рождение еще одного ребенка и на появление нового члена семьи (отчима, мачехи). Дети считают, что от них избавились под красивым предлогом, отдав в корпус и заменили новым любимым человеком. Они чувствуют себя ненужными и преданными. Но порой негативная обстановка в семье может быть показанием к тому, чтобы ребенок, наоборот, проживал и обучался в корпусе. То есть в том случае, если корпусные условия будут спасательным кругом для него в отличие от семейных (алкоголизм родителей, неспособность матери содержать ребенка по причине тяжелого финансового положения, тяжелой болезни и т.п.) при соответствии остальных требований к личным качествам ребенка. И теперь о последнем важном моменте. При выборе корпуса посетите дни открытых дверей различных корпусов, поговорите не только с учителями, но и с учащимися, они предоставят наиболее точную информацию о том, как им там живется. Зайдите на форумы этих корпусов, почитайте отзывы. Важно понимать, что порой «отцы-командиры» прошедшие горячие точки не всегда могут сдерживать своих эмоций, порой не понимают разницу между солдатом и кадетом (возрастные особенности развития), что может быть значительным риском для психического благополучия подростков. Далеко не все офицеры грешат этим, но случается и такое. Прогуляйтесь вечером вдоль учебного заведения, и вы сумеете понять, как обстоят дела с общением кадет и взрослых. Пройдитесь днем, когда родители забирают кадет домой, побеседуйте с ними и тогда выбор между различными корпусами будет делать легче. Прислушайтесь к своему сердцу, выбирая дальнейший путь для своего ребенка. Оцените все риски. А если затрудняетесь, ищите помощи у специалистов. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|