|
Понимание не ведет к улучшениюАвтор статьи: Надежда Клепикова
Когда-то давно, когда я сама была клиентом психолога, я замечала один, часто отмечаемый мной, феномен - да, я поняла причину своей проблемы, могу описать и объяснить ее с нескольких ракурсов, но вот легче-то мне и не становится! И мне в тот момент казалось, что я, видимо, какой-то сложный клиент. А может быть я что-то не так делаю? Много мыслей меня терзало в этом ракурсе. И несколько лет спустя, уже получая второе высшее психологическое образование, я взглянула на этот вопрос с другой стороны. На сегодняшний день, очень популярно мнение, что стоит только понять корни проблемы, так она сразу решится, клиенту станет легче и терапию можно завершить. И у меня такое же, на момент прохождения терапии у одного из специалистов, было заблуждение. Как оказалось, далеко не всегда этот миф популярной психологии, имеет место. Иногда, в терапии происходит подмена улучшения пониманием того, в чем проблема, в чем ее возможные причины и пр. И под этим влиянием клиенты могут верить, что они достигли улучшения просто потому, что теперь они могут объяснить свои проблемы. Кроме того, инсайт может быть ложным т.е. клиент описывает причины своих проблем неверно. А даже если описание причин проблемы истинно, понимание этих причин не ведет само по себе к решению проблем и даже не связано с согласием клиента предпринимать действия, необходимые для их решения. Простой пример: клиент с фобией собак может прийти к пониманию, что его страх коренится в агрессивном нападении собаки в прошлом и что сейчас он подкрепляет этот страх, избегая собак. Но если клиент не готов смотреть в лицо своему страху в рамках систематической десенсибилизации, его состояние не улучшится. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|