|
Два случая работы с детьми. Сказкатерапия.Автор статьи: Фазлеева Татьяна Шамильевна
Обычно я не работаю с детьми. Признаю за тяжелый и трудоемкий труд. Очень уважаю детских психологов. И считаю, что детские психологи намного профессиональнее специалистов, работающих со взрослыми (это только мое мнение). И поэтому, если ко мне обращаются с детками, я рекомендую своих коллег, детских психологов. Но это особый случай. Возможно потому что длительная работа не планировалась. А необходима была только одна диагностическая встреча. Ну почему не провести одну встречу с ребенком. И на этот раз я изменила своим стереотипам. Обратилась ко мне мама этой девочки. Как оказалось, проблемы у молодой женщины очень серьезные и, как мне показалось, должны были отразиться и на детях тоже. Хотя в отношении ее детей, девочки 9 и 5 лет, первоначально запроса не было, я решила встретиться с детьми. Так вот, Сания, 9 лет. Ко мне зашли мама и ребенок. Живая активная улыбчивая девочка. Смотрит открыто и доверчиво. С любопытством оглядывает мой кабинет и с интересом начала меня слушать. Потом кивнула головой и мы остались вдвоем. Зная мамину историю, я внимательно слушаю Санию. Красивая девочка. Но почему нет дружбы с мальчиками? Очень активная, легко вступает в отношения. Но почему не дружит с девочками? Очень ласковая, покладистая. Но почему не любима? Явно смышленая, но почему не успешна в школе. Одни вопросы и пока нет ответов. - Ты любишь сказки? - Да. - Какая твоя любимая сказка? - … (смущена) - Мы можем сочинить свою сказку. - Как это, свою? – на меня удивленно смотрели большие круглые глаза. Я беру свои волшебные карты с волшебными картинками, и начинается действо. Магия. Волшебство. Сания выбирает несколько карт: Паж. Император. Стойкий Оловянный Солдатик. Волшебное Семечко. И рождается сказка. Жил был Паж. Обязанностей у него было много, а любви мало. Задания ему давали каждый день. То огород вскопать. То письмо доставить в соседнее Королевство. То Принцессу развлекать. И вот как-то дали ему задание - найти Волшебное Семечко, потому что любимая дочь Императора имела много желаний, а иметь их не могла. Растерялся Паж, не знал, что делать. Ночь не спал, думу думал, как ему найти это Семечко. И вдруг ночью к нему пришел его друг Стойкий Оловянный Солдатик: «Не кручинься, маленький мой друг, - сказал он Пажу. - Помогу я твоей беде. Знаю, где находится Волшебное Семечко». Много испытаний и трудностей выпало на долю Стойкого Оловянного Солдатика. Но все равно дошел он до Темного Леса, сразился с Чудищем и добыл он Волшебное Семечко для Принцессы. И как только Принцесса взяла Волшебное Семечко в руки, тут же загадала свое заветное желание. А желала Принцесса только одного: выйти замуж за Принца. Затрубили фанфары, закричали глашатаи, Принц въезжает в Царство - Принцессу замуж звать. И зажила Принцесса с Принцем счастливо и долго. А Паж продолжал служить при Дворе. Выполнял различные поручения, работа не заканчивалась. Женился он на простой девушке и жил в деревушке. Закончилась сказка. Девочка явно устала, но довольна тем, что сказка получилась. - Похоже, ты очень сильно злишься на свою младшую сестренку, спросила я. - Да, почти крикнула Сания. Она ничего не делает. Только сидит и просит. Я должна ей приносить, подавать. А влетает мне. Она очень ленивая. Мне ее и в школу придется на себе таскать, так как она ходить не любит. А школа очень далеко от нашего дома. Но мне нравится все по дому делать. Я могу приготовить яичницу. Хотите, я и вам приготовлю? Будет вкусно. - Ты чувствуешь себя Пажом, у которого много обязанностей, - продолжаю я. - Да. Но я старшая и должна смотреть за Зулей. Зуля все портит, а наказывают меня. - А как тебя наказывают? - Папа бьет ремнем. Мама – ладошкой. Мне больно, но я терплю и не плачу. Девочка сжала губы и кулачки. Как будто готовится к нападению. - Знаешь, мне почему-то не нравится конец этой сказки. Мне показалось, что Паж какой-то несчастный. Давай придумаем другой конец для сказки. - Да, да, - активно закивала головой Сания. - А какой? И мы придумали, уже вместе, другую сказку, где Паж оказался вовсе и не Пажом, а Принцессой. Волшебное Семечко ее расколдовало, и Принцесса (Паж) вышла замуж за Принца. У Императора появилась Императрица. А Волшебное Семечко поселилось на подоконнике в спальне Принца с Принцессой. И когда Принцессе было плохо, она могла обратиться к Волшебному Семечку, и ей сразу становилось легко и радостно. А Стойкого Оловянного Солдатика не было в новой сказке. Не нужно Принцессе быть стойкой и оловянной, она же девочка. PS: На следующий день мне позвонила бабушка и сообщила новость: мама впервые за несколько лет наказала младшую дочь вместо старшей. Старшая, Сания, оказалась даже не затронута в этой истории. PS: PS: Семья уехала на ПМЖ в другую страну, и уже оттуда мне прилетела весть: Сания пошла в новую школу. Ее в первый же день приняли в театральный кружок. И в нее влюбились сразу четыре мальчика. Папа ее возит в школу, так как родители решили, что она еще не знает дороги и нуждается в заботе. Принцесса найдет своего Принца, подумала я, смакую новость. Снежана, 8 лет. Живет в полной семье. Учится в школе. Есть младший братик, 1,5 года. Встреча прошла в рамках семейной терапии. На сессии была вся семья. Обычно Снежана безучастна на встречах, редко и мало говорит. Первое время была очень напугана и вела себя очень тихо. Но потом осмелела и могла позволить себе походить по кабинету, порисовать, взять игрушки. В последнее время во время встреч играет с братиком. Накануне была очень напряженная сессия, было много злости, ненависти. И я думала о том, что семье нужно объединение. Членам этой семьи явно не хватает символизма. Решение о сказке пришло спонтанно и с огромным энтузиазмом было принято Снежаной. - А что это? - спросила девочка, не отрывая глаза от моих волшебных карт, приближаясь ко мне. - Это Волшебные Карты. Сегодня я предлагаю вам вместе придумать Сказку. Взрослые немного стушевались, но, видя реакцию Снежаны, ее готовность играть, как она легко и быстро осталась в нашем круге, согласились. Выбрали Карты: Волшебный Меч. Волшебный Лес. Пещера. Искатели приключений. Великан. (некоторые карты в ходе игры приобрели свое название, очень близкое к оригиналу). Сказка не складывалась. Девочка как завороженная смотрела на меч. И рассказала, что чтобы себя защитить, нужен нож-меч, нужна пещера и богатство. В сказке было много жестокости, нападений, людоедства. - Похоже, что ты чувствуешь себя слабой, беззащитной перед другими. И тебе кажется, что, имея нож, можно себя обезопасить. Или можно спрятаться в пещере, а можно обладать волшебством – богатством. И тогда все тебя будут уважать. - Да. Везде страшно, ножом можно убить, - и продолжала держать Карту Волшебный Меч, как будто опасность рядом. Когда родители это услышали, они включились в игру и начали переделывать сказку. Сказка перестраивалась со скрипом. Расставаться с Мечом девочка категорически отказалась. Но появился Волшебный Конь, который очень похож на Ангела, охраняющий покой маленьких детей. Когда Ангел рядом, ничего не страшно. Работа с этой семьей продолжится. И я думаю, что мы еще много сессий посвятим страху, отсутствию безопасности у этой маленькой хрупкой девочки. Главное, у нее есть любящие родители, которые готовы меняться, готовы посвятить один час своего времени себе и своим детям, пребывая в кабинете психотерапевта. Пройдет немало времени, пока Монстр, живущий внутри ребенка, исчезнет и его место займут Любовь, Доверие, Забота. Две девочки. Почти ровесницы. Почти одинаковая судьба. А как по-разному они защищаются от опасностей, которые как, кажется, несет Мир. Одна – очень чувствительная и отзывчивая, особенно нуждается в заботе матери. Ощущает себя маленькой и дефективной. Пытается усилить свое Я чисто мужскими качествами (стойкость и оловянность), отрицая в себе женское. Мучительно осознает, что младшую сестренку любят сильнее, и, может быть, если бы она была мальчиком, то ее бы любили. Легко подстраивается под других, искренне считая, что только так можно добиться расположение к себе. Мир другой девочки переполнен страхом, злостью, ненавистью. Ощущение себя бессильной, беспомощной. Мир кажется страшным и опасным. От него можно защититься силой агрессии или богатством. Можно пугать других или купить. Только так можно получить самоуважение. Обе имеют существенный дефект в самооценке. Обе идеализируют и обесценивают. Требуют внимания и одобрения. Но есть существенные различия причин возникновения этого. Но формат этой статьи не позволяет подробно об этом писать. Я просто хотела поделиться своими небольшими наблюдениями, то, как дети нуждаются в понимании, любви, заботе, даже если нам, взрослым, кажется что все с нашими детьми нормально. Рассказать, как казалось, обычная Сказка может повернуть события жизни в противоположную сторону. Как важно слышать и понимать детей.
Татьяна Шамильевна Фазлеева, врач психиатр, психоаналитик
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|