«Мальчики не плачут». Почему?

                Наверняка, каждый читатель слышал фразу, упомянутую в названии. А случалось ли вам задаться вопросом «Почему так?». Как получается, что мальчики, юноши, мужчины так скоро научаются не замечать, стесняться, стыдиться и бояться проявления своих чувств, эмоций и делать вид, что не ощущают боли травм, несправедливости, предательства? А, возможно, мальчики действительно устроены как-то иначе и потребности плакать у них вовсе нет? Наука, однако, утверждает, что различий в строении и особенностях функционирования слезных желез у мужчин и женщин нет и в этой части они совершенно равны.

          Возможно, часть разгадки в том, что мы слышим эти слова с детства. Сначала - от родителей в адрес разбившего коленку малыша: «Совсем немножко стукнулся, терпи давай, быстрее заживет»; чуть позже – от девочек во дворе мальчишке, расплакавшемуся в драке со сверстниками «Трус! Смотрите, разревелся!», в школе - от учителя подростку, не сдержавшему слезы от несправедливости в свой адрес, в институте – фразы ребят-сокурсников: «Ну не реветь же из-за нее? Ты разве не мужик, плюнь!». И что здесь остается делать, как не терпеть?..

          Сразу скажу, приведенные здесь фразы – не выдумка, а то, что слышала и слышу сама лично, как непосредственный свидетель и как психолог в рассказах маленьких и больших клиентов. Вполне реальные ситуации, которые происходят каждый день с самыми обычными девочками и мальчиками любого города.

          «Встречаясь» с темой детских слез и запретом на их выражение, я первым делом интересуюсь состоянием, ощущениями и чувствами взрослого, который не позволяет ребенку плакать. В тот самый момент, когда его посещают мысли о неуместности происходящего с сыном. Или дочерью, что тоже случается. И очень часто родители в этом рассказе о себе обнаруживают собственное большое напряжение, связанное с самыми разными чувствами. Например, это может быть страх, и у каждого свой: «если плачет по такой ерунде, что тогда будет в армии?!», «если показывать свою слабость, то в школе затравят». Или стыд: «все подумают, что мой сын - нытик», или вина: «мой ребенок плачет - я плохая мать». Это далеко не полный список чувств и мыслей, от которых каждому первым делом захочется сбежать или постараться не заметить.

          А теперь предлагаю пофантазировать о том, что происходит со второй стороной этих отношений – с ребенком. Который, например, расстроился, проиграв свой первый бой на соревнованиях по карате. Мальчишка, скажем, десяти лет на татами, где победителем только что объявили его соперника. Бой завершен, результаты объявлены и вот он отходит в сторону, ища глазами на трибуне своих родителей. Уверена, многим знакомо ощущение «когда в груди щемит и режет, в горле растет ком и потом отдается в переносицу» и то, насколько сложно с ним справиться, удержать внутри, не дать «предательской слезе» показать себя.

          Сейчас я хочу рассмотреть два возможных сценария развития ситуации, исходя из того, как родители могут отреагировать на переживания своего ребенка.

Первый. Расстроенный сын подходит к родителям с глазами, полными слез. В его душе не столько боль от полученных ударов, сколько тяжесть поражения. Раздосадованный отец, не в силах сдержать разочарования, восклицает: «Как же так? Неужели столько тренировок и все зря!». Сын начинает всхлипывать и отец, заметив это, разражается: «Ты сюда драться пришел или сопли распускать? Если б не ревел, то выиграл бы, а не стоял тут при всех как девчонка, не позорил бы семью! Проигрывать надо уметь, вот и учись, а не ной. А будешь ныть - в балет отдам и никакого карате больше не увидишь!». К обиде и невыраженному горю поражения добавляется вина перед родителями из-за их неоправданных ожиданий, стыд публичного унижения перед другими детьми, страх наказания и огромная пустота одиночества, в которой ребенок остается один на один со своими чувствами.

          Вполне возможно, что десятилетний мальчик разрыдается еще сильнее, только оплакивать и переживать он будет не первое поражение на соревнованиях, а утрату надежды быть понятым, услышанным самыми близкими людьми. Он усвоит, что родители готовы принимать и любить его только в ситуациях успеха, достижений и побед, которыми можно гордиться. Поймет, что рассчитывать может только на себя. Казалось бы – чем не замечательное качество? Но нет. Если свободного и уверенного в себе ребенка в достижениях поддерживает интерес и азарт, а в душе есть вера и знание, что близкие всегда на твоей стороне, то мотивацией к достижениям нашего героя может стать страх проигрыша и ужас отвержения семьей, обществом. Потому что внутри у него уже зарождается установка: «когда проигрываю - я плохой и никому не нужен».

          А что же слезы? Слезы – это естественный механизм нашего организма, с помощью которого тело и психика освобождаются от напряжения и сложнопереносимых чувств и переживаний. Можно предположить, к чему ведет хроническое психоэмоциональное и физическое напряжение. Симптомами могут быть повышенная утомляемость, вялость или агрессивность, нервозность, страхи и проблемы со сном.

          И другой возможный сценарий истории.

          Расстроенный сын подходит к родителям с глазами, полными слез. В его душе не столько боль от полученных ударов, сколько тяжесть поражения. Раздосадованный минутой ранее отец, видя сына и слезы в его глазах, спрашивает: «Знаешь, это был серьезный бой. Похоже, тебе крепко досталось?». Ребенок, видя, что отец признает всю серьезность происходящего, и не пытается обесценить его переживания, вероятнее всего скажет: «Пап, мне не больно, просто я проиграл!..» и, как обычный живой мальчишка, заплачет от нахлынувших чувств. Можно только предполагать, как много напряжения внутри нашего героя могло накопиться в этот день – первые соревнования, папа на трибуне, все знакомые ребята из секции/двора/школы. Страх серьезно подраться в первый раз, опасения получить травму самому или нанести её товарищу.

          Эти соревнования - первый опыт серьезного проигрыша и от того, как получится его пережить, во многом зависит то, как ребенок будет относиться к поражениям в дальнейшем. Задача родителя здесь – максимально поддержать ребенка в его переживаниях, выслушать, дать поплакать и расслабиться, выговориться. Дать понять, что он важен вам несмотря ни на что и то, что слезы – это совершенно естественно и нормально, когда с тобой случается что-то грустное, страшное, непредвиденное или печальное.

          В этих двух сценариях для меня очень важным является умение, навык родителя замечать происходящее с ними, отделять свои чувства и ожидания от того, что происходит с ребенком и делать выбор в пользу именно детских чувств. Ведь с ребенком это происходит в первый раз и ему совершенно точно нужна опора на чувства взрослого человека.

        Слезы – верный признак того, что оставаться одному совершенно невозможно и хочется, чтобы выслушали, пожалели и похвалили за то, чего удалось достичь. А достичь нашему герою в этот день удалось многого, особенно если сравнивать его с самим собой, но до этого выхода на татами.

         Один замечательный папа моего клиента в одной похожей ситуации взял и рассказал сыну историю своего детства и одной большой драки во дворе, в которой его компанию сильно поколотили. Самое удивительное для ребенка оказалось то, что папа, оказывается, тоже плакал. Несмотря на то, что их двор в итоге победил. Он просто пришел домой, напуганный победитель, весь в синяках, а там оказался дедушка, который сказал: «Похоже, это была серьезная драка и тебе крепко досталось?..».

 Мальчики не плачут  Почему



Просмотров: 263
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если вечером перед сном нечего вспомнить, то, похоже – проспал весь день
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • 5 причин того, почему этот вид предательства является самый худшим из возможных
  • Когда мы смеемся над своими горестями внутри плачет маленький ребенок
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Самое ценное, что только может дать общение
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Слезы, сопли и любовь или Две Афродиты в одной женщине
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • « Ваш ребенок идет в первый класс. Чем может помочь психолог».
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Здесь и сейчас: что мы получим, если будем жить чувствами?
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • Сказочная история о том, что случается, когда любишь только себя
  • Что делать, если ребенок плачет при расставании
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Только не бросай меня! Страх потери партнера, страх быть брошенным. Травма покинутости
  • Я на тебе никогда не женюсь!!! Страх отношений и чувств
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Слезы - это освобождение! Слезы - это сила!
  • Первый раз в первый класс! Тревога перед началом учебного года детей и их родителей.
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Как справится с человеком, который тебя раздражает, если приходится видеться с ним каждый день?
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • Первый ребенок в тридцать — неожиданные чувства. Диалог двух психологов
  • Слезы ребенка. Как правильно реагировать, чтобы помочь ему вырасти психологически устойчивой личностью?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь