|
«Мальчики не плачут». Почему?Автор статьи: Мария Владимировна Наймушина
Наверняка, каждый читатель слышал фразу, упомянутую в названии. А случалось ли вам задаться вопросом «Почему так?». Как получается, что мальчики, юноши, мужчины так скоро научаются не замечать, стесняться, стыдиться и бояться проявления своих чувств, эмоций и делать вид, что не ощущают боли травм, несправедливости, предательства? А, возможно, мальчики действительно устроены как-то иначе и потребности плакать у них вовсе нет? Наука, однако, утверждает, что различий в строении и особенностях функционирования слезных желез у мужчин и женщин нет и в этой части они совершенно равны. Возможно, часть разгадки в том, что мы слышим эти слова с детства. Сначала - от родителей в адрес разбившего коленку малыша: «Совсем немножко стукнулся, терпи давай, быстрее заживет»; чуть позже – от девочек во дворе мальчишке, расплакавшемуся в драке со сверстниками «Трус! Смотрите, разревелся!», в школе - от учителя подростку, не сдержавшему слезы от несправедливости в свой адрес, в институте – фразы ребят-сокурсников: «Ну не реветь же из-за нее? Ты разве не мужик, плюнь!». И что здесь остается делать, как не терпеть?.. Сразу скажу, приведенные здесь фразы – не выдумка, а то, что слышала и слышу сама лично, как непосредственный свидетель и как психолог в рассказах маленьких и больших клиентов. Вполне реальные ситуации, которые происходят каждый день с самыми обычными девочками и мальчиками любого города. «Встречаясь» с темой детских слез и запретом на их выражение, я первым делом интересуюсь состоянием, ощущениями и чувствами взрослого, который не позволяет ребенку плакать. В тот самый момент, когда его посещают мысли о неуместности происходящего с сыном. Или дочерью, что тоже случается. И очень часто родители в этом рассказе о себе обнаруживают собственное большое напряжение, связанное с самыми разными чувствами. Например, это может быть страх, и у каждого свой: «если плачет по такой ерунде, что тогда будет в армии?!», «если показывать свою слабость, то в школе затравят». Или стыд: «все подумают, что мой сын - нытик», или вина: «мой ребенок плачет - я плохая мать». Это далеко не полный список чувств и мыслей, от которых каждому первым делом захочется сбежать или постараться не заметить. А теперь предлагаю пофантазировать о том, что происходит со второй стороной этих отношений – с ребенком. Который, например, расстроился, проиграв свой первый бой на соревнованиях по карате. Мальчишка, скажем, десяти лет на татами, где победителем только что объявили его соперника. Бой завершен, результаты объявлены и вот он отходит в сторону, ища глазами на трибуне своих родителей. Уверена, многим знакомо ощущение «когда в груди щемит и режет, в горле растет ком и потом отдается в переносицу» и то, насколько сложно с ним справиться, удержать внутри, не дать «предательской слезе» показать себя. Сейчас я хочу рассмотреть два возможных сценария развития ситуации, исходя из того, как родители могут отреагировать на переживания своего ребенка. Первый. Расстроенный сын подходит к родителям с глазами, полными слез. В его душе не столько боль от полученных ударов, сколько тяжесть поражения. Раздосадованный отец, не в силах сдержать разочарования, восклицает: «Как же так? Неужели столько тренировок и все зря!». Сын начинает всхлипывать и отец, заметив это, разражается: «Ты сюда драться пришел или сопли распускать? Если б не ревел, то выиграл бы, а не стоял тут при всех как девчонка, не позорил бы семью! Проигрывать надо уметь, вот и учись, а не ной. А будешь ныть - в балет отдам и никакого карате больше не увидишь!». К обиде и невыраженному горю поражения добавляется вина перед родителями из-за их неоправданных ожиданий, стыд публичного унижения перед другими детьми, страх наказания и огромная пустота одиночества, в которой ребенок остается один на один со своими чувствами. Вполне возможно, что десятилетний мальчик разрыдается еще сильнее, только оплакивать и переживать он будет не первое поражение на соревнованиях, а утрату надежды быть понятым, услышанным самыми близкими людьми. Он усвоит, что родители готовы принимать и любить его только в ситуациях успеха, достижений и побед, которыми можно гордиться. Поймет, что рассчитывать может только на себя. Казалось бы – чем не замечательное качество? Но нет. Если свободного и уверенного в себе ребенка в достижениях поддерживает интерес и азарт, а в душе есть вера и знание, что близкие всегда на твоей стороне, то мотивацией к достижениям нашего героя может стать страх проигрыша и ужас отвержения семьей, обществом. Потому что внутри у него уже зарождается установка: «когда проигрываю - я плохой и никому не нужен». А что же слезы? Слезы – это естественный механизм нашего организма, с помощью которого тело и психика освобождаются от напряжения и сложнопереносимых чувств и переживаний. Можно предположить, к чему ведет хроническое психоэмоциональное и физическое напряжение. Симптомами могут быть повышенная утомляемость, вялость или агрессивность, нервозность, страхи и проблемы со сном. И другой возможный сценарий истории. Расстроенный сын подходит к родителям с глазами, полными слез. В его душе не столько боль от полученных ударов, сколько тяжесть поражения. Раздосадованный минутой ранее отец, видя сына и слезы в его глазах, спрашивает: «Знаешь, это был серьезный бой. Похоже, тебе крепко досталось?». Ребенок, видя, что отец признает всю серьезность происходящего, и не пытается обесценить его переживания, вероятнее всего скажет: «Пап, мне не больно, просто я проиграл!..» и, как обычный живой мальчишка, заплачет от нахлынувших чувств. Можно только предполагать, как много напряжения внутри нашего героя могло накопиться в этот день – первые соревнования, папа на трибуне, все знакомые ребята из секции/двора/школы. Страх серьезно подраться в первый раз, опасения получить травму самому или нанести её товарищу. Эти соревнования - первый опыт серьезного проигрыша и от того, как получится его пережить, во многом зависит то, как ребенок будет относиться к поражениям в дальнейшем. Задача родителя здесь – максимально поддержать ребенка в его переживаниях, выслушать, дать поплакать и расслабиться, выговориться. Дать понять, что он важен вам несмотря ни на что и то, что слезы – это совершенно естественно и нормально, когда с тобой случается что-то грустное, страшное, непредвиденное или печальное. В этих двух сценариях для меня очень важным является умение, навык родителя замечать происходящее с ними, отделять свои чувства и ожидания от того, что происходит с ребенком и делать выбор в пользу именно детских чувств. Ведь с ребенком это происходит в первый раз и ему совершенно точно нужна опора на чувства взрослого человека. Слезы – верный признак того, что оставаться одному совершенно невозможно и хочется, чтобы выслушали, пожалели и похвалили за то, чего удалось достичь. А достичь нашему герою в этот день удалось многого, особенно если сравнивать его с самим собой, но до этого выхода на татами. Один замечательный папа моего клиента в одной похожей ситуации взял и рассказал сыну историю своего детства и одной большой драки во дворе, в которой его компанию сильно поколотили. Самое удивительное для ребенка оказалось то, что папа, оказывается, тоже плакал. Несмотря на то, что их двор в итоге победил. Он просто пришел домой, напуганный победитель, весь в синяках, а там оказался дедушка, который сказал: «Похоже, это была серьезная драка и тебе крепко досталось?..».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|