О буддизме. В поисках смысла.

В моей психологической практике тема "возможности - ограничения" возникает довольно часто. Ограничения людям зачастую видятся как нечто большое, непреодолимое, а возможности как нечто маленькое и хиленькое , едва уловимое.

Раздумывая над этой темой  я решила запустить цикл интервью с  людьми, которые в  поисках новых возможностей, счастья, смысла жизни и прочего, смело шагнули за свои ограничения и осуществили желаемое.

Заодно я решила попробовать себя в новой роли  - роли журналиста, и в этом тоже неким образом шагнуть за свои собственные ограничения, ведь я всегда считала что писательского дара у меня просто нет. Читайте что у нас получилось, пишите Ваши комментарии, а, может быть, Вы захотите чтобы я взяла у Вас интервью тоже?:)

Ниже представлено первое  интервью с  Аленой Вотиновой, россиянкой,  фриланс-редактором, сейчас обучающейся в институте Karmapa International Buddhist Institute в Нью - Дели.

Иванова Наталья, психолог, гештальт-терапевт, супервизор. 

 

О буддизме В поисках смысла

 На фото: Алена Вотинова, 26 лет, редактор -  фрилансер,  замужем 2, 5 года. Россия:  Пермь-  Москва; Индия:  Дели.

Алена, здравствуй!
Хотелось бы поприветствовать тебя по-индийски, а может даже по-тибетски, как  это будет звучать
?

 

- Поприветствовать можно по-индийски - намастэ,      потому что я живу в Индии. Или    .  по-  тибетски -  ташиделек,    потому что я изучаю тибетскую культуру.

 

-  Намастэ!  Ташиделек!:)

 

-  Людям свойственно отказываться от своих    желаний и мечт, свойственно больше  прислушиваться к собственным ограничениям, а не  возможностям.
Ты же являешься живым примером того, что многие  наши желания, мечты, цели могут сбываться, несмотря на их нереалистичность на первый взгляд. Расскажи подробнее,  где ты сейчас учишься и как ты смогла добиться этого?  Как ты вообще поняла что тебе хочется именно этого? С какими ограничениями в осуществлении задуманного ты столкнулась?

 

- С сентября 2015 года я живу в столице Индии - городе Нью-Дели. Я изучаю буддологию и тибетский язык в Международном буддийском институте Кармапы ( KIBI).

 

На фото: международный институт   буддизма Karmapa International Buddhist Institute в Нью-Дели (KIBI). 

В марте прошлого года я приехала сюда на недельный курс. Нам рассказывали о буддийской философии и произведениях индийских поэтов и мыслителей. Приехали люди со всего мира - несколько сотен. Я почувствовала себя здесь дома, как только вошла во двор университета. Никогда раньше у меня не было такого удивительного чувства.

 

Этот университет - место, где получают  образование обычные западные люди  вместе с буддийскими монахами.

 

Наши  преподаватели - профессора из США,  Канады и Германии, а также буддийские  ученые - кхенпо - из Индии, Тибета, Непала и Бутана. Обучение полностью на английском языке. За 3 года изучаем еще 3 языка - тибетский, хинди и санскрит. Мы получим диплом международного образца и степень бакалавра в гуманитарных науках.

У меня не было сомнений, возвращаться ли сюда. Я сразу поняла - это то место, где я хочу учиться и жить. Сомнения были у моей семьи и близких. Они за меня волновались, конечно, всё же, чужая страна, я никого не знаю, вдали от дома и всего, что мне знакомо. Другой мир.

 

Были сложности с оформлением документов. Была огромная сложность с получением учебной визы на год. Но всё в итоге сложилось таким образом, что бюрократические препятствия не смогли меня удержать.

 

Для меня сложностью остается зарабатывание денег. Я плачу за учебу, еду и жилье на территории университета. И, конечно, нужны небольшие деньги на повседневные расходы. У меня были небольшие сбережения, и сейчас есть удаленная работа, которая приносит хоть и маленький, но зато стабильный доход. Сложно совмещать работу с учебой и расставлять приоритеты. С одной стороны, учеба - это то, ради чего я здесь. С другой, без работы я не смогу тут остаться. Приходится искать баланс.

 

Были и эмоциональные сложности. Все близкие мне люди оказались так далеко. Не в смысле расстояний, а в смысле того нового опыта и тонны новых впечатлений, которые я получила.

 

Раньше я всегда думала, что люди, которые путешествуют по миру или учатся в других странах, сделаны из другого теста. Что мне этого никогда не достичь. Но когда появилась цель, которая стала важнее всего, отступать оказалось некуда. Я ни секунды не пожалела о своем решении. И с самого начала оно не казалось мне невозможным. Я знала, конечно, что будут сложности. Но я была к ним готова.

 

- Для осуществления своих желаний, мечт, целей зачастую нужны финансовые вложения, и финансовая  несостоятельность часто приводится людьми, как причина, не позволяющая  достигнуть желаемого.
Можешь ли ты раскрыть секрет,  во сколько примерно долларов в год обходится обучение в международном институте KIBI? И какая в среднем ежемесячная сумма необходима для проживании в Дели? Хотелось бы понять, насколько это осуществимо для  человека среднего достатка?

 

- Конечно, для осуществления желаний нужны деньги. Без них никуда. Я бы не хотела говорить, во сколько мне обходится учеба и проживание. Скажу, что это вопрос приоритетов. Я покупаю только самое необходимое, одежду стираю сама, никаких излишеств. Но меня это не тяготит. Я была заранее готова к скромной жизни. Моих сбережений хватило, чтобы заплатить за учебу за первый семестр. На второй семестр я заработала, находясь уже в Индии. На второй год обучения у меня пока нет денег. Но я очень надеюсь, что за лето мне удастся их заработать.

 

- Как давно возник у тебя интерес к буддизму и что именно в нем тебя привлекло?

 

- Я начала интересоваться буддизмом еще в школе. Читала книги, в которых была описана буддийская философия в очень простых терминах. но тогда мне сложно было это понять, хоть я и чувствовала отклик внутри себя на то, что я читаю. Спросить мне было не у кого, и постепенно интерес стал забываться.

 

Когда я переехала в Москву, я стала ходить в буддийский центр на лекции. Информации было много, и общей идеи у меня все равно не складывалось. Но я чувствовала, что на верном пути. Мне нравились идеи, о которых рассказывали учителя, нравилась сама атмосфера в центре.

 

Приведу пример. Однажды в центр приехал известный лама (так называют буддийских учителей), и в помещении было очень много людей. Зал был полностью занят, и те, кто не поместился, сидели в коридоре и в проходах. На все неудобства люди отвечали улыбками. Если чей-то ребенок капризничал во время лекции (а были и семьи с детьми), соседи принимались развлекать его и искать, что можно использовать вместо игрушек. Незнакомые люди улыбались друг другу. Такая простая вещь, но так редко встречается.
Центральная идея буддизма — это сострадание и любовь ко всем существам. Вся философия и все практики, которые мы делаем, основаны на этих простых вещах. Меня привлекает гибкость буддизма.
Хоть он и официально признан мировой религией, это скорее система взглядов на мир. Эта система очень логична. Ее основа — закон причины и следствия. Другими словам, любое наше действие имеет причину и последствия, которые мы будем переживать. Нет смысле ранить других, нет смысла быть грубым, нет смысла злиться. Всё это оставляет отпечаток в нас самих, который когда-нибудь
принесет плоды.

 

Ты говоришь об удивительном чувстве которое ты пережила как только вошла во двор университета, могла бы ты сейчас освежить в памяти этот день и рассказать чуть подробнее, что это было за состояние, что увидели твои глаза, что почувствовала твоя душа, как отреагировало твоё тело?

 

- Я очень хорошо это помню. Была ночь, и я приехала прямо из аэропорта. Я вошла во двор и почувствовала, будто воздух здесь другой, будто я могу здесь дышать полной грудью. Я очень устала, но начала улыбаться, просто так, без причины. Я почувствовала себя в безопасности. Мне показалось, что я вернулась домой — так здесь было спокойно, так тихо и уютно. Мне хотелось обнять каждого, кого я видела. И это чувство оставалось со мной на протяжении всей недели. Оно становилось только больше.

 

- Твои слова "все близкие оказались так далеко не в смысле расстояний, а в смысле того нового опыта, тонны новых впечатлений" очень трогают, продирают до мурашек, а ещё отдают какой- то горчинкой, грустью и немного одиночеством.

 

Мне вдруг представилась ты и твоя семья, а между вами будто несколько сотен световых лет..
Чувствовала ли ты там себя одинокой, потерянной, без опоры, без семьи, без родины? Исправлюсь, вероятно я некорректно выразилась: "вдали от семьи и родины". 

 

- Я не думаю, что сказать, без семьи, без родины — это некорректно. Это в какой-то степени правда. Меня иногда спрашивают — скучаю ли я по дому? Я отвечаю — я здесь дома. Я пытаюсь теперь почувствовать себя дома, где бы я ни оказалась.

 

Первое время я очень скучала по России, друзьям и своей семье. Но я бы не назвала это чувство одиночеством. Я тут не чувствовала себя одинокой с самого начала. В первый же день я подружилась со своими сокурсниками. За обедом расспрашивала сидящую рядом со мной американку о ее татуировке. Потом оказалось, что это — профессор и знаменитая писательница из США, которая будет преподавать у нас один из предметов. Я поняла, что если открыться миру, он подарит тебе такие возможности, о которых ты раньше и не мечтала.

 

Потом я начала замечать, что я больше не скучаю по близким. Не знаю, как описать это. Мне их не хватает, но в этом чувстве нет боли, мне приятно переписываться с ними время от времени, болтать по скайпу или по телефону. Я была бы безумно рада увидеть их, например, завтра. Но если нет — я буду в порядке, я буду счастлива и без этого.

 

- Расскажи, пожалуйста,  о своём обычном дне, во сколько встаешь и каков распорядок дальше?

 

- Обычно я просыпаюсь в 7-30. В 8 утра у нас завтрак. Обычно это индийский чай с молоком, тосты с джемом или овсянка. Все вегетарианское. В 8-30 начинаются занятия. До обеда у меня обычно 2 класса по философии и 1 языковой класс — тибетский или английский, в зависимости от дня недели. В 13-00 обед. Мы едим все вместе и обсуждаем свои занятия, вопросы, которые у нас возникают. Часто просто болтаем на посторонние темы. Здесь учатся люди от 19 до 67 лет, из России, Франции, Германии, Канады, Болгарии, Венгрии, Непала, Бутана, Индии и других стран. Но нас объединяет наша общая тяга к знаниям и приключениях (поэтому мы и здесь), поэтому всегда есть, о чем поговорить.

 

Днем я трачу примерно 2 часа на медитацию. После этого — работаю. Вечером у нас еще одна лекция. В 19-00 ужин. После него мы часто идем в кафе через дорогу пить чай. Один стакан — 10 рупий (примерно 10 рублей). Вечера трачу на чтение, делаю домашние задания, работаю. Если я в нерабочем настроении — слушаю музыку или болтаю по скайпу с друзьями.

 

В пятницу или по выходным мы иногда ходим куда-нибудь, чтобы отвлечься и сменить обстановку. Поесть пиццу, купить джинсы, сходить в бар или ночной клуб. Мы изучаем буддизм, но мы обычные люди, и большинство из нас — молоды, поэтому нам хочется развлечений.

 

Наш институт находится в университетской зоне, и мы дружим со студентами из соседних вузов. Они приглашают нас, когда у них проводят концерты или вечеринки. У нас обычно проводятся специфические мероприятия с тибетскими ритуалами, поэтому мы их не приглашаем. Но мы уже думаем над тем, что можно устроить у нас, чтобы пригласить соседей.


2 часа медитаций в день звучит внушительно! Как воочию выглядит эта процедура? Что ты чувствуешь в это время, как меняется твое сознание, телесное ощущение?
И проводишь ли ты время за медитацией в одиночестве или это медитация в группе?
 


- У нас проходят медитации в группах в начале лекций и языковых занятий. Это обычная медитация на концентрацию внимания. Мы сидим в удобной позе и концентрируемся на настоящем моменте. Мы здесь и сейчас. Мы следим за дыханием и наблюдаем, какие мысли возникают у нас в сознании. Мы не остаемся с этими мыслями, мы позволяем им возникать и исчезать. Такие медитации длятся от 5-15 минут.

 

2 часа — это моя личная практика, я делаю ее одна. Так как у нас необычный университет, на территории есть буддийский храм с залом для медитации и большой золотой статуей Будды. Я медитирую там. В буддийской традиции, к которой я принадлежу, есть 4 основополагающих практики, которые называются "подготовительными". Каждую из них нужно выполнить 111 111 раз. Я делаю сейчас первую из них.

 

Мы обычно не делимся впечатлениями от нашей личной практики и не рассказываем, что именно мы делаем во время медитации. Этому есть причина. Если ты делишься чем-то, у другого человека могут возникнуть определенные ожидания от медитации. А это очень личный опыт, у каждого он свой. Наставления по медитации мы получаем у наших учителей, и ими тоже не делимся. Чтобы правильно выполнить свою практику нужно учиться ей у тех, кто имеет гораздо больший опыт. 

 Могу сказать в общем, что после медитации я чувствую себя счастливой и  свободной, что бы не  происходило в моей жизни. Поток мыслей в голове  становится не таким стремительным. Я ощущаю себя  мягче, восприимчивей,  спокойней. Тело ощущается легче, гибче. Я чувствую прилив энергии и  вдохновения. 

 

Насколько для тебя было сложно осваивать медитативные практики? Ведь это достаточно  непривычный опыт для современного человека: сейчас век такой спешки и скоростей, что замедление, а  ведь медитация приводит в том числе и к этому, вызывает с непривычки тревогу, раздражение, в  общем, достаточно неуютные переживания, и очень быстро возникает желание вернуться к  суетливой деятельности.
Как тебе удается быть в этом процессе, ни на что не отвлекаясь, в течении двух часов подряд?


Не отвлекаться в течение двух часов подряд невероятно сложно. Это доступно только опытным мастерам. Для нас важно заметить как можно быстрее, что мы отвлеклись, и вернуться в медитацию. Отвлекаться — это нормально. Видеть возникновение посторонних мыслей, образов, чувств — тоже нормально. Все это помогает нам видеть, как много вещей одновременной происходит у нас в уме.

 

Да, во время медитации возникает иногда и раздражение, и тревога, и еще много чего. Однажды я расплакалась прямо в храме. Нас учат, что это тоже нормально. На эти чувства во время медитации важно взглянуть со стороны, не вовлекаясь в них.

 

Чтобы было меньше негативных эмоций, нам советуют начинать понемногу. 2 минуты в день для начала — это более, чем достаточно. Главное — делать это регулярно.

 

Моей практике здесь способствует атмосфера. С нами живут буддийские монахи и буддийские учителя, у которых можно спросить совета. У нас есть храм, а в аудитории стоит статуя Будды. Мы все на одной волне, и поддерживаем друг друга.

 

Жить рядом с монахами — это тоже бесценный опыт. Мы видим, что они счастливы без тех вещей, в которых привыкли видеть счастье западные люди. Без семьи, без романтических отношений, без денег, без машин и квартир, без дорогой одежды и гаджетов, без вечеринок, без карьеры, без амбиций и без самоутверждения. Они счастливы потому, что счастье — это естественное состояние ума. Они учатся с нами, медитируют, радуются простой еде, прогулкам, хорошей погоде. Рядом с ними кажется так глупо расстраиваться из-за того, что у тебя сломался ноутбук, например. Ты сейчас здесь, получаешь такие ценные знания, дышишь и можешь говорить. Это самое большое счастье. Его у тебя никому не отнять. Оно внутри, а не снаружи.

 

Верно ли я тебя понимаю, что основная идея буддизма не быть ни к чему привязанным, ни к вещам, ни к людям и в этом видится освобождение от собственных страданий?

 

- Нет, не совсем так. Центральная идея буддизма в том, чтобы быть счастливым. А привязанности — это то, что нам мешает. Но "привязанность" - не совсем верное слово. Далай-лама объяснял это так: "Представьте, что вы живете в роскошном гостиничном номере. Вы знаете, что вы не сможете оставаться тут вечно, да и вообще всего на неделю приехали. Но никто не мешает вам наслаждаться этим номером и использовать все его возможности. Но вы ведь не будете плакать, когда придет время уезжать. Вы были счастливы здесь, но и без этого тоже будете счастливы". Я бы сказала — не цепляться к вещам и людям. Хоть "цепляться" и некрасивое слово.

 

- Алена, скажи пожалуйста, как учеба в Дели и прикосновение к буддизму повлияло на твои отношения в браке? Вы живете сейчас с мужем не то что на разных улицах, а даже в разных государствах.

Не была ли пересмотрена их значимость? Стали ли ваши супружеские отношения более ценными для тебя или ты вдруг "прозрела" на счет того, что эти отношения потеряли для тебя былую значимость?

 

Для начала нужно сказать, что мы разводимся. Хотя с начала он поддержал меня, и я ему в этом очень благодарна. Я искренне верила, что мы сможем быть вместе, даже не смотря на расстояние. Первые недели очень скучала. Наверное, первые 2 месяца. Потом перестала скучать, и дышать стало свободнее. Это как иллюстрация из нашего учебника. Вот у тебя есть привязанность, и вместе с ней ты получаешь тонну всего хорошего, но и тонну плохого. Я не говорю, что не нужно теперь совсем строить отношения. Я говорю, что они должны быть организованы по другому принципу. По крайней мере, для меня сейчас это так.

 

Спасибо тебе за смелость в ответе на очень личный вопрос. Звучит так недвусмысленно, словно все уже точно между вами решено. Я сейчас отзываюсь на твой рассказ  печалью, но вот странность, она какая-то необычная, будто  освобождающая дыхание.
В публичном интервью не место углубляться в твою личную семейную историю дальше, но вот кое-что спросить все же хотелось бы.


Каждый наш шаг, каждый наш выбор, было ли это стремление к мечте, к цели или наоборот бегство от того и другого, он имеет некие следствия, такие побочные эффекты, своеобразные платежи.

 

Например, женщине взлетающей по карьерной лестнице приходится зачастую платить отсутствием семейных отношений, мужчине, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком приходится выдерживать непонимание и некоторое презрение социума и т.д., в общем каждый наш шаг отзывается чем-то большим, чем то, ради чего мы его сделали. Есть некий созидательный эффект, что-то создается, взращивается, а есть негативный, что-то разрушается, ведь получая или достигая чего-то мы тут же что-то и теряем. Чем ты "заплатила" за свою мечту?

 
- Нет, я не думаю, что мой брак — это расплата за мечту. Я уверена, что мы бы расстались в любом случае, рано или поздно. Теперь, когда я оглядываюсь назад, я вижу, что этому было много причин. Но я не хотела их замечать именно из-за этого "цепляния" к отношениям. Сейчас, когда мы свободны, мы сможем найти себе спутников жизни, которые разделят наши представления о том, какими должны быть отношения. Мои взгляды на это очень сильно изменились.

 

Если подумать, чем я заплатила за мечту, я бы сказала — привычкой строить планы и уверенностью в будущем. Раньше я чувствовала себя некомфортно, когда у меня не было четкого представления о том, где я буду завтра, через месяц и через год. Теперь я одна в чужой стране. Я представляю, где я буду завтра, но через месяц и через год — даже не думаю. Я открыта для возможностей. Я надеюсь, что всё сложится хорошо.

 
Ты уже полгода учишься в институте Кармапы  и находишься в необычно насыщенной среде, в буквальном смысле пропитанной мудростью веков, вокруг тебя столько неординарных, увлеченных и озадаченных идеями мироздания людей, отмечаешь ли ты перемены в собственном мировоззрении? Помнишь ли ты, какая ты приехала сюда и что в тебе изменилось с этих пор?

 

Да, мое мировоззрение очень сильно изменилось. Каждый день несколько часов занятий по философии меняют мышление. Но мало только принять какую-то идею. Использовать ее в жизни — вот что самое сложное. Например, буддийская идея о том, что на гнев нужно отвечать сочувствием. Это звучит очень красиво! Но когда вам грубят на улице, первой реакцией все равно будет гнев, просто в силу привычки. Это нужно вовремя увидеть, распознать и научиться с этим работать. Нас учат действовать медленно и внимательно следить за тем, что происходит у нас в голове.

 

Я приехала сюда со смутным представлением о том, что такое буддизм. Сейчас мои знания тоже нельзя назвать глубокими, но они систематизировались. Вместе с ними я пересмотрела и свои представления о многих вещах. Я поняла, что я не хочу строить карьеру, например. Хотя нет, не так. Я не хочу строить карьеру ради денег и удовлетворения амбиций. Я хочу работать в сфере, которая приносила бы настоящую пользу. Поэтому, видимо, впереди у меня — еще большие перемены.

 

- Какое положение в буддизме занимают женщины? Каково их место, их права и отношение со стороны мужчин?
Возможно ли полноценное участие женщин в религиозной жизни и доступ в мужские монастыри?

Я читала,  что раньше в Индии женщины приходили в буддизм чтобы спастись от домашнего гнета. А сам  Будда в одной из своих жизней был женщиной. Прокомментируй пожалуйста.

 

- В буддизме есть монахи-женщины. Никаких ограничений на участии в чем бы то ни было для нас нет. Другой вопрос в том, нужно ли нам это? Буддизм предполагает множество практик, которые можно делать, не отказываясь от мирской жизни. Это даже приветствуется — если ты можешь совмещать практику и свою обычную жизнь.

 

Возможно, что женщины приходили в буддизм, чтобы спастись от домашнего гнета. В Индии в то время (как и сейчас) основной религией был индуизм. Эта система основана на кастовом строе, и у женщин есть определенное место в жизни, которое они не могут изменить. А тут — такая возможность! Ни тебе больше тяжелого труда, ни мужа, ни детей, никаких забот. Знай себе слушай учителя и медитируй 

Монастыри есть мужские и женские. Есть даже такие, где монахи и монахини живут вместе. Не в одной комнате, конечно, но в одном здании.

 

Насчет прошлых жизней Будды, есть целый сборник текстов, который называется Джатаки. Это описания прошлых жизней Будды. Да, он был женщиной много раз, был разными животными, духом дерева и т.д.

 

Алена, как тебе кажется, возможно ли заниматься буддологией не будучи глубоко погружённым в буддизм? Постараюсь пояснить подробнее, что я имею ввиду: 
достаточно ли для получения знания о буддизме наблюдение его со стороны или буддолог должен быть им пропитан насквозь, должен исповедовать буддизм, соблюдать все ритуалы, и до глубины проникнуться мировоззрением буддизма?
И можно ли вообще "верить в буддизм", ведь насколько я разобралась в буддизме образа Бога нет, а ещё не стихают споры о том, является ли буддизм философией или религией, а может быть вообще системой познания мира?

 

- Мне кажется, даже такого выражения нет — верить в буддизм  Можно разделять эти взгляды, полностью или частично. Мне кажется, так правильнее выразиться. В буддизме есть свои традиции и ритуалы, которые идут из тибетского общества (в нашем случае, так как у нас линия тибетского буддизма, есть еще тайский буддизм, японский, китайский и т.д.). Лично мне они очень близки, и я наслаждаюсь ими. Например, общими молитвами за счастье всех существ. Но здесь учатся люди, которые не принимают это, и это их право. Они настроены более скептически, и воспринимают буддизм именно как систему философии и логики. Чем больше я изучаю буддизм, тем логичнее мне кажутся эти взгляды. Нас не просят ни во что верить. Наоборот, один из главных принципов обучения — проверка на опыте. Конечно, идеи перерождения и взгляды на загробную жизнь сложно проверить. Но то, что касается эмоций, чувств, наших "цепляний" и страданий от этого, — очень легко проверить на своем ежедневном опыте общения с людьми.

 

Конечно, буддологию изучают и те, кто не считает себя буддистами. В мире много университетов, где есть это отделение на факультетах религиоведения. Но на примере наших преподавателей из Европы, Канады и США могу сказать, что когда глубоко погружаешься в эту тему, понимаешь, насколько она тебе близка. Видишь, как буддийские книги точно описывают твое состояние. Иногда просто удивительно видеть все эти связи. Все наши западные профессора — тоже буддисты.

 

Традиционно буддизм изучают с помощью трех средств — обучение, рефлексия, медитация. Наши учителя-монахи говорят нам, что без применения в жизни и без медитации невозможно понять даже самые простые идеи буддизма. Можно изучать их по книгам, но в этом случае вы получите только поверхностный взгляд.

 

- Рядом с тобой в институте буддизм изучает большая группа людей,  из твоего рассказа у меня создалось впечатление, что вы все легко можете общаться друг с другом, т.к. все владеют общим языком общения - английским, а, кроме того, вы открыты к диалогу, а также  есть желания и возможности узнавать что-то друг о друге. Как тебе кажется, можно ли выделить общие механизмы, причины того, как эти люди оказались в буддизме?

 

** Комментарий к фото: Бордовые палантины — это часть монашеской одежды.А белые и желтые шар-фы — это часть тибетской традиции. На фото в центре за столом — Кармапа - глава нашей буддийской традиции.Когда он приезжает, в качестве знака уважения мы приносим ему эти шарфы — они бывают не только белые или жел тые, просто так совпало, что у  большшнства в этот день были белые.  Мы подходим к нему и предлагаем эти шарфы. А он в знак своего благословения отдает эти шарфы обратно и надевает нам на шею. Такая традиция,  очень красивая ** 

 

- Нас не так много, всего 20 человек на всех трех курсах. Еще примерно 15 человек — слушатели. Это означает, что они посещают лекции, но не пишут исследовательские работы и эссе, не получают оценки и не претендуют на то, чтобы получить диплом. Да, мы все общаемся на английском. У всех разный уровень, но для общения — волне достаточно.

 

Если говорить о причинах нашего интереса к буддизму, то это поиск ответов. У всех возникают сложные вопросы. Например, почему со мной происходит что-то плохое, почему мне не везет? И почему я не чувствую счастья, хотя казалось бы, все условия для этого есть. Очень у многих возникает чувство, что то, чем они занимаются, — бессмысленно. У многих была цель — свой дом, машина, карьера, семья. Достигнув ее, люди поняли, что счастья так и нет, что надо искать его в чем-то другом.

 

- Можешь ли ты напоследок привести наиболее затронувшее тебя буддисткое изречение?


«Будь водой». Это говорит нам каждый день наш однокурсник-монах. И каждый раз он имеет в виду разное. Для меня это значит, что нужно подстраиваться под ситуацию, быть гибче, не цепляться за свои ожидания и планы. И еще — что нужно уметь принимать и использовать любой опыт и любой путь, которой готовит тебе жизнь

 

- Твой рассказ о буддизме, и о смелом осуществлении своей мечты очень был мне интересен. Я сама мало знаю о буддизме, и попытка прочитать что-то залпом перед интервью с тобой к понимаю основ буддизма , конечно, не привела:)
В гештальт-терапии, как ни странно, кроме экзистенциальных идей и идей гештальт психологии, тоже есть нотки дзен-буддизма, ведь основатель гештальт-терапии Фриц Перлз был увлечен буддизмом на момент создания ГТ, так что описываемые тобой некоторые вещи мне отзывались. Это и про медитативный принцип созерцания своих мыслей, и про принцип "здесь и сейчас", и про возвращение управления собственными эмоциональными реакциями (в гештальт-терапии звучит идея, что свои реакции ты можешь выбирать, это некое творческое приспособление к миру, эмоции  принадлежат тебе, а значит ты можешь выбирать эмоциональные реакции на ситуации по собственному выбору), поэтому слушая тебя я делала еще некоторую внутреннюю работу, пыталась опознать дуновения буддизма в гештальте.

Благодарю тебя за интервью, было очень интересно и захватывающе, меня увлекала твоя искренность и открытость. 

А еще у меня  возникла идея повторить интервью через 3 года, когда закончится твоя учеба. Мне было бы очень интересно узнать, как сложилась твоя жизнь и отношения с буддизмом далее. Согласна ли ты встретиться вновь, в 2019 году?

 

- Пожалуйста!) Да, конечно, я с удовольствием пообщаюсь снова через 3 года. Спасибо вам за интересные вопросы! Много думала, пока отвечала 

 

С вами были Иванова Наталья  и  Алена Вотинова,  Пермь -  Нью-Дели

 Статья опубликована на моем сайте: http://ivanna-ps.ru

ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ!

 








Просмотров: 296
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Время через призму принципа "здесь и сейчас"
  • Магия присутствия: как и для чего быть "здесь и сейчас" гештальт-терапевту
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • 10 дельных советов для построения счастливых отношений с мужьями, даже если сейчас все очень «сложно».
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Легко сказать: "вот сейчас как изменюсь, и человек меня полюбит!"...
  • Быть вместе. "Легко!.. Или не очень?!"
  • История о потерянном ребенке: "Мне тоже очень больно!" Случай из практики
  • Анализ сна: "На следующий день, после этого сна, меня предал близкий друг"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • "Если бы я была другой, меня бы любили". Терапевтический рассказ.
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • "Не очень-то и хотелось" Как хотеть так, чтобы случалось
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Я очень хочу жить!" Как быть отважным и сильным при раке. Памяти Татьяны
  • 5 уроков денег, которые нужно было выучить как можно раньше
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Горести и радости небиологических родителей в ЛГБТ-семьях: есть ли для меня здесь место и какое оно?
  • Медитация "Сердце розы. Оставаться здесь и сейчас."
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь