Готовность терапевта удивиться – необходимое условие хорошей психотерапии

Отсюда, одним из основных профессиональных качеств терапевта является его перманентная готовность (или способность) удивиться. Терапевт в любое мгновение терапевтической сессии должен быть готов встретиться с любым феноменом. И это ОЧЕНЬ ВАЖНО. В поле в следующую секунду может в процессе переживания появиться все, что угодно. И если у терапевта есть готовность увидеть лишь нечто определенное в той или иной ситуации сессии, то он увидит это. Однако переживание при этом будет вновь остановлено. 


Традиционно при обучении гештальт-терапевтов обращают внимание на формирование у них готовности строить терапевтические гипотезы. Супервизоры довольно часто спрашивают у терапевтов после сессии: «Какова была твоя терапевтическая гипотеза?» С точки зрения диалогово-феноменологического подхода такой навык не просто не полезен, но и вреден. Он помогает, безусловно, молодому начинающему свою практику терапевту справиться  с тревогой, но никак не способствует переживанию терапевтического контакта и человека в кресле напротив. На мой взгляд, тенденция строить терапевтические гипотезы значительно обедняет терапию, нежели обогащает её. Гипотеза существует в поле на правах концепции. На правах же концепции она и редуцирует спонтанную динамику поля, низводя ее до динамики структур.

Если она (эта способность) погасла от усталости, тревоги или выгорания, терапия сворачивает с пути переживания и начинает стремиться к механизмам, реализуемым в условиях экономии витальности, а именно – к концептуально-прогностической схеме. Зачастую появление у диалогово-феноменологического терапевта той или иной гипотезы относительно терапии или поведения клиента является маркером его усталости. Но что совершенно очевидно, так это то, что появление гипотезы возможно только в ситуациях, когда переживание затруднено. Процесс переживания и существование гипотезы возможны только на правах альтернативы – либо одно, либо другое.

Значит ли сказанное, что развитие терапевта должно идти по пути искоренения тенденции к построению гипотез? На этом ли построен процесс обучения и супервизии? Нет. В некотором смысле диалогово-феноменологический подход – это путь недеяния. Он не предполагает борьбы с чем бы то ни было. В том числе с гипотезами. Как я уже говорил, гипотезы существуют на правах концепции. Собственно говоря, они и являются концепциями. Поэтому и обращение с ними все то же – не помогать и не мешать. Напомню, диалогово-феноменологическая психотерапия – культура не фигуры, но фона. Применительно к данному аспекту это означает, что наша задача остаётся прежней – восстанавливать естественное течение процесса переживания. Ничего более. Концепция нужна каждому человеку, так же как гипотеза нужна терапевту, только в том случае, если переживание затруднено или невозможно. Если терапевт ставит акцент в своей практике на способности переживать, то через некоторое время такой практики он обнаружит, что гипотезы о поведении и жизни клиента все реже приходят ему на ум. Ещё раз повторю, переживание и концепции – альтернативы. 




Просмотров: 438
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что случится, если поменять соотношение концепции и переживания?
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Зависимость гипотезы психолога от запроса клиента
  • Способность терапевта к переживанию и свободному выбору - необходимое условие эффективной психотерапии
  • Супружеские отношения в 21 веке. Тенденции, гипотезы.
  • Если идти по выбранному пути тяжело, то это не мой путь? Или?
  • Прошу прощения у кошачьего Рода (о проверке терапевтической гипотезы)
  • Роль консультативной гипотезы в процессе психологического консультирования
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что привлекает меня в профессии арт-терапевта? Или мой путь к арт-терапии…
  • Переживание Жизни - что это и как?
  • Педофилия: этиология, гипотезы
  • Гипотезы строят реальность, а не предсказывают ее!
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Шизофрения: основные симптомы и гипотезы возникновения болезни.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Концепции и переживание жизни. Где находится энергия?
  • Что значит переживать? Особенности терапевтической работы по восстановлению переживания
  • Смысла нет или Зачем что-либо делать, если мы всё равно умрем?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Бойся гнева терпеливого человека. Или о том, что делать, если мочи нет терпеть.
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь