|
Справедливости нет. Есть я.Автор статьи: Анищенко Наталья Александровна
Справедливости нет. Есть я. 3 сессия. Она сидит, ссутулившись, и слезы текут по ее щекам, не останавливаясь. Она говорит жалобным голосом, часто всхлипывая: "...почему это случилось со мной? почему... жизнь так несправедлива? Я всегда старалась, чтобы другим было хорошо - моим родителям... брату... моему мужу... детям, свекрови и... даже моей собаке!" - А тебе? - спрашиваю я. - Мне?! - удивленно переспрашивает она и грустно продолжает. - Если другим хорошо, то и мне неплохо. - Им хорошо, а тебе неплохо. А разве это справедливо? Она начинает плакать еще сильнее, хочет что-то сказать, но не может. И только обхватывает себя руками, будто обнимает или старается удержать, и качается из стороны в сторону. "Справедливости нет" - одно из самых сильных осознаний клиентов в терапевтической работе. Мысль о справедливости кажется успокаивающей и защищающей. Она частично освобождает от пугающего чувства личной ответственности за свою жизнь, за свои выборы. Эта мысль часто связана с Богом и идеей мировой гармонии. Вера в то, что кто-то сильный следит за действиями и мыслями, кто-то награждает или наказывает, кто-то строго отмеряет равное количество добра и зла. И эта мысль лишает человека свободы, а именно свободы выбора, ведь нужно делать "так, а не иначе", не потому что ХОЧУ, а потому что ДОЛЖЕН. При этом искренне надеясь на то, что воздастся, будет по справедливости. Только остается вопрос кому воздавать? Тому, кто забыл про себя, не знает, чего хочет или боится желать? Тому, кого уже нет? Идея справедливости нарушает отношения с окружающими, чаще всего проявляясь в установках "злиться плохо, так как все зло возвращается", "завидовать нельзя, зависть разрушает", "надо жить для других, тогда Бог вознаградит" и многие другие. Такие установки не только мешают проживать свои чувства, но и вызывают внутренние конфликты, которые снижают уровень доверия в отношениях и не дают истинной близости с другим. Идея справедливости не дает жить полной жизнью. Когда все хорошо, идея пугает – «всегда не может быть все хорошо», когда случается беда – травмирует, наполняя страхом, виной и ненавистью – «если справедливость есть, то как такое могло случиться со мной? Почему? за что? Значит, виноват либо я, либо кто-то из моих близких. Иначе этого бы не случилось». Такая логика приводит в тупик или водит по замкнутому кругу, принося боль и страдания. Но если принять мысль, что справедливости нет, то как тогда жить? Становится очень страшно, человек чувствует, что не может контролировать мир и других людей своим "хорошим поведением". И тогда тревога становится непереносимой. И нужна новая идея, которая приведет пошатнувшийся мир в равновесие. В этом случае на смену приходят новые верования, поиск авторитетов, гуру или мессии. Идея справедливости часто является точкой опоры, лишившись которой человек ощущает свою жизнь бессмысленной или прожитой зря. Идея помогает преодолевать трудности, терпеть и справляться, иногда принося слишком многое в жертву. Но все эти жертвы часто кажутся оправданными и по вере должны когда-нибудь окупиться сторицей. Ведь когда-то эта идея стала спасением, соломинкой, за которую человек схватился, чтобы выжить. В благодарность за свое спасение, спасенный становится яростным приверженцем новой веры, отстаивая ее и боясь в ней усомнится хотя бы на миг. Иначе это кажется равносильным смерти. Поэтому работа над развенчанием этого мифа о справедливости идет медленно, ведь человеку важно найти новые точки опоры и осознать, когда и зачем эта идея была полезной, и чего она лишает сейчас. Если человек осознанно отказывается от идеи справедливости, признавая свою уязвимость перед миром и принимая, что справедливости нет. То есть нет того кто отмеряет хорошее и плохое, черные и белые полосы, нет того, кто измеряет тяжесть жертв или глубину страданий и вознаграждает за них. Отказавшись от идеи справедливости, человек непременно сталкивается со свободой, со своими неограниченными возможностями выбирать, со своей способностью влиять на других людей и на определенные события в мире благодаря своим выборам. И тогда ответственность за эти выборы превращается в опыт и мудрость, в чувство соприсутствия и сопричастия. И это не исключает чувства страха или боли, или других тяжелых переживаний, просто точкой опоры становится вера в себя и свои возможности, вера в собственную справедливость, означающую быть правым, честным по отношению к себе. 8 сессия. - Мне кажется, я будто учусь всему заново. Я начала радоваться мелочам. Я вчера захотела побыть одна, и в первый раз пошла просто погулять, не в магазин, не в садик, не в школу. Я медленно шла одна... и сначала, мне было стыдно, от того, что я иду без дела. Потом мне стало грустно и одиноко, я подумала, что у меня не осталось ни одной подруги, которую можно было бы позвать с собой, чтобы вот так вот просто погулять. А потом мне стало хорошо, от того, что я смогла себе это позволить... И я подумала, что это справедливо, делать то, что мне хочется, хотя бы иногда. Жить и для себя тоже... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|