Читать последние новости иногда не так жутко, как комментарии к ним. Количество комментаторов, которые проявляют тенденцию обвинить жертву и оправдать абьюзера, зашкаливает. Понять мы хотим все и всегда – находиться в структурированной ситуации не так тревожно, как в неструктурированной. Думаю, что нам всем хочется попытаться понять, почему абьюзер сделал то, что сделал, объяснить, найти основание. Это основание «впишет» абьюз в реальность, найдет ему в ней место, отграничит. Возникнет чувство большей уверенности, защищенности.
Таким основанием у комментаторов почти всегда выступает какая-либо особенность взаимодействия жертвы и абьюзера, потому что другой информации у них просто нет. Через это жертва становится так или иначе включенной в основание для поведения абьюзера, и, значит, «виноватой» (или «ответственной»), пусть опосредованно. Возникает впечатление, что если бы жертва не сделала, не сказала, не [что-то еще], то абьюза бы не случилось. А поскольку сделала и сказала, то «ну а что вы хотите?». Получается распространенная иллюзия о справедливости мира, только с другого ракурса: «если я буду вести себя правильно, то все будет хорошо». Всем надо просто не носить мини.
Жертва после этого вызывает либо яростное возмущение («какого … она туда вообще поперлась, надо же думать»), либо раздражение («какая же она дура»). Возникает уверенность в том, что жертва всегда может предотвратить абьюз, потому что «понятно», какое именно поведение жертвы его вызывает – мы же нашли основание!
Мы упорно отказываемся принять простой факт: абьюз – результат решения абьюзера. Природой мне дано, в принципе, все, что нужно, чтобы изнасиловать первого же, кто прокомментирует этот пост. И делать это или не делать этого – мой выбор. Я обнаруживаю в себе сексуальные импульсы, я не всегда понимаю их, и иногда они очень сильные. И что именно будет триггером такого импульса в следующий момент – я не знаю. Я просто в этом оказываюсь: что-то происходит во мне, что-то происходит передо мной. Но то, как именно будут проявлены мои импульсы вовне, –мой выбор. И если я сделаю выбор в пользу абьюза, оберегов против этого выбора у жертвы не будет.
Осознание этого рождает чувство безысходности: мы все становимся полностью во власти случая, мы отданы на произвол. Здесь мы сталкиваемся с чем-то, что принципиально не можем контролировать, мир перестает быть надежным, жизнь теряет ценность, мы теряем достоинство – потому что каждый из нас может стать следующей жертвой, а сосед – абьюзером, совершенно внезапно для нас. Признать это правда страшно: фактически с тем же сталкивается человек, переживший травму, только со значительно большей интенсивностью. Придется как-то жить несмотря на это, а местами даже вопреки.
Парадоксальным образом через такой осознанный отказ от иллюзии справедливости в жизнь может прийти справедливость неиллюзорная: в том, чтобы оценивать абьюзера по его поведению.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.