Качества целебного присутствия

Чем больше работаю терапевтом, тем больше у меня открытых вопросов – что же на самом деле работает на моего клиента? Как, чем и почему в нем происходит успокоение и поиск ответов на мучающие его вопросы.

Долгое время – особенно в начале практики – мне казалось, что моя основная задача поделиться своими знаниями и опытом. Рассказать, как можно по-другому выпутываться из опасных тупиков развития. Я щедро делилась тем, что сама выучила или познала в результате своего жизненного опыта и терапии, и очень радовалась, когда меня внимательно слушали и даже пытались прибегнуть к тому или иному рецептику. Я много и обильно звучала на своих сессиях. И кому-то – очень хочется в это поверитьJ - наверно такой «обучающий» формат работы с психологом пришелся по душе…

Но вот всегда смущали меня рассуждения о качестве присутствия терапевта на сеансе. И что, мол, именно за вот ПРИСУТСТВИЕ деньги то и берем. И только совсем недавно меня наконец «догнало», что же это за качества такие могут быть.

Одной из основных причин страданий человека можно назвать мучительное переживание себя как несоответствующего высоким стремлениям и общественным идеалам. Все эти идеи соответствия закладываются в нас такими же замороченными и опутанными всякими общественными долженствованиями родителями. Они из самых лучших побуждений тратят «километры» своих нервов, чтобы развить в нас социальную компетентность. Но вот уж слишком часто ценой этой самой пресловутой компетенции становится отчуждение от своей глубинной самости. От потребности быть узнанным и принятым значимыми Другими во всех своих проявлениях. Пусть иногда и весьма таких…гадких и мало-приличных. Сейчас очень много всяких разнообразных гуру твердят нам о высоких идеях «безоценочного принятия» Что вот если этим навыком – этого самого принятия – овладеть – то и наступит нам наше человеческое счастье. Но по-моему для того, чтобы такая прекрасная идея в человеке хоть как-то проросла, у человека должен быть опыт, когда он сам был вот так Другим принят. Просто по факту своего бытия. И это – задачка из раннего детского периода. Довербального еще. Когда младенец видит себя в глазах матери хоть плачущим, хоть гневным, хоть каким – но мать его держит. В самом глобальном смысле этого слова. Удерживает, выдерживает, поддерживает. Он постоянно чувствует прочность матери. Ее надежность. И то, что она – с ним. Даже когда мать ворчит на ребенка, или на него за какой проступок сердится. Именно в этот период закладывается фундамент само-принятия себя. Более чем менее качественным. Если мать может выдержать мой гнев, значит и я смогу. Значит мой гнев вряд ли настолько страшен и разрушителен – и для меня и для мира. Значит я могу быть сам себе – и другим – доступен и в трудные времена. И если я могу выдерживать гнев матери – значит и я достаточно прочный, чтобы переждать бурю и дождаться штиля и солнца ее любви.

И вот на эту прочную основу само – принятия себя во всех своих проявлениях и веру в свою достаточную для жизненных бурь прочность и накладывается потом вся эта «надстройка» обучения всем этим «социальным компетенциям». Ну да – потому что в обществе и обществом живем. И вот тут нам постоянно оценки-то и выставляют. Начиная с детсада. Но если я – качественный и прочный в своей сути – то и оценки ваши мне – по верхнему моему слою царапины. И вот работаю я сейчас, или работу потерял – конечно, имеет значение. Но в своей глубине я вполне качественный и сохранный.

Клиент приходит практически всегда с запросом на изменение. С чем-то, что он считает плохим – и с надеждой вот это свое «плохое» поменять в результате наших встреч на «хорошее». Клиент заморочен идеями соответствия. Идеями «я - хороший» и «я – плохой». Опутан оценками себя – в основном через свою деятельность – всяких Больших дядей и тетей и общественных всяких институтов. И конечно хорошей поддержкой может стать фокус терапевта наставить ему «круглых пятерок». Поддержать его самооценку энтузиазмом «хорошего преподавателя». Сказать – какой ты человек прекрасный! Но это ведь все – надстройки…А вот как вам идея все-таки попробовать заглянуть в его фундамент? В эго глубинные убеждения – ты какой? И каким образом это можно сделать?!

А вот наверно как раз качественным присутствием. Присутствием именно той интенсивности и в той форме, которая для клиента сейчас наиболее переносима. Наиболее питательна для того, чтобы ощущать себя. Себя самого, со своими потребностями и в своей сегодняшней форме – цвете – звуке. Поэтому наверно говорят мэтры о чувствительности и чувствительности терапевта. Т.к. стать с клиентом синхронным – попасть в его волну – без чувствительности – никак. А синхронность – это как раз первое дело. Это работа матери – через ее синхронность с младенцем он получает опыт безопасного, чуткого, откликающегося на его потребности мира и учится сам откликаться на мир без особых своих зажимов и деформаций. И ловить как раз волну интенции клиента – через его информационный и словесный шум, через содержание его рассказов о жизни, через его паузы и ритмы дыхания – что его разворачивает? Что толкает? Что его энергии останавливает? Что и как погружает в тревоги?

И тогда терапевт перестает быть наставником, учителем, тем, кто еще больше перегрузит понятийный аппарат клиента. А становится со-участником происходящего с ним сейчас, в момент встречи. И наблюдателем, и зеркалом, и Близким, и Далеким. Тем, в присутствии кого можно быть со всем своим «фаршем», без привычных приличных оберток и дезодорирования воздуха. Какие же это качества присутствия?

Энергетика. Каким становится твое пространство в присутствии вот этого Другого – твоего клиента?

Вербалика. Смысл слов, конечно – куда ж без него?! Но помимо смысла – и как ворота в скрытое – интонации, тембр, паузы и ускорения, ритм повествования. Откуда идет голос – и связанное с ним дыхание?

Тело. Оно говорит гораздо искреннее, чем голова. Оно сигналит позой, жестами, ритмом дыхания, привычной позой, мимикой, приливами и отливами

Заинтересованность

Любопытство к Другому

Искренность

До – оценочность. Оценки – это продукт Персоны. Прошлого опыта. И это уже далеко от непосредственного восприятия. Это уже – из головы. «Когда-то у меня было уже что-то похожее и это вызвало у меня вот такие эмоции и мысли, и я им придал вот такую форму. Так оценил» оценка всегда уже и беднее того, что мы пытаемся оценить. Она как плоская одноцветная форма, в которую пытаются «умять» что-то объемное и много – оттеночное. Вместо оценки –

Со-творчество. Ответственность за то, что происходит в вашем контакте. За свое присутствие и свои реакции. За то, что и как вы делаете вместе на вашем сеансе.

 



Просмотров: 321
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про Эдипа, его маму, психосексуальное развитие и вот это вот все.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • "Хочу быть блогером, а не вот это вот все"
  • «Мысли материальны, это доказано квантовой физикой!» Я поговорила с физиком и вот что он мне рассказал
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Вот что с нами происходит: не много о кризисах в жизни человека
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Вороновирус. Что это и с чем его едят?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • У Вас меняется окружение? Что это значит и как с этим быть?
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Ава - терапия, аутизм, что это значит для меня?
  • Любовь, забота и поддержка – вот что на самом деле важно для семьи
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. Что это такое и с чем его едят.
  • Моё это или нет - вот в чем вопрос...
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь