|
Не хочу быть взрослымАвтор статьи: Ольга Князева
«Вы говорите: всю мою сознательную жизнь. Но это неправда. Говорите лучше – всю мою бессознательную жизнь.» Сериал «метод» «И на берег выползает печальная взрослая форма жизни». Программа «все как у зверей» Эти цитаты в эпиграфе я использовала не спроста. Взрослость действительно не выглядит как что-то желанное. И скорее ассоциируется с вынужденностью и печалью. Совсем наоборот обстоят дела с инфантильностью - мир ребенка кажется соблазнительным, как мир безграничных возможностей, в котором правит воображение и реальность подчиняется его законам. Какие первые ассоциации возникают со словом взрослый? Ответственность и работа (труд). Ответственность (response-ability) – способность дать ответ на вызовы реальности. И если ребенок правит миром за счет воображения, то взрослый вынужден отвечать на вызовы, считаться с реальностью (и даже можно сказать, подчиняться ей), совершать какие-то действия, проявлять активность. Кому это может понравиться? Признавать свои ограничения: что многое зависит от воли случая, что необходимо работать без гарантии результата. Кто согласится на это по собственному желанию? Особенно, если за плечами есть опыт всесильности детства, если есть надежда на волшебника, кого-то, кто позаботится, защитит, решит все вопросы (я говорю про опыт достаточно хорошего детства). Когда есть такая надежда, всегда есть повод не проявлять своей собственной активности, достаточно полагаться на воображение. Отсюда такая увлеченность позитивным мышлением и вера в то, что стоит только правильно чего-то захотеть и оно обязательно сбудется, а если не сбывается – значит проблема в неправильном формулировании, а не в отсутствии активности или в каких-то реальных ограничениях. Структуру личности человека удобно рассматривать с трех сторон: - эмоциональная (аффективная) – психический процесс, который может проявляться или нет в моторной функции - когнитивная (сознательная) – волевые решения, воспоминания, способность к вниманию, память, желания, подсознательные стремления – все, что не является эмоциями - двигательная (моторная) – сюда входит вся наша активность и пассивность На основании этой структуры можно сказать, что психологическая зрелость определяется двумя показателями:
Психологическая зрелость – необязательное условие существования человека, не необходимое условие выживания. У зрелости нет эволюционных преимуществ (в биологическом смысле преимущество означало бы, что зрелые особи размножаются эффективнее, а в этом плане скорее все наоборот). Тогда зачем становиться взрослым? Ведь у человека, как у животного, в этом плане действительно есть выбор! Можно становиться старше, но не взрослеть психологически. Биологическая справка: способность к размножению в личиночной стадии называется неотенией (неос- юный, тениус – растягивать). Аксолотоль – личинка амбистомы. Переход во взрослую форму у аксолотля запускается, только если условия существования меняются в худшую сторону. А если комфорту аксолотля ничего не угрожает, то он так и останется до старости личинкой. Личиночная стадия совершенно не мешает ему охотиться и размножаться. Все высшие хордовые произошли от тех асцидий, которые решили не взрослеть, а размножаться на личиночной стадии. Мы все произошли от предприимчивых головастиков. Т.е. человек – неотеническое существо. Мы всю жизнь сохраняем психическую активность, свойственную нашим предкам только на ранних детских стадиях развития – игривость, любопытство, страсть к приключениям, стремление к открыванию нового – все это с биологических позиций «детство». Риски детства в том, что не соблюдаются условия зрелости. Ребенок не умеет видеть ситуацию целиком, объемно. Он постоянно развивается, и этот процесс протекает неравномерно (эмоциональная сфера, когнитивная). Я думаю, важно помнить, что у нас есть выбор - взрослеть или нет, что это не что-то, что происходит автоматически. И важно отслеживать – из какого своего состояния (взрослого или инфантильного) я сейчас оцениваю происходящее и делаю выводы. Лучшее, что может быть – иметь доступ к обеим частям опыта, уметь переключаться, переходить из взрослой в детскую часть и наоборот (ведь мы не аксолотли или асцидии, у которых этот переход необратим). Но осуществлять это не хаотично, а иметь возможность управлять этим процессом. Вот для чего важно быть взрослым. Потому что это «матрешка» – психологически взрослый человек имеет доступ к детской части, а ребенок может только имитировать, «воображать» себя взрослым. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|