|
Нечто свыше – архетипыАвтор статьи: Нестерова Лариса Васильевна
Архетипы – понятие, используемое обычно в психологии, психотерапии и теоретическом анализе мифологии. Ввёл это понятие впервые Карл Густав Юнг, исследователь мифов и швейцарский психоаналитик. Данный деятель под архетипами подразумевал первичные схемы образов, воспроизводимые на бессознательном уровне и активизирующие воображение. Их обычно можно обнаружить у людей в фантазиях и снах, в произведениях искусства, в литературе, верованиях и мифах. Архетип соотносится не с индивидуальностью, и не с личным опытом. Он содержит комплексы образов и символы всего человечества. Архетипы – универсальные коллективные мотивы или модели, своеобразные варианты матриц способов бытия и отображения, основные из которых можно обнаружить в сказках, легендах, мифах и религиозных трактатах. Юнг, отталкиваясь от собственного мистического опыта, клинической практики и исследований этнографов, полагал, что архетипы передаются по наследству в качестве мифологических глубинных символов, В группу важнейших он объединил такие, как Анима, Анимус, Тень, Старик, Ребёнок, Мать. Значимыми он так же считал архетипы Троицы, Отца и Антропоса.
Юнг много времени отдал изучению архетипов. Это дало ему право утверждать, что от архитепических основ человеку отделиться невозможно. Если только не загнать себя в невроз. Архетип, по Юнгу, это душевный орган, существующий у каждого. Архетипы – непременные составляющие бессознательного. Они непоколебимы, но зачастую меняют свой облик. Например, за архетипом Ребёнка, могут скрываться и беззащитность, и спонтанность, и заброшенность и живость. Ребёнок может быть только что рождённым и не имеющим опыта, но и чистой невинностью завершающего путь человека, отбросившего всё наносное.
Архетип, это один из способов, которым бессознательное взаимодействует с сознанием человека. Когда дитя появляется на свет, у него имеются потенциально все архетипы. Их влияние, напомню, бессознательно (оно в большинстве случаев не осознаётся и у взрослых людей, за исключением случаев направленного внимания (например, в психотерапии или в её результате)). Архетипы проявляются в поведении и действиях. Процесс сопровождается появлением эмоций и аффектами. Если человек не осознаёт архетип, он застывает в одной из масок «эго-сознания» и наполняется личным содержанием. То есть, архетип – есть форма, шаблон, паттерн, внутри которого «располагаются» образы и символы. Здесь уместно вспомнить мандалы, которые являются отображением таких форм, которые заполняются разнообразным символическим содержимым. Юнг называл мандалу архитепическим образом Самости. Самость есть центральный архетип целостности личности, соединяющий в себе сознательную часть психики человека с бессознательной. В ранние годы деятельности, в период работы в психиатрической больнице, Юнг обнаружил, что некоторые его пациенты с не особенно высоким интеллектом и низким уровнем образования имели опыт переживания универсальных символов – мифологических и религиозных. У этих людей не было доступа к таким символам, кроме как путём контакта с бессознательным материалом, неожиданно «прорвавшимся» и не имеющего отношения их реальной жизни. Работа с архетипами в психотерапии помогают понять и пережить какие-то этапы бытия, обнаружить слабые места, придти к внутреннему единству, найти ответы на непростые вопросы, которыми задаётся человек. Они обладают целительной силой, поскольку содержат в себе зёрна мудрости, накопленной человечеством с его огромным количеством судеб в результате проживания ситуаций различной степени сложности. Нужный в конкретный момент архетип способен активизироваться и проявиться при повторении «специфической сцепленности обстоятельств», когда-то уже бывших. Юнг мыслил, будто за архетипом стоит не только то, в чём нуждается вопрошающий, но «нечто большее и даже нечто свыше». Согласны? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|