|
Еврей как субъект идеологииАвтор статьи: Свибильская Наталья Валентиновна
«Еврей как субъект идеологии» В письме Максу Графу, который хотел крестить своего сына, Фрейд недвусмысленно писал: "Если вы не дадите своему сыну вырасти, как еврею, вы лишите его таких источников силы, которые не могут быть замещены ничем другим. Пусть он борется с жизнью как еврей, а вы - помогите ему обрести всю ту силу, которая ему для этого понадобится. Не лишайте его этого преимущества" (1). На нашей планете насчитывается свыше трех миллиардов человек, из них лишь 12 миллионов – меньше половины процента – составляют евреи. При этом роль евреев совершенно не пропорциональна их малой численности. Не менее 12 процентов всех Нобелевских премий по физике, химии и медицине принадлежат евреям. Вклад евреев в величайшие достижения человечества в области религии, науки, литературы, музыки, экономики и философии поражает своими масштабами. Евреи прожили 2000 лет без собственного государства и, тем не менее, сохранили свою этническую идентичность, не смешавшись с другими народами. В чем же феномен этого народа? Существует много способов изучения и интерпретации истории. Попробуем разобраться с этим вопросом в поле психоанализа. Всякого человека создает идеология. В данном случае на формирование характера еврейского народа оказала влияние его религия. I. Социальная группа, субъект идеологии – иудаизм Иудаизм - это монотеистическая национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями: иудей это не национальность, а принадлежность к национальной религии (2). Основные постулаты иудаизма (3):
Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки - это люди, которым Бог дал право и возможность возвещать людям истину, состоящую из двух основных частей: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни (как надо жить). Среди всех пророков выделяются два великих: Илья и Моисей. Человек по имени Моисей Сторонники иудаизма считают, что Великие заслуги Моисея перед евреями и перед всем человечеством состоит в том, что:
Отступничество народа от новой религии описано в рассказе о Золотом Тельце. Здесь искусный поворот сюжета переносит разбивание скрижалей закона (что следует понимать символически: «он (народ) нарушил закон») (2). Обстановка, при которой Бог дал Моисею и сынам Израиля десять заповедей, описана в Библии: “Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блистали молнии, и, в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди. Затем сам Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях, «Скрижалях свидетельства», и передал их Моисею. Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился со скрижалями в руках и увидел, что народ, забыв о Боге, пляшет вокруг Золотого тельца, то пришёл в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога. После последовавшего раскаяния всего народа, Бог велел Моисею вытесать две новые каменные скрижали, и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей”. Десять заповедей Моисея – это столпы, на которых покоится все здание иудаизма. Идея единого бога, а также отрицание действенных магических церемоний и подчеркивание его этических требований были фактически доктринами Моисея. Как мы можем объяснить такое движение, и где еще мы встречаемся с подобным явлением? Несложно отыскать полную аналогию этому процессу в психической жизни индивида.
· Телец, как чувственный, удовлетворяющий мир - ”мир матери”;· Еврейский народ – “мир ребенка”;Таким образом мы получили классический вариант Эдипова треугольника. С угасанием Эдипова комплекса связано формирование Сверх-Я: отказываясь от исполнения запретных желаний, ребенок преобразует нагрузку родительских персонажей в (само) отождествление с родителями и интериоризует запрет (7). Человечество никогда не живет полностью в настоящем, в идеологиях Сверх-Я продолжает жить прошлое, традиция расы и народа, которые лишь медленно поддаются влияниям современности, новым изменениям, и, пока оно действует через Сверх-Я, оно играет значительную, независимую от экономических отношений роль в человеческой жизни. Народ, избранный богом Доказательством существования особой психической склонности масс, которые образовали еврейский народ, является то, что они смогли дать так много людей, готовых принять ношу религии Моисея в награду за избранность: они имеют чрезвычайно высокое мнение о себе, они считают себя более выдающимися, занимающими более высокое положение и превосходящими других людей – от которых отличаются также и множеством своих обычаев (3, стр. 136). Религия Моисея:
Гордость за величие Бога сливается с гордостью за свою избранность! Мы подошли к первому важному для нас выводу: человек по имени Моисей, даровав религии еврейскому народу, настолько повысил его чувство собственного достоинства, что народ поверил в свое превосходство над другими народами. Путь к духовности Среди заповедей религии Моисея есть одна, имеющая большее значение. Это запрет на создание образа Бога – принуждение поклоняться Богу, которого нельзя увидеть. Для лучшего понимания данного вопроса, рассмотрим процессы подобного качества в развитии человеческой культуры:
Таким образом, Моисеев запрет поднял Бога на более высокий уровень интеллектуальности, и, как следствие, был открыт путь для дальнейших изменений идеи Бога. Вследствие всех таких продвижений в интеллектуальном развитии было усилено индивидуальное чувство собственного достоинства еврейского народа, он становился гордым – ощущал себя стоящим выше по отношению к другим людям, все еще остающимся под властью чувственности. Центром духовных усилий по сплочению рассеянного народа стало священное писание – Тора. Одна из важнейших фигур в истории еврейского народа с точки зрения сохранения и ориентации его на духовные, интеллектуальные интересы был Гиллель (наси – патриарх еврейского народа). За счет своих удивительных личных качеств, богатых знаний во многих областях человеческой деятельности, тонкого ума и мудрой политики ему удалось сохранить и развить традиционные еврейские ценности, укрепить значение и понимание Устного Закона, создать основы для будущей богатой духовной жизни еврейского народа: «Люби мир и добивайся мира, люби людей и приближай их к Торе!» «Не ленись учиться, не говори, что выучишь потом — ведь невежда не боится греха, а Тора прибавляет жизни и разумения. Трудись, и плата, которая ожидает тебя в этом и грядущем мирах, будет по труду. Всегда помни, чьим отражением ты являешься, а потому и там, где нет людей, старайся быть человеком…Если не я для себя, то кто для меня? Если я только для себя, то что я? Если не теперь, то когда же?» (11) Очень важно еще раз подчеркнуть, что это характерное развитие сущности еврейского народа было обусловлено Моисеевым запретом поклонения Богу, имеющему зримую форму. Итак, прогресс в духовности состоит в том, чтобы вопреки непосредственному чувственному восприятию решать в пользу так называемых высших интеллектуальных процессов, т.е. воспоминаний, рассуждений, умозаключений. В отличие от других религий иудаизм в духовном и интеллектуальном уровне поднялся до высот чистой абстракции. Отречение влечений Религия, которая началась с запрета создавать образ Бога, с течением столетий все больше и больше превращается в религию отречения от влечений. Бог полностью затмевает сексуальность и возвышается до идеала этического совершенства. Этика – это ограничение влечений. К чему же может привести ограничение влечений? Рассмотрим аналогичный случай из психологии индивида. Когда “Оно” человека усиливает притязания влечений эротической или агрессивной природы, то самым простым и естественным будет, если “Я”, имеющее в своем распоряжении мыслительный и мышечный аппарат, удовлетворит эту потребность действием. Это удовлетворение влечения “Я” ощущает как удовольствие, точно так же как его неудовлетворение, несомненно, станет источником неудовольствия (7). Но может произойти и так, что “Я” воздерживается удовлетворить влечение ввиду внешних препятствий, а именно – если оно решит, что данное действие вызовет серьезную опасность для “Я”. Подобное воздержание от удовлетворения (отречение от влечения) из‑за внешнего препятствия – в соответствии с принципом реальности – не является приятным. Отказ от удовлетворения, отречение от влечения, повинуясь принципу реальности, приводит к длительному напряжению, обусловленному неудовольствием. Однако к отречению от влечения отказ может быть навязан и другими причинами, которые мы называем внутренними. В ходе развития индивида часть сдерживающих сил внешнего мира закрепляется внутри, и в “Я” образуется структура, которая противостоит остальной его части через наблюдение, критику и запреты – “Сверх-Я”. С этого времени “Я”, прежде чем исполнить удовлетворение влечений, требуемых “Оно”, должно принимать во внимание не только опасности окружающего мира, но также и возражения “Сверх‑Я”, и таким образом, у него возникает еще больше оснований воздерживаться от удовлетворения влечений. При ограничении сексуальное влечение способно изменять цель, не ослабляя напора. Эта способность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексуальную, но психологически ей близкую, называется сублимацией. В качестве основных форм сублимации Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность. Таким образом, отречение влечений играет выдающуюся роль в этой религии. В новом порыве морального аскетизма еврейский народ налагал на себя все новые отречения от влечений и таким образом достиг – по крайней мере, в учении и заповедях – этических высот, которые оставались недоступными другим народам античности. Часто евреи рассматривают это достижение этических высот как вторую основную характеристику и вторую великую победу своей религии. Религия Моисея оказала свое воздействие на еврейский народ в виде традиций. Это традиции просвещения, традиции рациональности, основанные на слове: через осмысление, через понимание, через возврат вытесненного, через вербализацию. Безусловно, этой религии потребовались многие столетия для проявления своего полного воздействия, ибо подобный факт не требует доказательств, когда речь идет о ковке народного характера. Помимо исторических и религиозных традиций на формирование характера человека оказывают влияние “требования реального внешнего мира” и социальной среды. Вернемся в поле индивидуальной психологии: “Я” – часть психики, в процессе развития отделившаяся от “Оно” для установления связей с внешним миром и другими элементами психики, является посредником в отношениях внешней реальности с “Оно” и “Сверх-Я” (3, стр. 187). “Я” представляет собой “микс” идентификаций с внешним миром. «Сверх-Я» - это первая идентификация, которая произошла, пока «Я» было еще слабым, оно является наследником Эдипова комплекса, следовательно, внесло в «Я» самые грандиозные объекты (см. главу “Величественный образ отца”). «Сверх-Я» создает систему ценностей человека, интегрируя их в идеал “Я”; создает установки людей и обеспечивает соответствующее поведение; посредством самокритики, запретов препятствует несогласованным с ним установкам и способам поведения (см. Сверх-Я). При этом “требования реального внешнего мира” только усиливают притязания данной инстанции к “Я”. II. Субъект идеологии, которого другие считают евреем. Огромное влияние на формирование еврейского характера оказало отношение к ним других народов. И здесь нельзя не остановиться на теме антисемитизма (отрицательное представление о евреях, неприязнь и враждебное отношение). По мнению ряда исследователей, антисемитизм возник и развился в мире античного язычества. Большая часть современной антисемитской аргументации происходит от античных предрассудков, одним из центров которого являлась Александрия примерно около III—II веков до н. э. Первоначальными его распространителями были египетские литераторы этого периода, обвинявшие евреев в различных злонамеренных делах. Мотивы обвинений были и религиозные, и экономические, и политические. По наиболее распространённому мнению, юдофобия в древнем мире была вызвана обособлением евреев от других народов. Соломон Лурье, исследуя появление антисемитизма в древнем мире, описывает следующую коллизию. В античности представители покорённых народов, переселяясь в метрополию и считаясь гражданами «второго сорта», стремились походить на полноценных граждан метрополии, чтобы избежать дискриминации. Они признавали культурные и религиозные ценности победителей и ассимилировались. Евреи вели себя принципиально иначе. Даже живя за пределами Палестины, они продолжали сохранять культурно-религиозную идентичность и резко осуждали ассимиляцию. Около II века возникает “христианский антисемитизм”: ненависть к евреям как носителям иудаизма, не признающих Иисуса Мессией, а также причастных к его распятию. Поскольку в христианстве Иисус считается Богом, весь еврейский народ объявлялся «Богоубийцами». В XIX в. возникает “расовый антисемитизм”: вариант антисемитизма, который рассматривает евреев в качестве прирождённых носителей неких биологически ущербных признаков, а потому не только не признаёт за ассимилированными евреями права на существование, но и считает их наиболее опасными, так как они вносят «порчу» в здоровое тело нации и пытаются тайно захватить власть над ней. Расовый антисемитизм называют «классическим», т.к. именно с ним связано возникновение самого понятия «антисемитизм», и именно его результатом стало крупнейшее проявление антисемитизма — Холокост (2). Такое сильное и постоянное явление, как ненависть к евреям, конечно же, должно иметь более чем одну причину: некоторые из них действительно основаны на реальности и не требуют объяснения; другие лежат глубже и происходят из скрытых источников, и их можно назвать особыми основаниями:
Общие выводы:В данной работе мы намеревались понять, откуда проистекает своеобразный характер еврейского народа, который, вероятно, способствовал сохранению его до сегодняшнего дня. Мы пришли к выводу, что на формирование данного характера существенное влияние оказали идеология (иудаизм), с одной стороны, и внешняя социальная среда, с другой. “Идеология” Смысловой оттенок содержания понятия «идеология» таков: быть теоретическим обобщением исходных чувственных представлений (Логинов А. В.”Идеология как проблема социальной онтологии”). “…идеология – это не призрачная иллюзия, возводимая нами для укрытия от невыносимой действительности, это по самой своей сути фантазматическая конструкция, служащая опорой для нашей «действительности»: «иллюзия», структурирующая наши конкретные реальные общественные отношения и, кроме того, маскирующая невыносимую, реальную, непостижимую сущность (то, что Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф называют «антагонизмом», то есть травматическое социальное подразделение, не поддающееся символизации). Функция идеологии состоит не в том, чтобы предложить нам способ ускользнуть от действительности, а в том, чтобы представить саму социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности” (Жижек М: “Художественный журнал”). Наш интеллект очень легко, безо всякого предупреждения входит в заблуждение, и мы ни во что так легко не верим, как в то, что, независимо от истинности, соответствует нашим любимым иллюзиям. В частности, мы верим, что религиозное решение содержит в себе истину – но истину историческую, а не материальную. Из психоанализа отдельных индивидуумов мы знаем, что их самые ранние впечатления, полученные, когда ребенок едва умел говорить, оказывают в то или иное время воздействия, имеющие принудительный характер, не будучи сами по себе осознанными. Мы полагаем, что имеем право сделать такое же предположение и в отношении самых ранних переживаний всего человечества. Одним из следствий такого воздействия было возникновение идеи единственного бога – идеи, которая должна быть признана как совершенно оправданная память, хотя, правда, искаженная. Подобная идея имеет принудительный характер: в нее должно поверить. В той степени, до которой она была искажена, она может быть названа иллюзией, а поскольку она несет с собой возврат прошлого, она должна называться истиной. В качестве примера, психиатрические мании также содержат в себе небольшой фрагмент истины, и убеждение пациента распространяется от этой истины на все ее иллюзорное окружение (3, стр. 169). Таким образом, чувство избранности евреев – это идеология (миф, иллюзия), которую даровал еврейскому народу человек по имени Моисей, а внешние социальные факторы только усилили данное чувство и подняли его до уровня самосознания.
Список использованной литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|