Еврей как субъект идеологии

«Еврей как субъект идеологии»     В письме Максу Графу, который хотел крестить своего сына, Фрейд недвусмысленно писал: "Если вы не дадите своему сыну вырасти, как еврею, вы лишите его таких  источников силы, которые не могут быть замещены ничем другим. Пусть он борется с жизнью как еврей, а  вы - помогите ему обрести всю ту  силу, которая ему  для этого понадобится.  Не лишайте его  этого  преимущества" (1). 

На нашей планете насчитывается свыше трех миллиардов человек, из них лишь 12 миллионов – меньше половины процента – составляют евреи. При этом роль евреев совершенно не пропорциональна их малой численности. Не менее 12 процентов всех Нобелевских премий по физике, химии и медицине принадлежат евреям. Вклад евреев в величайшие достижения человечества в области религии, науки, литературы, музыки, экономики и философии поражает своими масштабами.

Евреи прожили 2000 лет без собственного государства и, тем не менее, сохранили свою этническую идентичность, не смешавшись с другими народами.

В чем же феномен этого народа?

Существует много способов изучения и интерпретации истории. Попробуем разобраться с этим вопросом в поле психоанализа.

Всякого человека создает идеология. В данном случае на формирование характера еврейского народа оказала влияние его религия.

I. Социальная группа, субъект идеологии – иудаизм

Иудаизм - это монотеистическая национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями: иудей это не национальность, а принадлежность к национальной религии (2).

Основные постулаты иудаизма (3):

  1. Полномасштабный монотеизм: есть лишь один Бог, он – Бог единственный, всесильный, недоступный;
  2. Человеческий глаз не может вынести его вида, никаких изображений его делать нельзя, и даже имя его произносить запрещено;
  3. Строжайшее осуждение любого вида магии и колдовства;
  4. Жесткий запрет изображать  любое живое или воображаемое существо;
  5. Полное отвержение бессмертия: возможность продолжения существования после смерти нигде и никогда не упоминается;
  6. Бог отвергает жертвы и церемониал, требует только веры и жизни по истине и справедливости;

Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки - это люди, которым Бог дал право и возможность возвещать людям истину, состоящую из двух основных частей: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни  (как надо жить). Среди всех пророков выделяются два великих: Илья и Моисей.

Человек по имени Моисей

Сторонники иудаизма считают, что Великие заслуги Моисея перед евреями и перед всем человечеством состоит в том, что:

  • Бог через Моисея дал людям Закон (заповеди). Десять заповедей Моисея – это столпы, на которых покоится все здание иудаизма.
  • Бог через Моисея вывел еврейский народ из египетского плена.
  • Бог неожиданно «выбирает» народ, провозглашает его своим народом, а себя их Богом. (3, стр.142).
  • Моисей  ввел у евреев обычай обрезания. Этот обряд всегда содержит пять элементов, общих для самых разных племен: символическая смерть, символическое возрождение, символическое увечье, объединяющее в кровное братство, получение нового имени каждым, прошедшим посвящение, и, наконец, ознакомление с тайными доселе законами племени. 

Отступничество народа от новой религии  описано в рассказе о Золотом Тельце. Здесь искусный поворот сюжета переносит разбивание скрижалей закона (что следует понимать символически: «он (народ) нарушил закон») (2).

Обстановка, при которой Бог дал Моисею и сынам Израиля десять заповедей, описана в Библии: “Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блистали молнии, и, в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди. Затем сам Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях, «Скрижалях свидетельства», и передал их Моисею. Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился со скрижалями в руках и увидел, что народ, забыв о Боге, пляшет вокруг Золотого тельца, то пришёл в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога. После последовавшего раскаяния всего народа, Бог велел Моисею вытесать две новые каменные скрижали, и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей”.

Десять заповедей Моисея – это столпы, на которых покоится все здание иудаизма.

Идея единого бога, а также отрицание действенных магических церемоний и подчеркивание его этических требований  были фактически доктринами Моисея. Как мы можем объяснить такое движение, и где еще мы встречаемся с подобным явлением? Несложно отыскать полную аналогию этому процессу в психической жизни индивида.

  • Моисей, как  освободитель, законодатель, вероучитель еврейского народа - “величественный образ отца”;

·                     Телец, как чувственный, удовлетворяющий мир  -  ”мир матери”;·                     Еврейский народ – “мир ребенка”;Таким образом мы получили классический вариант Эдипова треугольника. С угасанием Эдипова комплекса связано формирование Сверх-Я: отказываясь от исполнения запретных желаний, ребенок преобразует нагрузку родительских персонажей в (само) отождествление с родителями и интериоризует запрет (7).

Человечество никогда не живет полностью в настоящем, в идеологиях Сверх-Я продолжает жить прошлое, традиция расы и народа, которые лишь медленно поддаются влияниям современности, новым изменениям, и, пока оно действует через Сверх-Я, оно играет значительную, независимую от экономических отношений роль в человеческой жизни.

Народ, избранный богом

Доказательством существования особой психической склонности масс, которые образовали еврейский народ, является то, что они смогли дать так много людей, готовых принять ношу религии Моисея в  награду  за избранность: они имеют чрезвычайно высокое мнение о себе, они считают себя более выдающимися, занимающими более высокое положение и превосходящими других людей – от которых отличаются также и множеством своих обычаев (3, стр. 136). Религия  Моисея:

  • принесла еврейскому народу повышенное чувство собственного достоинства как сознание избранности Великим Богом;
  • позволила людям разделять величие новой идеи Бога: уверовавший в такого Бога до некоторой степени разделял его величие, имел право чувствовать себя возвышенным;

Гордость за величие Бога сливается с гордостью за свою избранность! Мы подошли к первому важному для нас выводу: человек по имени Моисей, даровав религии еврейскому народу, настолько повысил его чувство собственного достоинства, что народ поверил в свое превосходство над другими народами.

Путь к духовности

Среди заповедей религии Моисея есть одна, имеющая большее значение. Это запрет на создание образа Бога – принуждение поклоняться Богу, которого нельзя увидеть. Для лучшего понимания данного вопроса, рассмотрим процессы подобного качества в развитии человеческой культуры:

  • У детей, невротических взрослых и примитивных народов мы встречаемся с ментальным явлением, которое описываем как веру во «всемогущество мыслей» (3, стр. 146). Оно заключается в переоценке влияния, которое наши умственные (в этом случае интеллектуальные) действия могут оказывать на изменение окружающего мира.
  • Люди оказались вынуждены признать «интеллектуальные» (духовные) силы – то есть, силы, которые не могут быть постигнуты органами чувств (в частности зрением), но действие которых, тем не менее, приводит к несомненному и действительно исключительно мощному эффекту. Если мы можем полагаться на свидетельство языка, то именно движение воздуха послужило прототипом интеллектуальности (духовности), так как интеллект (дух) получил свое название от дыхания ветра – animus, spiritus и древнееврейского ruach (дыхание). Это также привело к открытию разума (души) как интеллектуальной основы людей.
  • Под влиянием внешних факторов на смену матриархальному социальному порядку пришел патриархальный – что, конечно, повлекло за собой революцию в правовых положениях, господствовавших до сих пор. Этот поворот от матери к отцу указывает на победу интеллектуальности над чувственностью. Таким образом, выбор между мыслительным процессом и чувственным восприятием в пользу первого оказался шагом, ведущим к культурному развитию общества.

Таким образом, Моисеев запрет поднял Бога на более высокий уровень интеллектуальности, и, как следствие, был открыт путь для дальнейших изменений идеи Бога.  Вследствие всех таких продвижений в интеллектуальном развитии было усилено индивидуальное чувство собственного достоинства еврейского народа, он становился гордым – ощущал себя стоящим выше по отношению к другим людям, все еще остающимся под властью чувственности.

Центром духовных усилий по сплочению рассеянного народа стало священное писание – Тора. Одна из важнейших фигур в истории еврейского народа с точки зрения сохранения и ориентации его на духовные, интеллектуальные интересы был Гиллель (наси – патриарх еврейского народа). За счет своих удивительных личных качеств, богатых знаний во многих областях человеческой деятельности, тонкого ума и мудрой политики ему удалось сохранить и развить традиционные еврейские ценности, укрепить значение и понимание Устного Закона, создать основы для будущей богатой духовной жизни еврейского народа: «Люби мир и добивайся мира, люби людей и приближай их к Торе!»

 «Не ленись учиться, не говори, что выучишь потом — ведь невежда не боится греха, а Тора прибавляет жизни и разумения. Трудись, и плата, которая ожидает тебя в этом и грядущем мирах, будет по труду. Всегда помни, чьим отражением ты являешься, а потому и там, где нет людей, старайся быть человеком…Если не я для себя, то кто для меня? Если я только для себя, то что я? Если не теперь, то когда же?» (11)

Очень важно еще раз подчеркнуть, что  это характерное развитие сущности еврейского народа было обусловлено Моисеевым запретом поклонения Богу, имеющему зримую форму.

Итак, прогресс в духовности состоит в том, чтобы вопреки непосредственному чувственному восприятию решать в пользу так называемых высших интеллектуальных процессов, т.е. воспоминаний, рассуждений, умозаключений. В отличие от других религий иудаизм в духовном и интеллектуальном уровне поднялся до высот чистой абстракции.

Отречение влечений

Религия, которая началась с запрета создавать образ Бога, с течением столетий все больше и больше превращается в религию отречения от влечений. Бог полностью затмевает сексуальность и возвышается до идеала этического совершенства. Этика – это ограничение влечений.

К чему же может привести ограничение влечений? Рассмотрим аналогичный случай из психологии индивида.

Когда “Оно” человека усиливает притязания влечений эротической или агрессивной природы, то самым простым и естественным будет, если “Я”, имеющее в своем распоряжении мыслительный и мышечный аппарат, удовлетворит эту потребность действием. Это удовлетворение влечения “Я” ощущает как удовольствие, точно так же как его неудовлетворение, несомненно, станет источником неудовольствия (7).

Но может произойти и так, что “Я” воздерживается удовлетворить влечение ввиду внешних препятствий, а именно – если оно решит, что данное действие вызовет серьезную опасность для “Я”. Подобное воздержание от удовлетворения (отречение от влечения) из‑за внешнего препятствия – в соответствии с принципом реальности – не является приятным.

Отказ от удовлетворения, отречение от влечения, повинуясь принципу реальности,  приводит к длительному напряжению, обусловленному неудовольствием. Однако к отречению от влечения отказ может быть навязан и другими причинами, которые мы называем внутренними.

В ходе развития индивида часть сдерживающих сил внешнего мира закрепляется внутри, и в “Я” образуется структура, которая противостоит остальной его части через наблюдение, критику и запреты – “Сверх-Я”.

С этого времени “Я”, прежде чем исполнить удовлетворение влечений, требуемых “Оно”, должно принимать во внимание не только опасности окружающего мира, но также и возражения “Сверх‑Я”, и таким образом, у него возникает еще больше оснований воздерживаться от удовлетворения влечений.

При ограничении сексуальное влечение способно изменять цель, не ослабляя напора. Эта способность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексуальную, но психологически ей близкую, называется сублимацией. В качестве основных форм сублимации Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность.

Таким образом, отречение влечений играет выдающуюся роль в этой религии. В новом порыве морального аскетизма еврейский народ налагал на себя все новые отречения от влечений и таким образом достиг – по крайней мере, в учении и заповедях – этических высот, которые оставались недоступными другим народам античности. Часто евреи рассматривают это достижение этических высот как вторую основную характеристику и вторую великую победу своей религии.

Религия Моисея оказала свое воздействие на еврейский народ  в виде традиций. Это традиции просвещения, традиции рациональности, основанные на слове: через осмысление, через понимание, через возврат вытесненного, через вербализацию. Безусловно, этой религии потребовались многие столетия для проявления своего полного воздействия, ибо подобный факт не требует доказательств, когда речь идет о ковке народного характера.

Помимо исторических и религиозных традиций  на формирование характера человека оказывают влияние “требования реального внешнего мира” и  социальной среды.

Вернемся в поле индивидуальной психологии:

“Я” – часть психики, в процессе развития отделившаяся от “Оно” для установления связей с внешним миром и другими элементами психики, является посредником в отношениях внешней реальности с “Оно” и “Сверх-Я” (3, стр. 187). “Я” представляет собой “микс” идентификаций с внешним миром. «Сверх-Я» - это первая идентификация, которая произошла, пока «Я» было еще слабым, оно является наследником Эдипова комплекса, следовательно, внесло в «Я» самые грандиозные объекты (см. главу “Величественный образ отца”). «Сверх-Я»  создает систему ценностей человека, интегрируя их в идеал “Я”; создает установки людей и обеспечивает соответствующее поведение; посредством самокритики, запретов препятствует несогласованным  с ним установкам и способам поведения (см. Сверх-Я). При этом “требования реального внешнего мира” только усиливают притязания данной инстанции к “Я”.

II. Субъект идеологии, которого другие считают евреем.

Огромное влияние на формирование еврейского характера оказало отношение к ним других народов. И здесь нельзя не остановиться на теме антисемитизма (отрицательное представление о евреях, неприязнь и враждебное отношение).

По мнению ряда исследователей, антисемитизм возник и развился в мире античного язычества. Большая часть современной антисемитской аргументации происходит от античных предрассудков, одним из центров которого являлась  Александрия примерно около III—II веков до н. э. Первоначальными его распространителями были египетские литераторы этого периода, обвинявшие евреев в различных злонамеренных делах. Мотивы обвинений были и религиозные, и экономические, и политические.

По наиболее распространённому мнению, юдофобия в древнем мире была вызвана обособлением евреев от других народов. Соломон Лурье, исследуя появление антисемитизма в древнем мире, описывает следующую коллизию. В античности представители покорённых народов, переселяясь в метрополию и считаясь гражданами «второго сорта», стремились походить на полноценных граждан метрополии, чтобы избежать дискриминации. Они признавали культурные и религиозные ценности победителей и ассимилировались. Евреи вели себя принципиально иначе. Даже живя за пределами Палестины, они продолжали сохранять культурно-религиозную идентичность и резко осуждали ассимиляцию.

Около II века возникает “христианский антисемитизм”: ненависть к евреям как носителям иудаизма, не признающих Иисуса Мессией, а также причастных к его распятию. Поскольку в христианстве Иисус считается Богом, весь еврейский народ объявлялся «Богоубийцами».

 В XIX в. возникает “расовый антисемитизм”: вариант антисемитизма, который рассматривает евреев в качестве прирождённых носителей неких биологически ущербных признаков, а потому не только не признаёт за ассимилированными евреями права на существование, но и считает их наиболее опасными, так как они вносят «порчу» в здоровое тело нации и пытаются тайно захватить власть над ней. Расовый антисемитизм называют «классическим», т.к. именно с ним связано возникновение самого понятия «антисемитизм», и именно его результатом стало крупнейшее проявление антисемитизма — Холокост (2).

Такое сильное и постоянное явление, как ненависть к евреям, конечно же, должно иметь более чем одну причину: некоторые из них действительно основаны на реальности и не требуют объяснения; другие лежат глубже и происходят из скрытых источников, и их можно назвать особыми основаниями:

  1. Евреи чужеземцы. Считаю аргумент достаточно слабым, так как во многих местах, где сегодня господствует антисемитизм, евреи находились среди старейших частей населения или даже жили там раньше нынешних обитателей.
  2. По большей части евреи живут среди других людей как меньшинство. В своей работе “Недовольство культурой” Фрейд подробно рассуждает о том, что  чувство общности группы требует для своей полноты враждебности по отношению к какому-либо внешнему меньшинству, и многочисленные уязвимые места этого не допускаемого в группу меньшинства способствуют его угнетению (12, стр. 19).
  3. В некоторых отношениях евреи отличаются от тех наций, среди которых проживают. Они не отличаются фундаментально, так как не являются азиатами чужеземной расы, как утверждают их враги, а состоят большей частью из остатков средиземноморских народов и наследников Средиземноморской цивилизации. Но, тем не менее, они все же отличаются, часто неуловимым образом, особенно от нордических народов, а нетерпимость групп, что достаточно странно, часто более сильно проявляется в отношении небольших, а не фундаментальных отличий. Для описания этого феномена Фрейд вносит такое понятие, как «нарциссизм малых различи».
  4. Евреи противятся любому насилию, даже самым жестоким гонениям не удалось их истребить, и в противоположность этому, они способны сохранять свои позиции в коммерческой жизни и вносят ценный вклад во все формы культурной жизни там, куда их допускают.
  5. Более глубокие мотивы ненависти к евреям коренятся в отдаленнейших прошлых веках, они исходят из бессознательного людей:
  • Зависть к народу, который провозгласил себя перворожденным, “любимым дитятей Бога Отца”, не преодолена другими людьми даже сегодня: как будто они думают, что эти претензии оправданы.
  • Обрезание. Этот обряд производит неприятное, жуткое впечатление, которое, несомненно, объясняется тем, что оно напоминает о наводящей ужас кастрации.
  • И последнее: все те народы, которые “выделяются” сегодня своей ненавистью к евреям, стали христианами лишь в недавние исторические времена, часто под гнетом кровавого принуждения. Под тонким налетом христианства они остались тем, чем были их предки, исповедовавшие варварский политеизм. Они не избавились от чувства недовольства навязанной им новой религией, но они перенесли это недовольство на источник, из которого пришло к ним христианство. То, что события, о которых повествуют евангелия, происходят среди евреев и фактически касаются только их, облегчило этот перенос. Ненависть к евреям по своей сути является ненавистью к христианам (3, стр.118).

Общие выводы:В данной работе мы намеревались понять, откуда проистекает своеобразный характер еврейского народа, который, вероятно, способствовал сохранению его до сегодняшнего дня. Мы пришли к выводу, что на формирование данного характера  существенное влияние оказали идеология (иудаизм), с одной стороны, и внешняя социальная среда, с другой. “Идеология”

 Смысловой оттенок содержания понятия «идеология» таков: быть теоретическим обобщением исходных чувственных представлений (Логинов А. В.”Идеология как проблема социальной онтологии”).

“…идеология – это не призрачная иллюзия, возводимая нами для укрытия от невыносимой действительности, это по самой своей сути фантазматическая конструкция, служащая опорой для нашей «действительности»: «иллюзия», структурирующая наши конкретные реальные общественные отношения и, кроме того, маскирующая невыносимую, реальную, непостижимую сущность (то, что Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф называют «антагонизмом», то есть травматическое социальное подразделение, не поддающееся символизации).

Функция идеологии состоит не в том, чтобы предложить нам способ ускользнуть от действительности, а в том, чтобы представить саму социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности”  (Жижек М: “Художественный журнал”).

Наш интеллект очень легко, безо всякого предупреждения входит в заблуждение, и мы ни во что так легко не верим, как в то, что, независимо от истинности, соответствует нашим любимым иллюзиям. В частности, мы верим, что религиозное решение содержит в себе истину – но истину историческую, а не материальную.

Из психоанализа отдельных индивидуумов мы знаем, что их самые ранние впечатления, полученные, когда ребенок едва умел говорить, оказывают в то или иное время воздействия, имеющие принудительный характер, не будучи сами по себе осознанными. Мы полагаем, что имеем право сделать такое же предположение и в отношении самых ранних переживаний всего человечества. Одним из следствий такого воздействия было возникновение идеи единственного бога – идеи, которая должна быть признана как совершенно оправданная память, хотя, правда, искаженная. Подобная идея имеет принудительный характер: в нее должно поверить. В той степени, до которой она была искажена, она может быть названа иллюзией, а поскольку она несет с собой возврат прошлого, она должна называться истиной. В качестве примера, психиатрические мании также содержат в себе небольшой фрагмент истины, и убеждение пациента распространяется от этой истины на все ее иллюзорное окружение (3, стр. 169).

Таким образом, чувство избранности евреев – это идеология (миф, иллюзия), которую даровал еврейскому народу человек по имени Моисей, а внешние социальные факторы только усилили данное чувство и подняли его до уровня самосознания.

 

Список использованной литературы:

 

  1. 1.                   Макс И. Даймонт  “Евреи, Бог и история”
  2. 2.                   Интернет-сайт «Википедия»
  3. 3.                   Зигмунд Фрейд «Человек по имени Моисей», перевод Р.Додельцева, издание 2009.
  4. 4.                   “Книга Чисел .12:6-8
  5. 5.                   “Проект Россия, третье тысячелетие”, Москва, «Эксмо», 2009
  6. 6.                   Зигмунд Фрейд, «Человек по имени Моисей» (перевод с интернет-сайта www. ModernLib.Ru)
  7. 7.                   Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис. Словарь по психоанализу. Москва, Высшая школа, 1996
  8. 8.                   Зигмунд Фрейд, Введение в психоанализ. Лекции
  9. 9.                   Зигмунд Фрейд, Введение в психоанализ. Лекции (перевод с интернет-сайта www. ModernLib.Ru)
  10. 10.               Зигмунд Фрейд, “Я и ОНО”  (перевод с интернет-сайта www. ModernLib.Ru)
  11. 11.               Интернет-сайт "Иудаизм и евреи"
  12. 12.               Зигмунд Фрейд «Недовольство культурой» (Перевод А. М. Руткевича по изданию: Freud S. Studienausgabe. Bd. IX Frankfurt a. M., 1974)

 

 



Просмотров: 395
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Есть ли Бог? Как работать с образом бога в психотерапии.
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Туда, где Фрейд не гулял. Как устроено управление человечеством через его сексуальную природу.
  • Притча о том, как Бог решил создать идеальное существо… и что из этого вышло
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Психоаналитическое наблюдение за младенцами: что это и для чего оно нужно?
  • Ухудшения состояния после терапии. Что это такое и с чем оно связано?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. Что это такое и с чем его едят.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Психологическое сопровождение беременности. Что это? И для чего оно нужно?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь