Китайская мудрость гласит: «Если мы не знаем, куда мы идем, то как мы узнаем, что мы туда дошли?».
Очень часто в личной жизни или в профессиональной деятельности мы «проходим» мимо определения и уточнения наших целей и, как результат - неудачи, разочарование, снижение самооценки.
Можно ли избежать такого сценария?
Психологи утверждают, что можно. Давайте выясним, какие стратегии мышления и поведения мы используем при определении наших целей.
Первая стратегия определения цели СВЯЗАНА С ОТРИЦАНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО СОСТОЯНИЯ.
Например, человек может иметь проблемы, связанные со страхом общения с начальником и первоначально определить свою цель так: «Я хочу перестать бояться своего начальника».
Такая стратегия распространена, но она не может являться способом определения цели, так как фактически не отвечает на вопрос: «Чего Вы хотите?». Она отвечает на утверждение о том, чего человек не хочет и, следовательно, вообще не может являться целью.
Отрицательные утверждения, подобные этому, обращают внимание людей на проблемную ситуацию, а не на желаемую.
Вторая распространенная стратегия определения цели состоит в том, чтобы ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕЛЬ КАК ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ПРОБЛЕМНОГО СОСТОЯНИЯ.
Человек может заявить: «Я хочу быть уверенным при общении с начальником».
Такая стратегия помогает сосредоточить внимание на чем-то отличном от «страха перед начальником», но она постоянно связывает этот страх с чем-то отличным от него и приводит к сравнению с проблемным состоянием.
Человек, как бы находится между двух полюсов, не имея возможности уйти из поля проблемы.
Третья стратегия определения цели ПРЕДПОЛАГАЕТ ОРИЕНТАЦИЮ НА ВНЕШНЮЮ РОЛЕВУЮ МОДЕЛЬ в качестве средства определения желаемого состояния.
Например, в нашем случае: «Я хочу общаться с начальником, как Иван Иванович».
Эта стратегия имеет некоторые преимущества перед простым отрицанием и созданием противоположного состояния, так как она помогает отвлечь внимание от проблемного состояния. Одна из трудностей использования этой стратегии заключается в том, что ролевая модель находится вне человека и «слиться» с ней иногда бывает трудно.
Эта стратегия также может приводить к тому, что люди будут находить неподходящие для себя ролевые модели и иметь неосуществимые желания.
Четвертая стратегия определения цели предполагает ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК для определения желаемого.
Эти характеристики могут быть взяты из собственного опыта или ролевой модели.
Например: «При общении с начальником, я хочу обладать такими качествами, как уверенность в себе, невозмутимость и гибкость».
Однако хотя такой подход увеличивает гибкость человека, он все же не связан с конкретным личным опытом человека и может привести к пониманию того, что необходимо сделать, но не гарантирует, что человек может это сделать.
Пятая стратегия определения цели, предполагает ВЫБОР ГЕНЕРАТИВНОГО ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА.
Генеративные цели – это утверждение о том, что человек хочет больше всего и характеризуется словом «больше».
Например, в нашем случае: «Я хочу быть более уверенным в себе при общении с начальником».
Важный аспект этой стратегии заключается в предположении того, что человек уже обладает некоторыми желаемыми качествами и способен реализовать их на деле.
Шестая стратегия определения цели СОСТОИТ В ДЕЙСТВИЯХ «КАК ЕСЛИ БЫ» человек уже достиг желаемого результата.
Когда человек находится в проблемном состоянии ему трудно поставить перед собой цель.
Используя стратегию «как если бы» человек уходит из проблемного состояния и получает возможность «проиграть» ситуацию осуществляя поиск возможных путей решения проблемы.
В нашем случае человек мог бы сказать: «Если бы я уже достиг желаемого состояния, я бы уже сейчас чувствовал себя уверенно при общении с начальником».
Каждая из перечисленных стратегий имеет свои преимущества, но наиболее эффективная стратегия определения цели состоит в использовании всех этих стратегий, как составных частей процесса определения цели.
Действуйте, и – обретете желаемое…
Константин Камышев, консультант по достижению благополучия