Питер Пэн как герой нашего времени…

Питер Пэн как герой нашего времени

Милый мальчик, ты знаешь, что Венди все ждет?

не продлив ее детства обрек на тоску годами...

вряд ли верит, конечно, что Питер ее придет,
но жжет память ее, открывая окно ночами...

обещал возвращаться за ней и летать в облаках
юный мальчик подросток, глаза чьи ей вечно снятся...

Венди с тобой забывала про горечь и страх...
Венди с тобою могла ничего не бояться...

Венди могла танцевать при свете луны..
драться с саблей в руке, разговаривать со светлячками...

но свой мир для нее не открыл дважды ты...
крикнув 'жди, я приду' и с надеждой напрасной оставив...

ночь, корабль вдали, капитан поднимает флаг...
-Питер Пен, доиграй и взрослеть наступает пора...

Венди просит спастись и кричит 'боже как же так',
просыпается, падает снег и лежит до утра....

-Питер, был ли ты здесь, был ли мой или стал лучшим сном
мне так хочется верить, но кончилось все. the end...

Питер плачет на крыше, Венди спит с закрытым окном,
навсегда забывая его и страну neverland...

(Питер Пен и Венди
Автор Лера Мое Море)

...

Все мы любим сказки...Вот только,  все мы любим РАЗНЫЕ сказки...

...

«Мне тридцать (тридцать пять, сорок и т.п.) лет, я не чувствую себя взрослым. Я боюсь создавать семью. Я не способен нести ответственность не то что за чужую, но и за свою жизнь. Сделайте с этим что-нибудь …»

Когда я слышу такие запросы от клиентов (и особенно, от мужчин), мне всегда вспоминается сказка «Питер Пэн и Венди» (1911) Джеймса Барри. Я смутно помню ее из детства, но никогда особенно не думала о ней, пока не столкнулась с типичной проблематикой клиентских запросов.

А вы помните эту сказку?

Сказку, которая  начинается так: "Все дети рано или поздно вырастают. Кроме одного"...

Сказка.

Краткое содержание:

В семье Дарлингов трое детей-погодков. Старшая — Венди, затем идёт Джон, а затем Майкл. У них необычная няня — большая чёрная собака-водолаз по имени Нэна. Однажды вечером, зайдя в спальню к уже лежавшим в постелях детям, миссис Дарлинг видит, как в окошко влетает мальчик, а вслед за ним — странное светящееся пятнышко. От удивления она вскрикивает, на крик прибегает Нэна. Мальчишке удаётся выпорхнуть в окно, но в зубах Нэны остаётся его тень! Миссис Дарлинг свёртывает её и кладёт в ящик комода.

Через несколько дней миссис и мистер Дарлинг собираются в гости. В спешке мистер Дарлинг сталкивается с Нэной, и на его брюках — вот беда! — остаётся шерсть. Мистер Дарлинг выгоняет Нэну во двор и сажает её на цепь. Как только родители уходят из дома, к детям прилетает маленький огонёк — это фея Динь-Динь, она ищет тень. Следом за ней появляется Питер Пэн. По знаку Динь-Динь Питер обнаруживает тень и пробует прикрепить её обратно, но ничего не выходит. Питер начинает плакать, и его рыдания будят Венди. Узнав, в чем дело, Венди пришивает тень к пяткам Питера. Это немножко больно, но он терпит. Почувствовав доверие к Венди, Питер рассказывает ей о себе: он удрал из дома, решив никогда не становиться взрослым. Он живёт на острове Нетинебудет (Неверлэнд, Небыландия) вместе с потерянными мальчишками («когда ребёнок вываливается из колясочки, он отправляется в страну Нетинебудет»). 

Узнав, что Венди умеет рассказывать сказки, Питер зовёт ее на остров («я тебя научу летать, и мы полетим вместе»), чтобы она рассказывала сказки и была мамой всех потерянных мальчишек. Венди соглашается. Вместе с нею летят Джон и Майкл.

Предупреждая прилёт Венди, появляется фея Динь-Динь. Она (из ревности!) от имени Питера приказывает мальчишкам застрелить Венди из лука. У них нет оснований сомневаться, и один из них стреляет. Венди падает на землю и лежит как мёртвая. Но она не умерла, её спас висевший на шее жёлудь ("поцелуй"), подарок Питера Пэна, — в него-то и вонзилась стрела. Но Венди очень слаба, и все мальчишки, во главе с подлетевшим Питером, строят ей дом, возводя его прямо вокруг неё. Домик получается прехорошенький. Венди всерьёз занимается своими обязанностями: она готовит, стирает, штопает и, конечно же, рассказывает сказки.

На волшебном острове происходит множество приключений...

Там живут  русалки, феи, краснокожие индейцы и пираты...

Последние  не оставляют мальчишек в покое... Их предводитель - Капитан Крюк — его зовут так с тех пор, как Питер отсек ему руку, вместо которой пришлось приладить железный крюк, — не может простить этого Питеру, тем более что руку проглотил крокодил, которому она настолько пришлась по вкусу, что он непрестанно охотится на Крюка.   Питеру неоднократно приходится сражаться с Крюком, и тот даже ранит его. Но, в ходе  решающего боя между Питером Пэном и капитаном Крюком пираты побеждены...

Как-то вечером Венди рассказывает мальчишкам их любимую сказку — о том, как жили-были на свете один джентльмен и одна леди, у которых однажды дети улетели на остров Нетинебудет. И как они всегда держали окно открытым, чтобы дети могли прилететь домой.

Питер возражает Венди: он тоже так раньше думал про матерей и потому не торопился возвращаться. А когда прилетел, окно было закрыто, а в его постельке спал другой мальчик...

В какой-то момент, Джон и Майкл, братья Венди, понимают, что надо поторопиться домой. Венди зовёт с собой и остальных мальчишек, уверенная, что её родители непременно усыновят и их. Соглашаются все, кроме Питера Пэна, который не хочет становиться большим.  

Мальчишки и Венди летят домой.

А в это время в Лондоне миссис и мистер Дарлинг продолжают ждать детей и никогда не закрывают окна детской. 

А мистер Дарлинг никак не может себе простить, что выгнал в тот страшный вечер Нэну из дома и посадил её на цепь. Поэтому он поклялся до возвращения детей жить в собачьей будке, его в ней отвозят на работу и привозят с работы. Миссис Дарлинг садится за пианино и начинает играть. В это время прилетают Питер и Динь-Динь. Они закрывают окно, чтобы Венди решила, что мама больше не ждёт её и не любит, и вернулась бы с Питером на остров. Но в звуках музыки слышится великая печаль, и Питер снова открывает окно. Венди, Джон и Майкл влетают в окно и забираются в свои постели. Мать обнаруживает их, зовёт отца, и Нэна тоже вбегает в комнату. Все счастливы. А мальчиики дожидаются внизу, пока Венди расскажет о них родителям. Когда это происходит, миссис и мистер Дарлинг решают усыновить их.

Питер снова улетает на остров. Он обещает Венди прилететь на следующий год, но забывает об этом. А когда Питер снова появляется, Венди уже замужем и у неё есть маленькая дочка Джейн.

Не заметив перемен, Питер зовёт с собою Венди, но та со вздохом отказывается, потому что она уже взрослая. Венди выходит из комнаты, чтобы успокоиться, а Питер Пэн сидит на полу и плачет. Его рыдания будят Джейн.

И все повторяется снова...

Когда Джейн вырастает, у неё рождается дочка Маргарет, и вот уже Маргарет улетает с Питером Пэном на остров Нетинебудет...

И так будет продолжаться до тех пор, пока дети не перестанут быть такими весёлыми, непонимающими и бессердечными...

Почему я вспоминаю эту сказку?

Какой мотив (среди множества) привлекает в ней в контексте работы с клиентами?

Стоит сразу отметить, что, как всякая хорошая сказка, книжка Барри многослойная, и, конечно, не сводится только к данному мотиву. А еще - она грустная. Не знаю, как у вас, а у меня Питер вызывает сочувствие...

...

Итак, большинство моих клиентов– формально (!)   взрослые люди, которые, как правило,  работают, вступают в отношения, и даже, иногда, задумываются о создании семьи и рождении детей. Основная их проблема состоит в том, что никто из них по-настоящему Не Хочет быть взрослым.

«Ты можешь повстречать Близнецов, Перышко или Кудряшку, когда они идут в свои конторы, а каждый из них несет портфель и зонтик. Майкл – машинист. Лесенка женился на знатной даме и стал лордом. Видите этого судью в парике, выходящего из обитых сталью дверей? Это когда-то был Молчун. А этот человек с бородой, не знающий ни одной сказки, чтобы рассказать своим детям, был когда-то Джонни».

Вот он пугающий мир Взрослых – рутинные обязанности, серые будни, потеря детства с его силой, безответственностью, безграничностью  и полетом воображения…."Тюрьма"  (цитата клиента), с невозможностью выхода на свободу…, пожизненным сроком без права на освобождение…

А ведь у большинства из них в прошлом совсем другой опыт – жизнь в Небыландии – детской фантазии ребенка с его ощущением безграничного потенциала, безграничных возможностей, которые опьяняют (часто в буквальном смысле), соблазняют  и «завораживают»….

"Никогда не откладывай на завтра развлечение, которое можешь получить сегодня"...

Человеческое счастье сегодня состоит в том, чтобы развлекаться. Развлекаться это значит получать удовольствие от употребления и потребления товаров, зрелищ, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин – все потребляется, поглощается. Мир это один большой предмет нашего аппетита, большое яблоко, большая бутылка, большая грудь; мы – сосунки, вечно чего-то ждущие, вечно на что-то надеющиеся... 

Эрих Фромм, Искусство любить

Главный герой – Питер Пэн будучи совсем младенцем (ему было всего семь дней) сбежал из дома через окно третьего этажа. По мнению Барри все младенцы произошли от птиц и умеют летать. Просто не все помнят это.

Что заставило его сделать это?

"- Я удрал в день моего рождения, - говорит Питер. - Я услыхал, как мама и папа говорили о том, кем я буду, когда вырасту и стану взрослым мужчиной. А я вовсе не хочу становиться взрослым. Я хочу всегда быть маленьким и играть..."

Питер прилетел в Кенсингтонкий Сад (королевский парк), где увидел фей, которые приняли его в свое общество. Какое-то время он жил с ними, а затем попал на волшебный остров, куда попадают все потерявшиеся малыши. Он стал их лидером. Вместо  взрослого мира, полного проблем, Питер выбрал сказочный мир, полный приключений... Для него и его компании нет прошлого и будущего. Они всегда находятся в том счастливом периоде жизни, который мы называем "детство"...

Отныне Питер селится здесь, лишь изредка "делая вылазки" в реальный скучный (взрослый) мир.

Он не принимает никаких атрибутов взрослости. Он живет без чувства реальной ответственности и эмоциональной вовлеченности. Сказка говорит: «Он убивал с улыбкой» и чувствовалось, что собственная ловкость его волнует сильнее, нежели спасение людей» (т.е, у него  отсутствует  эмпатия), он не способен ощущать вину и чувствовать ответственность за свои поступки...

"Законсервировавшийся" в своем ребячестве, он превыше всего ценит спонтанные радости жизни и категорически противится принятию на себя каких-либо обязанностей и обязательств. И самое главное - он не способен на настоящую привязанность, его товарищи - герои его приключений, не более того. И даже их уход из его жизни, или даже вообще из жизни, воспринимается им как досадная неприятность, но никак не утрата. 

Питер  не в состоянии понять, как можно чем-то, особенно  самим собой пожертвовать для другого. Когда, чтобы спасти Питера, фея Динь-Динь выпивает предназначавшийся ему яд, он с недоумением вопрошает: "Зачем ты это сделала?"

Питер самоуверен и неблагодарен...

"Питер в дикой радости заскакал по комнате. Он уже забыл, что тень ему пришила Венди.

"-Какой я умный! - вопил он. - До чего умен - ужас! - И он прокричал петухом. Приходится признаться, что он был чудовищным зазнайкой."

Питер постоянно все забывает...

"Иногда он улетал от них, потому что умел летать гораздо быстрее. Иногда он вдруг раз - и скроется из виду. Какие-то у него там происходили свои приключения, о которых он им не находил нужным рассказывать. А случалось и так, что, возвратившись, он как-то странно смотрел на них, точно успевал забыть, кто они такие..."

Реальность.

Вам никого это описание не напоминает?

Мне, иногда, кажется, что Питер Пэн живет рядом со мной - ему 36 - он давно и прочно нигде не работает и не учится, "сидит на шее" у мамы (своей личной Феи), любит "зависать" в Интернете сутками, пить пиво, "тусоваться" и часами рассуждать о Внутреннем Ребенке и поиске пути самореализации, который никак не удается найти...И какое ему дело до того, как бывшая жена в одиночку воспитывает их маленького сына?. Он давно  вычеркнул их из своей памяти и жизни...Он играет и наслаждается свободой от ответственности...

Такие люди всю жизнь резвятся и играют. С ними невозможны серьезные отношения. Как только речь заходит о чем-то действительно важном его тут же «след простыл» ("он улетел, и даже, не обещал вернуться" (или обещал, но, забыл)). Семья для них — это ужасно скучно - это рутина и быт...Жизнь без обязательств — вот их  идеал! Им не нравится, когда кто-то их  обременяет, привязывает к определённому месту или времени, они не любят подчиняться никому и ничему.

«Никто никому ничего не должен» — девиз всей их  жизни. Если брак, то максимум "гостевой". Если  женщине уж очень надо   родить от него ребенка, то "они так не договаривались", она сама должна понимать, что делает это только для себя. Ребенок не нужен Питеру в принципе, наличие ребенка его никогда не удержит. Он сам еще ребенок, а детям совсем не хочется воспитывать детей. Максимум на что они способны, иногда поиграть с ним во что-то, интересное и захватывающее (Питера). Но проявлять заботу каждый день, воспитывать, терпеливо выдерживать капризы  — это не про них...У них всегда на первом месте друзья и развлечения...И, конечно,  они "главные капитаны", "вожди", бесстрашные предводители своей компании..., лидеры шайки потерянных мальчиков, чем бесконечно гордятся... 

Почему и для чего потерянных? Когда мы говорим о смерти, мы употребляем эвфемизм "мы его потеряли"...Питер и его мальчики - потеряны для взрослой жизни...

При этом, надо отдать должное,  мужчина-Питер Пэн, обычно, невероятно обаятелен, весел и задорен. Он притягивает как магнит своей спонтанностью, легкостью, оригинальностью идей. У него действительно развит Внутренний Ребенок, а вот Взрослый и Родитель, мягко говоря, не очень...А зачем? Если можно  «жить без забот и ни о чем не думать»... Ведь за ним, таким прекрасным, стоит очередь «Венди» — женщин способных его прокормить, обогреть, готовых по первому требованию "лететь на помощь потерянным мальчикам", чтобы «штопать носки, пришивать карманы и рассказывать сказки». 

Чем отличается взрослый человек от ребенка?

В первую очередь, способностью нести ответственность (как минимум) за свою жизнь.

Когда это должно происходить?

В норме лет в 18  – с совершеннолетием....

Когда это происходит в действительности?

Для многих никогда, потому, что наша культура растягивает период детства до бесконечности…

Детский эгоцентризм и потребительство - вот девиз многих современных (отнюдь не молодых) людей...

Puer aeternus («вечный мальчик») —  ребёнок, который не желает взрослеть. Ему присуще упорное нежелание принимать на себя ответственность, свойственную взрослому возрасту, своего рода неизбывный инфантилизм.

Специалисты даже придумали новый термин - "кидалт" - "взрослый ребенок" для определения этого явления. Главная черта кидалтов - бегство в детство, от стрессов делового мира в мир иллюзий, желание уйти от проблем. Отсюда и соответствующие стили поведения: беззаботность, легкое отношение к жизни, минимум обязательств перед окружающими, неспособность или нежелание рационального осмысления реальности. Кидалт - не обязательно бездельник. Скорее речь идет о желании выглядеть и жить "вечно молодым, вечно пьяным"  (что находит свое воплощение в моде и, в целом, в индустрии развлечений), т.е. максимально отодвинуть время взросления, оставаясь в том состоянии, когда не нужно брать на себя ответственность...(особенно, связанную с созданием семьи и рождением детей)...

"Данный синдром - результат дефектов семейного воспитания. Стоит добавить, что это еще и червивый плод современной поп-психологии, а также всей общественной атмосферы последних лет, в которой традиционные "взрослые" ценности оказались дискредитированы. "Самодостаточный" Питер Пэн, у которого все есть (кроме, пожалуй, личностного стержня) и который никому ничего не должен, становится культовой фигурой нашего времени".

(С.С. Степанов, "Мифы и тупики поп-психологии")

...

"Психологически портрет Питера Пэна включает шесть основных черт:

Эмоциональный паралич. Его эмоции заторможены, его реакции неадекватны: недовольство выходит на поверхность в виде ярости, радость - в виде истерики, разочарование - жалости к себе и т.п.

Социальная беспомощность. Как он ни старается, у него нет настоящих друзей, потому что он сам никого не ценит и с легкостью их предает. В подростковом возрасте он легко попадает под влияние сверстников. Действия его импульсивны, нет четкого представления о том, что хорошо, что плохо. Он чаще проявляет внимание по отношению к знакомым, чем к своей семье. Он одинок и одиночество часто приводит его в состояние паники.

Страусиная политика. Стремление не замечать проблем в надежде, что они разрешатся сами по себе. Не признает своих ошибок и просто не может заставить себя извиниться. Очень изобретателен в сваливании своей вины на других.

Зависимость от матери. У него двойственное отношение к матери - раздражение сочетается с чувством вины, порожденным желанием освободиться от ее влияния. В присутствии матери возникает напряженность в отношениях с элементами сарказма и последующими вспышками нежности. 

Зависимость от отца. Контакт с отцом не получается. Он жаждет духовной близости с отцом, но не надеется заслужить его любовь и одобрение. 

Сексуальная зависимость. Его социальная беспомощность распространяется и на его отношения с противоположным полом. Вскоре, после наступления половой зрелости, он начинает интенсивно искать себе подругу, но его инфантильность, как правило, отталкивает девушек. Боязнь быть отвергнутым он прячет под маской жестокости и бессердечия "бывалого парня". В большинстве случаев он остается девственником и после 20 лет, но стыдится этого и хвастается мнимыми победами".

(С.С. Степанов, "Мифы и тупики поп-психологии")

Почему это происходит с современными молодыми людьми (например (но, не только), с мужчинами, просто начнем с них) очень доступно описывает психоанализ:

Приблизительно в возрасте 3-5 лет (Эдипов конфликт, комплекс) мальчик должен перейти из женского мира в мужской, пережив «нарциссическую травму» - отвержение родителя противоположного пола (мамы). Для него -  это период влечения к своей матери одновременно с ненавистью к своему отцу.

Для успешного исхода Эдипова конфликта, мужчина (отец ребенка) должен быть Авторитетом. А иначе, зачем ребенку с ним считаться? Ради чего идентифицироваться с ним?

В большинстве случаев, если отцовской фигуры нет , контакт с ней недоступен, или отцовская (мужская) роль, скажем так,  "непривлекательна" для мальчика, он остается в слиянии с родителем противоположного пола (матерью), что приводит к тому, что  мальчик навсегда является  заложником «женского мира», где мать (женщина) «кормит, а мужчина кормится»…, т.е. он навсегда остается мальчиком – не по своему желанию, а потому, что ему никто не показал, как быть МУЖЧИНОЙ…

Питер Пен зафиксировался на эдиповой стадии психического развития и не был способен войти в возраст латентности, требующий формирования чувства мужской идентичности...В сказке всего два отцовских персонажа - мистер Дарлинг и капитан Хук.

Первый - слабый, эгоцентричный человек, который не подходит на роль отца, с которым мог бы идентифицироваться мальчик. Он "нуль", пустое место, занимающий пассивную позицию в семье, не вызывающий интереса к своей личности. 

"-Папа, я жду, - сказал Майкл ледяным тоном.

- Я тоже.

- Значит, ты трусишка.

- Я ничего не боюсь.

- И я ничего не боюсь.

-Тогда пей.

- Сам пей.

Тут Венди осенило:

- А вы - не по очереди. Вы одновременно.

- Хорошо, отозвался мистер Дарлинг.

- Ты готов, Майкл? Венди сосчитала: раз, два, три, и Майкл проглотил микстуру, а мистер Дарлинг спрятал стакан за спину.

Майкл завопил от возмущения, а Венди прошептала с укоризной: -Папа!

- Что "папа"? Да перестань ты вопить, Майкл. Я хотел выпить. Я просто промахнулся."

Второй - Капитан Хук (Крюк) - персонаж злого отца, который склонен к разрушению и незрел (он сохраняет в себе черты ученика из интерната)...Такой отец не может позволить кому-то (даже собственному сыну) главенствовать в ЕГО семье. Так и зарождается знаменитый эдипов комплекс, разрешить который удается не каждому сыну, оставаясь всю жизнь "на вторых ролях" во всех сферах своей жизни. Страх наказания (от отца, начальника, жены), в борьбе с которым он постоянно терпит поражение, будет преследовать его всю жизнь. Недаром З.Фрейд считал, что мужчина становится полностью самостоятельным лишь после смерти собственного отца.

В сказке, Питер Пен побеждает капитана Крюка, но, эта победа - не часть позитивного развития мужской идентичности, когда доходит до идентификации с взрослым мужчиной, которому хочется подражать. Отец, вообще, не должен соперничать с сыном, то, что им обоим нужно - это тонкое равновесие между пониманием и вызовом со стороны отца, который его любит и готов признать в нем независимого, достойного доверия и ответственного молодого человека, постепенно становящегося сильнее, чем он сам. 

Раньше  социум брал на себя функции посвящения, но, к сожалению, нет больше социальной системы регулирования - ритуалов инициации смерти мальчика и рождения мужчины…Племенные общества имели очень четкое понятие о взрослой жизни, и мужской, и женской, и о том, как до нее дойти… У них имелись ритуальные процессы, позволявшие их детям достигать состояния зрелости…

А что мы имеем сейчас? Поколения мужчин, «вскормленных молоком всемогущей матери» (от рождения до старости), не знающих отцовских фигур, на которые они могли бы опираться, феминизированных, привыкших держаться за материнскую юбку («пуповину»), не способных к конкуренции в мужском мире…

Часто гиперопекающая мать "транслирует" любимому сыну (вне зависимости от его возраста)  установку "Не расти" ("Ты еще маленький, давай я сделаю сама", "Иди поиграй, малыш, наработаешься еще"...). Такими словами и поведением она  неосознанно дает понять : «Я тебя люблю пока ты мал, поэтому, если ты хочешь быть любимым мною, не расти». Она панически боится взросления своего "мальчика"  и того времени, когда ему нужно будет ее покинуть. Ей  гораздо проще, если ребенок будет вечно жить с ней...

Сын прекрасно  "считывает" тайный смысл сказанного. И несознательно принимает решение не расти. А зачем? Ведь, за него убирают, кормят, жалеют, принимают все решения - делать самому ничего не надо, а все плюшки и так «с неба падают». Это в итоге становится образом его жизни и жизненным сценарием.

А ведь, чтобы у мальчика сформировалась психология Мужчины, необходима смерть - символическая, психологическая, духовная - смерть зависимого от женщины существа...И рождение Взрослого Мужчины...

Но, любовь матери обычно безотчетна и безоценочна…

Отец традиционно связывает свою любовь с успехами и достижениями ребенка. Тем самым буквально с первых лет жизни демонстрирует и "прививает" ребенку ценностное отношение к себе и миру…Неслучайно существует система двойных стандартов  по отношению к поведению мальчика и девочки (во многом вредная и «калечащая», но, во многом полезная и неизбежная), потому что мальчик, чтобы стать МУЖЧИНОЙ  должен (рано или поздно) выйти с комфортной «женской половины дома» в «мужской, конкурентный  мир»…

И именно отец вводит сына в мир социальных отношений, предоставляет ему первоначальный образец определенных социальных стандартов, которым должен соответствовать Мужчина, и,  в норме, происходит это очень рано…

«Роль отца в жизни ребенка  резко возрастает уже на втором году его жизни, когда, убедившись во всепоглощающей и всепрощающей любви матери, в его сознании появляется образ отца. Вернее, не столько отца, сколько мужчины, живущего рядом с мамой. Именно так воспринимает ребенок этот образ,  и от того, какие отношения сложились между родителями, от  выраженности у каждого из них мужских и женских качеств, от доступности отца и непротиводействия его сближению с ребенком со стороны матери  зависит, как завершиться  процесс половой идентификации...

В этом возрасте ребенок любого пола вследствие идентификации себя с матерью  феминизирован, т.е. обладает набором характеристик, предъявляемых обществом к  лицам женского пола. И интерес к лицу другого, чем у мамы, пола  возникает или не возникает в зависимости от степени значимости для матери фигуры отца. Наличие рядом мужчины, которого уважает, с кем считается и даже кому подчиняется мать – «Богиня» - интересно для любого ребенка этого возраста…. Кто же он такой, этот «Бог», кто в состоянии быть «выше» матери? ...

Феминизированный за время нахождения с матерью мальчик наталкивается на неприятие отцом того женского стиля отношений, который сын практикует в общении с ним. Сын, как и дочь, пытается ухаживать за отцом, кокетничать, стараясь привлечь его внимание (идентифицируясь с поведением матери). Но такой сын отцу не нужен, и здесь сын «должен совершить первое в жизни предательство». Это не значит, что ребенок больше не любит мать. Это значит, что теперь его внимание с матери переключается на отца. Он должен отторгнуть материнские феминные характеристики, идентифицировать себя с отцом, идеализировать его  и вернуться к матери уже в ином качестве, в качестве соперника отца, чтобы «жениться на ней». Основная его задача на данном этапе – учиться. У отца. Тому, как быть мужчиной..." (Д.З.Капустин, "Основной инстинкт")

Отец (или другая значимая мужская фигура), по-сути, должен «вырвать» мальчика из сладкой («карамельной») диады «ребенок-мать», способствовать развитию навыков самообладания, дисциплины, прикладных умений, связанных с выполнением практических действий, специфических «мужских» увлечений (охота, рыбалка, посещение спортивных состязаний и т.п.) и мужскому "кодексу" поведения...

В противном случае, мы имеем Вечного Мальчика - веселого, беззаботного, легкомысленного, бесшабашного, эгоистичного,  жестокого, безответственного и отчаянно не желающего Взрослеть...

"Миссис Дарлинг подошла к окну, теперь она уже не спускала глаз с Венди. Она сказала Питеру, что усыновила всех мальчишек и охотно усыновит и его.

 - И вы пошлете меня в школу?

 - Конечно.

 - А потом - на работу в контору?

 - Ну, вероятно.

 - И скоро я вырасту и стану мужчиной?

 - Довольно скоро.

 - Нет, не хочу! О Вендина мама! Подумать только: однажды утром я проснусь, а у меня - борода!

 - Я любила бы тебя и бородатого, - успокоила его Венди, а миссис Дарлинг протянула к нему руки, но он отшатнулся:

 - Осторожно, леди. Никому не удастся меня изловить и сделать из меня взрослого мужчину..."

Джеймс Барри. «Питер Пэн»

 

 

 

 

 



Просмотров: 498
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Мои друзья уезжают в Питер!"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Когда "никто никому ничего не должен"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь