|
Ответственность клиентаАвтор статьи: Коробенков Дмитрий Константинович
Психологи-консультанты, особенно гуманистического и экзистенциального направлений, любят слово ответственность. Я, например, использую его крайне часто. «Разделение ответственности за успешность работы между консультантом и клиентом должно соответствовать пропорции 50/50» - очень любимая мной формула. И со стороны консультанта это понятное и простое правило, но вот со стороны клиента… Недавно я объяснял бабушке, что в работе с клиентом важно передать ему ответственность за события в его жизни. На что бабушка рассказала, как ей было обидно, когда подруга начала говорить, что болезни зависят от нас самих. Что просто надо больше собой заниматься, и всё пройдёт. «Звучало так, будто меня осуждают» - сказала бабушка. Временами отстранённая позиция консультанта, его нежелание давать советы и брать на себя ответственность, воспринимается клиентом как безразличие. Или, что ещё хуже, как осуждение. Откуда взялась эта установка у психологов? Начало было положено психологами гуманистического направления. До возникновения гуманистического подхода в психотерапии и консультировании человек, обращавшийся за помощь к психологу, считался пациентом. Отсюда вытекала медицинская модель отношений, при которой психолог считался выше по статусу, чем клиент, и последний должен был в точности исполнять все рекомендации специалиста. При этом ответственность за успешность терапии полностью ложилась на психолога. Первые и самые яркие представители гуманистического подхода, А. Маслоу и К. Роджерс, категорически не соглашались с этой ситуацией. Они настаивали, что терапия – это встреча двух равных личностей, безопасная, но точная модель реального взаимодействия двух людей. Они использовали термин «клиент», а также предложили деление на психотерапию и психологическое консультирование. Гуманистические психологи предложили формулу 50 на 50. Идея, которая за этим стоит, проста и в высшей степени гуманистична. Главный эксперт в жизни клиента – он сам. Что бы не делал психолог, какие бы умные вещи не говорил, если клиент не заинтересован в процессе и не мотивирован на достижение позитивного результата, этот результат не будет достигнут. Более того, именно передача клиенту ответственности за свою жизнь часто обладает психотерапевтичным эффектом и меняет его отношение к себе и происходящим с ним событиям. Звучит невероятно здорово. Но что же делать с обидой клиента? Ответ прост – клиента не надо обижать. Передавая клиенту ответственность за свою жизнь, я не пытаюсь заставить его чувствовать вину, не обесцениваю переживания и не отношусь к клиенту равнодушно. Напротив, я искренне верю в клиента, верю, что он в силах справится со своими сложностями и поддерживаю его в этом стремлении. Именно в такой форме звучит перенос ответственности. Если вы консультант, помните об этом. А если клиент, и, принимая на себя ответственность за жизненные сложности, не чувствуете поддержки от психолога – стоит как минимум с ним это обсудить, а как максимум – задуматься о поиске другого специалиста. И я верю, что вы сможете это сделать, если захотите. В конце концов, ваша жизнь в ваших руках! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|