|
Когда любви слишком...Часть 2: Использованные любовьюАвтор статьи: Геннадий Малейчук
Когда любви слишком…Часть 2: Использованные любовью
«Близорукий родитель» оберегает ребенка от мира, привязывает к себе, делая его социальным инвалидом, культивируя в его сознании страх перед миром.
Продолжу статью с обозначенного в первой части текста тезиса о том, что вся психопатология – есть результат избытка, либо недостатка. Неудовлетворенные, фрустрированные потребности ведут к различного рода нарушениям либо отклонениям в развитии. И любовь, являясь важнейшей человеческой потребностью, не является исключением. Описываемые ранее формы любви (безусловная и условная) – необходимые и последовательные этапы в развитии человека: любовь безусловная в процессе развития сменяется условной любовью. Важным моментом здесь является своевременность каждой выделенной формы в определенный период жизни ребенка. Переход от безусловной к условной любви – необходимый скачок в развитии, условие его перехода на другой уровень – уровень взрослой жизни. Попробую описать разные варианты нарушения удовлетворения потребности в любви по определенной схеме. ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ (дефицит) Любовь безусловная позволяет ребенку пережить ценность и уникальность собственного Я и является условием для само-принятия и само-любви. Ситуация: Ребенок не получает безусловную любовь либо получает ее в недостаточном объеме Почему так происходит? 1. Родители в принципе неспособны безусловно любить (эту ситуацию я описал в первой части статьи). 2. Родители в определенный период не способны любить (фиксированы на себе, решают свои проблемы). 3. Родители по различным причинам не могут любить (серьезные соматические и психические заболевания). В итоге ребенок не получает необходимый опыт любви и принятия. У него оказывается несформированной витальная идентичность, способность к само-принятию и само-любви и в дальнейшем он не может опираться на себя. Безусловная любовь является для него важнейшей ценностью, а его жизнь становится ее поиском. Последствия этого:
Особенности внутреннего мира Образ Я: Я незначительный, неуместный, зависимый от других. Образ Другого: Другой необходим для моего выживания в этом мире. Образ Мира: Мир опасный, недружелюбный, либо безразличный Жизненные установки: Для того,чтобы выжить, нужно не высовываться, терпеть. Специфика запросов клиента Чаще всего в этом случае клиенты будут демонстрировать разные проявления депрессии. Для них будет характерен недостаток жизненной энергии (витальности), апатия, неспособность ставить жизненные цели и достигать их, отсутствие контакта со своим Я, непонимание своих желаний, безынициативность. Этот тип клиента я подробно описал в своей статье «Замороженная жизнь». Дети познают мир через то, как окружающие их люди (родители, братья, сестры) реагируют на них. Интересная информация: Человек отличается от других млекопитающих. Только 15% мозгачеловека имеет нейронные связи при рождении (в сравнении с шимпанзе, ближайшим по сходству приматом, у которого на момент рождения существует 45% нейронных связей). Это говорит о незрелости нервной системы, и о том, что в следующие 3 года мозг ребенка будет занят выстраиванием этих связей, и именно его опыт в первые 3 года, его отношения с родителями, и в особенности отношения с матерью, и формируют "структуру" его личности. Как только родился ребенок, гормональные системы контроля и мозговые синапсы начинают обретать постоянные структуры в соответствии с теми обращением, которое переживает ребенок. Ненужные рецепторы мозга и нейронные связи исчезают, а новые, подходящие тому миру, который окружает ребенка, усиливаются. ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ (фиксация) Ситуация: Ребенок подрастает, а к нему продолжают относиться так, как будто он еще маленький. Почему так происходит? Из-за неспособности родительских фигур «отпустить» ребенка. Родители используют ребенка для поддержания собственной идентичности, затыкают им дыру в своей идентичности. Ребенок в этом случае становится для них крайне необходимым, он является смыслом их жизни. Любовь здесь не что иное, как родительский страх. С помощью любви родители удерживают ребенка от возможности встречи с миром и в итоге от взросления. Все его потребности удовлетворяются, и у него нет необходимости испытывать нужду. Он остается в симбиотической связи с родителями. В том же случае, когда ребенок все же пытается совершать попытки к автономии, родители используют манипулятивные способы удержания ребенка – вина (мы для тебя столько сделали, ты же не сможешь быть таким неблагодарным?), запугивания (мир опасен). Последствия:
Особенности внутреннего мира Образ Я: Я маленький, нуждающийся; Образ Другого: Другой большой, дающий; Образ мира: Мир прекрасный, когда тебя любят и ужасный – когда не любят. Жизненные установки: В этом мире главное – любовь! Специфика запросов клиента: Клиенты чаще всего обращаются с проблемами сепарации. Здесь могут быть как запросы в сложности отделения у выросших детей от родительской семьи (чувства вины, предательства), неспособности родителями отпустить выросшего ребенка (страха, смысла жизни), проблемами отношений в зависимой паре (контроля, власти и ответственности, психологических границ). ЛЮБОВЬ УСЛОВНАЯ (избыток) Любовь условная в норме позволяет ребенку пережить ценность и уникальность Другого и является условием его вхождения в мир людей. Условная любовь связана с появлением Другого в психическом пространстве Я. Появление Другого– условие для преодоления эго-центрической позиции. Другой с условной любовью представляет мир, его плотность, упругость, с которым нужно считаться, учитывать его свойства, подстраиваться под них. Условная любовь – взрослая форма любви. И социальная. Это условие социализации, вхождения ребенка во взрослый мир. Появление условной любви в жизни ребенка не предполагает ее замещение любви безусловной. Наряду с условной любовью должна оставаться любовь безусловная. Она выполняет функцию базового принятия, которая переживается ребенком следующим образом: «Родителям не нравится какой-то мой конкретный поступок, но меня при этом не перестают любить вообще». Хорошо, если оба родителя способны на такое отношение к ребенку. Когда та или иная форма любви оказывается привязана к определенному родителю, это создает условие для внутриличностного конфликта, но оставляет ребенку возможность расти. Более сложной является такая ситуация, когда любовь обоих родителей оказывается либо условной, либо безусловной. Ситуация: Родительская любовь содержит много различных условий. Почему так происходит? У родителей есть проблема с самопринятием и они используют ребенка как часть себя, свое продолжение, нарциссическое расширение. Ребенок рассматривается ими как часть их Я-образа и на него проецируются собственные ожидания. В ребенка много инвестируют (внимания, заботы, материальных средств), но и многого требуют. Ребенок в такой семье живет с чувством, что он должен соответствовать родительским ожиданиям и оправдывать родительские вложения. Результатом такой семейной ситуации является формирование у ребенка условной или «если-идентичности»: «Меня будут любить, если…» Последствия:
Особенности внутреннего мира Образ Я: Я грандиозный, либо ничтожный, в зависимости от признания- не признания со стороны других; Образ Другого: Другой – средство для моих целей, функция для удовлетворения моих потребностей: Образ Мира: Мир – оценивающий. Жизненные установки: Необходимо заслужить признание любой ценой. Специфика запросов клиента: Проблемой для таких клиентов становится неспособность к близким отношениям, неспособность радоваться, любить, постоянный поиск одобрения, признания. Клиенты приходят, как правило, в двух случаях. С запросом еще больших достижений в жизни. Во втором случае с запросом потери смысла жизни, неспособность радоваться, любить, быть в близких отношениях. этот тип клиетов я описывал в статье "Человек-фантом" http://www.psyoffice.ru/article/27775/ О родительской мудрости и близорукости Зависимый родитель использует любовь как способ привязать ребенка к себе, делая его социальным инвалидом, культивируя в его сознании страх перед миром и зависимость от Другого. Нарциссический родитель использует любовь с целью управления ребенком, обрекая его на поиск одобрения и соответствия Другого, игнорируя потребности своего Я. И тот, и другой используют ребенка для решения проблем своей идентичности. Психологически зрелый родитель способен одновременно любить ребенка безусловно и условно. У него достаточно любви для безусловного принятия ребенка и достаточно мудрости для понимания того факта, что ребенку жить в мире других людей, в котором много требований и условий. Он постепенно отпускает своего ребенка в мир, готовит его к требованиям этого мира, транслируя при этом ему свою любовь, заботу и поддержку. В этом случае у ребенка интереса перед познанием мира больше, чем страха перед ним, и он способен делать выборы, учитывающие наличие реальности своего Я, реальности Другого и реальности Мира. В следующей статье напишу о психотерапии использованных родительской любовью клиентов... Возможна консультация по скайпу Скайп Login: Gennady.maleychuk Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|