|
М/ф: развлечение или бомба замедленного действия.Автор статьи: Тряхалова Татьяна Юрьевна
Нередко родители задают психологу вопросы о влиянии мультипликационных фильмов на психику ребенка. С учетом того сколько времени некоторые дети смотрят м/ф и как смотрят (застывая у экрана, забыв обо всем), этот вопрос, действительно стоит обсуждать. Мы, взрослые, чувствуем, что в последние годы на нас сваливается огромное количество информации из самых разных источников. Зачастую, разбираться в этой информации очень трудно. Но нам даже в голову не приходит, что дети, просматривая м/ф, часто оказываются ещё более запутаны, чем мы. Время, когда ребенок начинает увлекаться м/ф, приходится на тот период, когда малыш знакомится с миром, узнает, что такое хорошо и что такое плохо, как надо себя вести, а как не надо, пробует новые способы поведения и выбирает подходящие для себя.
Во время просмотра мультфильма ребенок, обычно, отождествляет себя с главным или с понравившимся ему героем. Это означает, что малыш хочет быть похожим на него, перенимает модель поведения героя, присваивает себе те ценности и принципы, которые этот герой имеет. Чем больше герой нравится, тем больше ребенок хочет быть похожим на него. Многие взрослые наверняка вспомнят из своего детства примеры повального увлечения детей какими-либо экранными или книжными персонажами. Возможно, самым ярким проявлением такого увлечения являются книга и фильм «Тимур и его команда». Было время, когда во многих дворах создавались тимуровские отряды, а позже и целое тимуровское движение. У ребенка, особенно у маленького, не возникает сомнений в том, что то, что он видит на экране – хорошо и правильно, иначе родители не разрешали бы ему это смотреть. И мы, родители, можем наблюдать, как наши дети копируют поведение мультяшных героев. Тогда встает вопрос о качестве мультипликационного фильма. Первое, на что стоит обратить внимание – это СОДЕРЖАНИЕ. Обратимся к примерам. Если возьмем м/ф советского периода, то обнаружим, что там показаны положительные герои и положительные примеры поведения. А если у героя и были какие-то недостатки, отрицательные черты или он совершал не очень хорошие поступки, то к концу фильма он исправлялся, получал урок. При этом обязательно присутствовала мораль: ребенку становилось понятно, как надо поступать – а как не надо, что хорошо – что плохо (Например, «Мойдодыр», «Дядя Степа», «Вовка в тридевятом царстве».). Важно, что за плохие поступки главный герой получал разумное наказание. Такие м/ф помогали ребенку получать представления о мире, о взаимоотношениях, о морали. И главное, то, что авторы хотели сказать своим фильмом, вполне согласовалось с тем, чему родители хотели научить своих детей. Для примера рассмотрим м/ф «Остров ошибок». В этом м/ф главный герой Коля Сорокин попадает на остров своих ошибок, за которые получил двойки. Вместе с другими героями он оказывается в неприятных и опасных ситуациях. Вернувшись домой, Коля первым делом исправляет ошибки в своих тетрадях, а в дальнейшем собирается правильно выполнять домашние задания (это мечта любого родителя).
Чтобы понять влияние этого м/ф на дошкольников, попробуем понять, что ребята переживают при просмотре. Детям до слез жалко зайчат, которые не могут встретиться со своими родными. Малыши сочувствуют слону, который улетел и ему, наверняка, страшно. Им ясно, почему злятся на Колю корова и лошадь. И тогда вывод, который делает герой м/ф о том, что надо учиться хорошо, им вполне понятен и они согласны с ним. Таким образом, на доступном уровне, в интересной форме авторы м/ф доносят до малышей важные установки на будущую школьную жизнь. Хочется коротко сказать еще об одном м/ф «Крокодил Гена и Шапокляк». В этом м/ф есть примеры хорошего и озорного поведения, показано, сколько неприятностей доставляют проказы старухи Шапокляк ей самой и другим героям, как она сама страдает от своего поведения. Но в этом м/ф есть и еще одна важная деталь, на которую следует обратить внимание: над озорными проделками Шапокляк зрители не смеются. В этом м/ф озорное поведение вызывает осуждение зрителя. Почему нам, родителям, это важно? Когда дети смеются над поведением героев, они стремятся повторить его. А если ребенку жалко тех, кто пострадал от плохих поступков, то малыш не захочет повторять такое поведение. Таким образом, с помощью м/ф дети учатся строить отношения, основанные на сострадании, добром отношении друг к другу.
В настоящее время есть множество м/ф, которые родители с удовольствием могут предлагать своим детям. Особое место занимают м/ф, созданные на основе былин, м/ф о войне. Они очень важны для развития ребенка. Также в отдельную группу я бы выделила м/ф, созданные по мотивам народных сказок. Детей разных национальностей важно знакомить с их народными сказками. Это формирует сопричастность к собственной культуре. В настоящее время становится очень актуальным знать культуру своего народа, ее особенности, поскольку филологи бьют тревогу по поводу исчезновения целых языков, историки – по поводу исчезновения национальных культур.
Особая тема, как подают авторы м/ф семейные отношения.
Часто родители замечают, что после просмотра некоторых м/ф дети становятся неуправляемыми: носятся по квартире, кричат, их очень трудно успокоить. В связи с этим, стоит обсудить некоторые особенности современных мультфильмов и мультсериалов. ХАОТИЧНОСТЬ. В настоящее время на экране появилось большое количество м/ф, в которых в действиях героев нет ни последовательности, ни порядка. Сюжет невозможно пересказать, трудно запомнить, что за чем следует. На экране творится настоящий хаос: герои бегут, прыгают, падают, взлетают, всё рассыпается – собирается, разрушается – возникает и т.п. Маленькому ребенку трудно уследить за тем, что происходит на экране, сложно соединить в целостную картину. Ребенок утомляется от такого хаоса. И, как следствие, могут возникнуть чувства раздражения, беспокойства, импульсивность в поведении. ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ СМЕНЫ «ДЕКОРАЦИЙ». Есть м/ф, где все происходит очень быстро, одна картинка сменяет другую, действия, ситуации мелькают с высокой скоростью. Детский мозг не успевает воспринимать информацию с такой скоростью. В результате мозг ребенка находится в возбужденном состоянии, он перегружен. Для малышей более подходят «медленные» м/ф. Такие как, «Чебурашка и крокодил Гена», «Как львенок и черепаха пели песню», «Трое из Простоквашино», «Два веселых гуся», «Паровозик из Ромашкова» и т.п. Если сравним для примера два м/ф «Ну, погоди!» и «Том и Джери», мы заметим, что в одном действия происходят намного быстрее, динамичнее, чем в другом. Безусловно, динамичность увлекает, но и создает напряжение, утомляет малыша. Кроме того, для малышей важны повторы. Сначала дети встречаются с повторами в колыбельных песнях, затем в сказках, потом в мультфильмах. Примеры всем знакомы с детства: «Репка» (дедка за репку, дальше бабка за дедку, дедка за репку, затем прибавляется еще один герой и снова все повторяется), «Теремок» (я – Мышка-норушка, я – Лягушка-квакушка и т.д.), «Колобок» (каждый раз повторяется песенка Колобка, в которую добавляется новый герой). Такие повторы имеют особое значение: они помогают ребенку знакомиться с миром, запоминать героев и их действия. Узнавание текста, героев, событий формирует у детей представления, развивает осведомленность. Повтор делает мир знакомым для ребенка (т.к. малыш знает, что будет дальше), а, следовательно, и безопасным. ЦВЕТ. Многие современные м/ф перегружены цветом. Цвета яркие, часто контрастные. Бывает, действие сопровождается вспышками. Все это действует на мозг возбуждающе. Возможно, кто-то из родителей помнит историю, произошедшую несколько лет назад в Японии. Средства массовой информации сообщали, что в течение одного вечера несколько японских детей попали в больницу со схожими симптомами. Позже объяснили, что причиной этого были яркие вспышки на экране телевизора в одном из любимых детьми м/сериалов. Яркие, контрастные цвета, быстрая смена цветов создают дополнительную нагрузку на мозг ребенка. ЗВУК. Для многих родителей не секрет, что их дети устают от шума. Поэтому стоит обратить внимание на те м/ф, которые чрезмерно нагружены звуками: рев летательных аппаратов, моторов машин, взрывы или угрожающе-нарастающий фон музыки. Такие звуковые эффекты держат детей в напряжении, а порой и пугают. Вряд ли это приносит пользу или развивает ребенка. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СТОРОНА. Родители могут оценить м/ф с эстетической точки зрения: насколько красиво или уродливо изображены герои, пропорциональны фигуры или нет. В конце концов, нравится сама картинка на экране или вызывает удивление, растерянность, может, отвращение. Не надо забывать, что у ребенка происходит формирование представлений о красоте, о гармонии. Для эстетического развития малышей родители довольно много делают: выбирают симпатичные игрушки, книги с яркими интересными картинками, покупают красивую одежду, подбирают обстановку в доме: мебель, цветы, картины и т.п. Т.о. родители стараются развивать у ребенка чувство прекрасного. Когда мы характеризуем героев детских м/ф, хорошо, если им подходят слова «милый», «забавный», «красивый». А если персонажам больше подходят такие характеристики, как «странный», «уродливый», «неадекватный» и т.п., это должно насторожить родителей.
Особое внимание надо обратить на отрицательные персонажи. Они не должны быть очень страшными, ведь цель м/ф не напугать ребенка. Надо признать, что в настоящее в время часть производителей детских передач озабочена тем, чтобы привлечь, «приковать» ребенка к телевизору, а чувство страха – один из способов удержать малыша у экрана. Ребенок «застынет» у телевизора, с трепетом ожидая окончания сюжета. И вполне закономерно, если у впечатлительных, чувствительных детей возникнут страхи в результате таких просмотров.
Один из самых важных моментов, отрицательно влияющий на психику ребенка: тема невозможности победы над злом. В некоторых современных мультсериалах мы видим, что в одной серии отрицательный, злой герой гибнет, а в следующей каким-то образом возрождается. Ребенок сбит с толку. По собственному опыту он знает, что если что-то бьётся, то восстановить это уже невозможно. А в м/ф он видит, что отрицательный герой рассыпается на мелкие кусочки, а в следующей серии – он цел, невредим и снова творит зло. Тогда у ребенка появляется мысль о том, что зло ненаказуемо, неистребимо и победить его невозможно. Знание о победе добра над злом важно для развития малыша. Оно дает ему чувство защищенности. Ребенок спокоен, уверен в завтрашнем дне. Автор статьи Татьяна Тряхалова
Картинки из м/ф взяты с сайта yandex.ru/images Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|