Психологические ловушки в сети

Автор статьи: Сокуренко Анна

Интернет является уникальным источником информации, средством борьбы с одиночеством, открывает новые горизонты, спасает от скуки, связывает нас с другими людьми. Он обеспечивает удовлетворение основных потребностей человека – познавательных, коммуникативных, принадлежности и причастности, потребности в саморазвитии. Поскольку люди склонны эмоционально вовлекаться в деятельность, которая интересна, привлекает внимание, то довольно часто кто-то попадает в сети Интернета, в психологические ловушки, из которых сложно выбраться без посторонней помощи. Отсюда возникает вопрос, как проводить время в сети с пользой и использовать её возможности для обучения, развития своей личности и других?

Психологические ловушки в сети

Психологические ловушки – это автоматические и неэффективные реакции и способы мышления, из-за которых человек не может адекватно воспринимать и оценивать поступающую информацию, бессмысленно расходует время и силы, не совершая и не создавая ничего конструктивного и действуя во вред себе. 
Это могут быть ошибочные установки, непродуктивные или навязчивые размышления, одержимость каким-то чувством или идеей. Чрезмерная увлеченность человека отражается на его физическом и психическом здоровье, самочувствии, работоспособности, отношениях с другими людьми.

Ловушки – это некие навязчивые идеи, на которые человек бесцельно тратит свое время, не получая удовлетворения, результата.

Какие психологические ловушки таит в себе Интернет, и почему мы попадаем в них? 

1. Интернет – неиссякаемый источник общения.
Потребность в общении является одной из ключевых для любого человека. Если в реальной жизни общения не хватает или у человека с этим сложности, то он начинает восполнять этот дефицит в сети. Нам нужен другой человек, с кем можно поделиться своими переживаниями, выговориться, ощутить, что мы не одиноки в этом большом мире. В Сети можно моделировать свое окружение, легче высказываться, презентовать и проявлять себя. Есть время подумать, грамотно и красиво оформить свои мысли. Создается иллюзия, что виртуальные собеседники нас понимают и принимают. И тогда может произойти разворот от такого не всегда простого реального общения к виртуальному, где легко, приятно и безопасно.

2. Легкость создания новых контактов.
В сети легко познакомиться, можно показать себя с лучшей стороны, таким, как вам хочется. С одной стороны, обилие интернет-знакомых раскрепощает, дает возможность высказаться с минимальной опасностью для психики. Однако отношения, которые мы строим в реальной жизни, всегда требуют значительных усилий. Сетевые отношения почти не требуют эмоциональных трудозатрат, в них можно не вкладываться, ценность собеседника снижается, поскольку не составит труда найти нового. В таком случае человек вовлечен в краткосрочные виртуальные отношения, пустые и искусственные, отчаянно стремясь заглушить чувство одиночества новыми знакомствами.

3. Возможность примерить на себя другие роли.
В сети можно выдать себя за человека любого возраста или пола, сыграть любую роль. С одной стороны, это хорошо, т.к. расширяет социальный опыт личности, но с другой, велик риск «заиграться» и потерять себя настоящего. Реальная жизнь в этом случае может показаться скучной, а виртуальная – живой, насыщенной и эмоциональной.

4. В Интернет-общении искажается образ другого человека.
Мы наполняем образ виртуального собеседника собственными фантазиями, ожиданиями, потребностями, и искренне верим, что он обладает приписываемыми нами чертами, впадаем в иллюзии. Если возникнет желание встретиться с партнером по виртуальному общению в реальности, здесь может выясниться, что созданный идеальный образ едва ли соответствует действительности и разочаровывает нас.

5. Реализация потребности в принятии.
В социальных сетях распространена система поощрений – «лайков», которые являются своеобразной формой выражения одобрения, поддержки и симпатии. Если пользователь зависим от мнения окружающих, лайки создают ощущение принятости определенным кругом лиц и расцениваются как показатель успеха и статуса индивида в сети.

6. «Уход» в виртуальный мир, мир фантазий.
Если человек проводит в сети большое количество времени, постепенно стирается грань между реальным миром и виртуальным. Он начинает воспринимать компьютер как продолжение своей личности в Сети, где отражает свои пристрастия и интересы, увлеченно общается или играет в компьютерные игры. 
На самом деле психологических сетевых ловушек гораздо больше, но всех их объединяет тот факт, что человек зацикливается на жизни в Интернете, уделяет этому всё своё свободное время, перестаёт интересоваться школой, работой, отношениями и другими важными вещами, уходит от реальных проблем в виртуальный мир. Если это происходит, и ребенок или взрослый постоянно повторяет один и тот же алгоритм поведения в Сети, ничего не меняя, несмотря на ряд отрицательных последствий, то нужно обращать на это внимание и устанавливать новые правила.

Что делать, если школьник или взрослый попал в психологическую ловушку? Или как не допустить этого?

Если мы наблюдаем зависимость от Интернета, нужно искать психологические корни проблем, разбираться. Человеку необходимо сначала увидеть эти проблемы, осознать их. При всем разнообразии сетевых ловушек, далеко не каждый попадает в них. Это происходит в том случае, если есть психологические трудности, связанные с самооценкой, общением, эмоциональными переживаниями (стресс, одиночество, скука, депрессия, тревога, страх), экзистенциальными вопросами. Кто-то находит выход в творчестве, кто-то помогает другим людям, а кто-то – с головой погружается в мир Интернета, лишь изредка выныривая на поверхность.

С целью профилактики попадания школьников в психологические ловушки, нужно учить их правилам работы с информацией в Интернете. Рассказывать о видах и формах информационно-психологического воздействия в сети и методах защиты от него. Развивать критическое мышление, формировать навыки анализа поступающей информации, воспитывать информационную культуру и культуру общения, как в реальности, так и в сети.

Интернет во многом оказывает влияние не только на образовательный уровень современных школьников, но и на формирование их личности, он воспитывает посредством информационного и развлекательного контента и ресурсов, которые в первую очередь, предлагаются Интернет-аудитории. В медиа-насыщенном пространстве предоставляются неограниченные возможности для познания и развития, но использовать их грамотно и продуктивно может только человек со сформированными информационными компетенциями и высоким уровнем общей культуры. Каждый пользователь Интернета формирует собственное информационное поле, наполняет его тем содержанием, которое актуально и ценно для него, что является результатом освоения массива социально значимой культурной информации. Культура поведения в сети может служить индикатором уровня развития личности и общества в целом, и от нас зависит, будет ли этот уровень высоким или нет.

 

Статья опубликована на сайте https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=38662&showentry=7842



Просмотров: 283
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Троллинг в сети Интернет: особенности личности тролля и метод противостояния
  • Психологические особенности общения в сети
  • Работа психолога, психотерапевта в сети интернет | Грамотно составляем резюме, публикуем на сайтах
  • Психологическое консультирование в сети Интернет
  • Осторожно, интернет! (или как уберечь подростка от опасностей в сети)
  • Социальные сети – ловушки для сознания
  • Что делать, когда близкий человек стал делать ставки на деньги или попал в сети форекса?
  • Флешмоб "Расширяем присутствие в сети Интернет: Вконтакте".
  • Социальные сети: средство общения или источник депрессии?
  • Опасность общения в сети
  • Социальные сети и развитие личности
  • Виртуальные букеты или одиночество в сети
  • Мой муж общается с другой женщиной в сети
  • Мужчина-соблазнитель или техника безопасности общения в сети
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Социальные сети - это зло зловещее, или способ развития?
  • Социальные сети и отношения
  • Можно выбраться из любой ловушки, даже если ты сам себе её обеспечил
  • Семейная «техника безопасности» поведения в Сети
  • Как нарциссы и параноиды затягивают в свои сети?
  • Любимый общается с девушками в соц.сети
  • Социальные сети: волшебство, которого больше не будет
  • Виртуальная любовь: Как выйти из сети
  • Одиночество не в сети
  • Одиночество в сети
  • Одиночество в сети
  • Одиночество в сети
  • Одиночество в сети
  • Одиночество в сети
  • Зависимость от сети.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь