Что общего между раком и ожирением?

Что общего и в чем различие людей, подвергающихся этой напасти?

На первый взгляд – ничего.

А если посмотреть повнимательнее?

 Что общего между раком и ожирением

Прежде всего, давайте вспомним о том, что такое этапы психосексуального развития.

Это один из немногих терминов психоанализа, содержание которого известно практически всем.

Все же давайте обратимся к «официальному» определению.

Википедия: В психоанализе, разработанном Зигмундом Фрейдом, психосексуальное развитие объясняется на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Опыт человека на каждом этапе оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных в соответствующей фазе.

Фазы — это этапы на пути развития, результаты прохождения которых являются предпосылками к формированию характера. В случае сильных потрясений могут вызывать неврозы. Названия фаз определяют основную телесную (эрогенную) зону, в которой концентрируется энергия либидо, и с которой связано ощущение удовольствия в данном возрасте. Эти стадии – оральная, анальная, фаллическая, генитальная.

Я попробовала задуматься об этой периодизации и поняла, что точкой отсчета здесь считается рождение ребенка на свет. А эмбриональный период в расчет не берется. А ведь это период, когда формируется основное «содержание» человеческого организма, программа его развития на всю жизнь. Логично предположить, что психика должна быть в аналогичном положении. Кстати, огромное значение пренатальной психологии сегодня уже не оспаривает никто.

Что же такое эмбриогенез, что происходит с зародышем на клеточном уровне? Клетки стремительно, очень стремительно размножаются, ткани растут, перерождаясь из одной в другую, создавая органы и системы органов.

А если посмотреть на этот процесс под другим углом, можно найти в нем сходство с тем, что принято называть ожирением.

Если вы знакомы с людьми, у которых есть по-настоящему лишний вес, вы наверняка замечали, что они как будто столько не едят, сколько образуется жировой ткани, которой обрастает их организм. Жировые отложения окутывают, укачивают тело, защищают, отделяют его от внешнего мира, подобно околоплодным водам. И возвращают утраченное при рождении чувство безопасности.

 

А если обратиться к определению канцерогенеза (сложный патофизиологический процесс зарождения и развития опухоли) – то уже в определении можно найти патологическое, но сходство с эмбриогенезом.

В ряде современных исследований канцерогенез рассматривают как форму злокачественного регрессивного эмбриогенеза. То есть, раковые клетки – это здоровые клетки человеческого организма, которые «впали в детство». Причем в его пренатальный период.

 

То есть, имея дело с онкологией или ожирением, можно предположить травматическую фиксацию психики на эмбриональном этапе развития.

Психологический словарь:
Фиксация
 (от лат. fixus — твердый, нерушимый, крепкий) — в психоанализе З. Фрейда описательное понятие, обозначающее наличие закрепленной привязанности к объектам, периодам, фазам, предшествующему опыту, способам удовлетворения, отношениям, ситуациям, воспоминаниям, образам, симптомам, стереотипам поведения и т. д., выступающей в качестве важного внутреннего фактора амбивалентности, психических конфликтов и происхождения неврозов. Считается, что в общем феномен фиксации свидетельствует о существовании некой задержки, остановки (регрессии).

BUSLIB: Фиксация поведения на определенной стадии психосексуального развития может произойти по двум причинам: Фрустрация или блокирование потребностей ребенка. Сверхзаботливость – ребенку предоставляется много возможностей самому управлять своими внутренними функциями. В результате этого у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде «остаточного» поведения. Взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать к моменту фиксации.

По каким причинам может произойти фиксация на эмбриональной стадии развития?

Мне представляется, что это могут быть знания эмбриона о предшествующих его зачатию абортах матери (на сегодняшний день уже можно считать доказанным, что эти знания у эмбриона есть. Получает ли он их, находясь в травмированной матке, или каким-то иным способом — неизвестно, но он знает, что его предшественники были убиты) — особенно в сочетании с неоднозначностью его собственного будущего, когда мать долго принимает решение, оставлять ли ребенка.

Это может быть угроза выкидыша, особенно по психологическим причинам, насилие по отношению к беременной матери. Может быть голодание эмбриона, вызванное плохим питанием матери или недостатком кислорода в атмосфере, где она находится.

В общем, все, что несет угрозу жизни и развитию эмбриона, может привести к фиксации на эмбриональной стадии развития. К этим факторам можно, видимо, отнести тяжелые, особенно преждевременные роды. И особенно рождение ребенка нежизнеспособным, когда первые часы его жизни проходят в реанимационных мероприятиях.

 

И когда травмированная во взрослом состоянии психика регрессирует к этой стадии, травматический конфликт может быть соматизирован как ожирение или онкологическое заболевание.

Когда же психика «выбирает», по какому пути пойти? Или как выбирает? Я предполагаю, что выбор осуществляется в зависимости от того, какая мать у ребенка во младенчестве была в дефиците – средовая или объектная. По Винникотту (Библиотека Гумер):

Благодаря заботе младенец испытывает чувство всемогущество, рассматриваемое Винникоттом в качестве одного из важнейших признаков здорового развития. Оно обеспечивает ощущение достаточной безопасности и без соответствующей заботы не формируется. Заботу или средовую мать следует отличать от объектной матери, которая, согласно Винникотту, создает условия для достижения частичного, направленного на отдельные объекты удовлетворения Оно при условии, что объектные отношения и организация Я ребенка достигли определенного уровня развития. Заботливая среда должно подготовить ребенка к более поздним стадиям развития и к более дифференцированным переживаниям, которые они обязательно предполагают.

Таким образом, можно предположить, что младенческий дефицит средовой матери может побудить психику в момент травмы защищаться с помощью ожирения (создавать безопасную, комфортную среду), а дефицит объектной матери (или смещение центра тяжести в сторону нападающей, преследующей матери) может компенсироваться созданием раковой опухоли в качестве внутреннего объекта–преследователя.

 

Исходя из того, что психика, функционирующая подобным образом, видимо регрессировала к эмбриональному состоянию, психотерапевтической задачей можно считать -  мотивировать пациента снова родиться. Войти в этот мир во всей его увлекательной терпкости, во всем его многообразии и сложности. И принять и жизнь, и смерть такими, какие они есть.

 



Просмотров: 408
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Три стадии психосексуального развития (оральная, анальная, фаллическая)
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Этапы психосексуального развития ребенка
  • Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду
  • Стадии психосексуального развития
  • Стадии психосексуального развития
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Когда твоей маме 70. Четыре стадии развития отношений между мамой и дочерью
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Критерии и стадии развития зависимости: алкоголизм и наркомания
  • Мать-основа развития ребенка
  • О назальной стадии развития либидо
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть1
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть2
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Четыре стадии сепарации сына от матери + пронзительное социальное видео по этой теме
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Как воспитывать ребенка. Этапы развития
  • Стадии развития отношений между мужчиной и женщиной
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Этапы развития ребенка. №1 - Стадия существования, 0-6 месяцев.
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь