|
Возраст «мудреца» и психологическая зрелостьАвтор статьи: Кокорин Михаил Валерьевич
Преодолев в определенном возрасте потребность философствовать, человек снова начинает жить в настоящем месте и времени, как это было в период новорожденности, но только на другом уровне осознанности. Таким образом, все возвращается на круги своя.
Этот последний этап психологического созревания можно условно назвать возрастом «мудреца». Мудрецами принято считать людей, которые в своей жизни перепробовали все и поэтому имеют представление обо всем, но, в то же время, утверждают, как Сократ, что они «ничего не знают». Обычно такие люди не озабочены ни прошлым, ни будущим и ведут созерцательный образ жизни, пытаясь находить смысл в том, что происходит вокруг них. Когда они смотрят на стул, то они видят только стул, а не множество ассоциаций, которые он может вызвать у других людей. Аналогично их отношение к людям, они не интересуются их биографией и планами на будущее, а уделяют все внимание их текущему состоянию. В связи с этим для них очень важно ощущение текучести жизни и способность принимать ее такой, какая она есть. Такие люди не ввязываются в исторические драмы, и ведут себя социально пассивно – планы построения идеального общества или спасения цивилизации их не интересуют. В отличие от философского возраста, в котором человек имеет желание быть востребованным в качестве эксперта и проявляет внешнюю активность в реализации этой роли, «мудрец» ни к кому не нанимается на работу и дает совет, только если его об этом попросят. На фоне такого образа поведения и отношения к жизни «мудреца», остается важным вопрос, всегда ли можно ему верить? И как отличить истинного «мудреца» от просто «мудрствующего лукаво»? Ответ здесь такой же, как и в отношении других возрастов: если человеком изначально движут мотивы избегания боли и стремления к удовольствию, то «мудрствование» может стать для него очередным способом получения поддержки и манипулирования окружающими. Проверка проста, настоящий мудрец вряд ли будет уязвлен вашим отказом последовать его совету, в то время как «поддельный мудрец» будет реагировать на такое ваше поведение утрированным равнодушием и презрением или наоборот раздражением по поводу вашего непонимания важности его рекомендаций. Несмотря на внешнюю пассивность такие фальшивые мудрецы часто могут наделать много бед, поскольку неуверенные в себе правители склонны искать у них поддержки и держать их в советниках и визирях. Является ли возраст «мудреца» конечной стадией психологического созревания? Удивительно, но нет, хотя чаще всего он связан со старостью. Человек, стремящийся к знаниям, не искушается самой великой ролью мудрого старца и приходит к выводу, что в действительности понимание всего и всех в этом мире играет не такую уж большую роль, а чтобы понять «замыслы божьи», надо самому быть богом. Такой человек отдает себе отчет в том, что он богом не является, как не является и всем бесконечным миром, в котором живет. Понимая, что он всего лишь человек, он принимает решение смириться с этим фактом и встретить свою жизнь и судьбу лицом к лицу, перестает выделываться и изображать из себя что-то другое, более великое. Человек, «застрявший» в роли мудреца, хочет быть великим, круче своих родителей и даже природы. Обычно его бунтарский дух подпитывается детскими обидами и ощущением неравенства, униженности, оскорбленности человеческого достоинства. В результате он решает быть не простым человеком, или даже вообще не человеком. Его поступками движет не желание знать правду (или истину), а стремление доказать своим обидчикам (которых, может быть, уже давно нет в живых) свою исключительность. Таким образом, хотя весь наш бесконечный мир до конца остается с любым человеком, далеко не все ценят это. Амбиции и связанные с ними заблуждения толкают многих на путь бесплодной борьбы с миром и самим собой. Но такой путь не дает человеку освобождения, а приводит его в тюрьму собственной ограниченности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|