Мне приходит большое количество писем, в строках которых содержится вся боль и невысказанность горя читателей, когда в семье есть пьющий человек...
Вот некоторые, на мой взгляд, "популярные" вопросы.
ИТАК:
«Виктор Эдуардович, скажите, что же все-таки за проблема такая – алкоголизм? Это привычка, это болезнь, или что?»
Наталья, Самара
Не существует единого типажа «алкоголика - человека, предрасположенного к алкоголизму». Игнорирование личностных различий и индивидуальных психологических проблем затрудняет попытки понять, какие факторы становятся причиной рецидивов, возникающих в течение болезни.
При этом в современной научной литературе весьма сложно найти четкий ответ на вопрос - что же является пусковым механизмом, порождающим тенденцию к формированию зависимости к алкоголю. Помимо этого, при общеизвестном факте, что алкоголь, в неконтролируемых количествах, является разрушающим личность веществом, и относительно достаточной пропаганде здорового образа жизни, количество лиц злоупотребляющих спиртным, в лучшем случае остается неизменным, апо неофициальным данным - неуклонно возрастает. Также, уже ни для кого не секрет и то, что за последние 10 лет «возраст» заболевания значительно снизился, и сейчас, пациенты наркологических диспансеров с диагнозом «хронический алкоголизм», не достигшие 15-17 лет - являются привычным для наркологов явлением.
Вопросу отнесения к разряду самоубийц лиц, злоупотребляющих разного рода психоактивными веществами посвящено очень незначительное количество литературы и резонно задуматься над тем, что если взглянуть на эту проблему через призму аутодеструктивной активности и исследовать причины, породившие такую форму авитального поведения, то удастся выработать меры профилактики и добиться динамики в данном заболевании общества.
Не надо тешить себя мыслями о том, что это само всё пройдет, что проблемы, как таковой нет, что просто привычка такая и т.п. Не стоит, также надеяться только на свои силы, мол, захочу – и не буду пить. Практически все алкоголики это пробовали неоднократно – и, тем не менее, проблема остается. Разумеется, что воля, желание жить трезвой жизнью, является основой, но помощь, как мне кажется, необходима. Но об этом чуть позже. Я хочу сейчас разъяснить перспективы чрезмерно пьющего.
Так вот. С учетом того, что заболевание – и только так! – достаточно быстро переходит в хроническую стадию, а сомневаться в этом не следует, поскольку присутствует запойное пьянство, потеря контроля над количеством выпиваемого, и так называемый абстинентный синдром, то вылечить алкоголика не удастся никогда и никому.
«Неужели алкоголизм неизлечим???»
Ирина, Санкт-Петербург
Да, к сожалению это так. Дело в том, что при систематическом, достаточно длительном и мощном воздействии этилового алкоголя, в организме происходят необратимые изменения, которые исключают возможность диагностировать полное выздоровление. Даже после лечения. Зависимость к алкоголю сродни зависимости наркотической. И, если человек вышел на определенный ритм пьянства, то меньше пить он уже не сможет. Никогда. Но, не следует уж совсем на себе ставить крест. Под понятием «вылечить», я имею в виду возобновление возможности иногда выпивать, контролируя дозу, т.е. понемногу. Вот этой возможности алкоголик лишен навсегда! И это не потому, что человек пройдет лечение, а потому, что заболевание протекает по своим законам, а они весьма и весьма жёстки. Максимум, что удастся сделать – это перевести заболевание в стадию ремиссии, т.е. периода, когда болезнь не будет беспокоить. ПОЭТОМУ! Для алкоголика есть два варианта дальнейшей жизни – либо ничего не делать и продолжать пьянствовать, либо не пить вообще. Третьего не дано!
«Я, 3 года назад прошел лечение в наркологической клинике. В течение этого времени, после лечения до сих пор не пью. Времени прошло много. Могу ли я выпивать по праздникам немного шампанского? Или категорически нельзя?»
Василий, Пермь
Ну почему же нельзя? – можно, только одна маленькая деталь – ЛЮБАЯ доза ЛЮБОГО традиционного спиртного, вновь ввергнет Вас в запой. И ещё. Можно задаться вопросом, когда последний раз, праздник был для алкоголика по-настоящему праздником, а не очередной попойкой? И чем для него отличается, скажем, день рождения от Нового года или от очередной пятницы?
«В семье моего мужа-алкоголика сильно пил отец. Может алкоголизм передаваться по наследству?»
Галина, Екатеринбург
Я не стал бы категорически утверждать, что алкоголизм является врожденной патологией, ввиду того, что сколько-нибудь убедительных доказательств тому нет. Не обнаружено пока, что ген несет в себе информацию алкоголизма. Другое дело, что это заболевание может быть приобретено в процессе воспитания и взросления. Плюс к этому, как известно, «пьяное зачатие не промахивается», и у пьющих родителей, ребенок может родиться без видимых патологий, но быть предрасположен к различным заболеваниям. Это могут быть элементарные простуды. Но социальный, точнее семейный фактор, имеет, конечно же, ничуть не меньшее значение, т.к., если ребенок с малых лет видит, что папа или мама, а то и оба, частенько пребывают навеселе, а и того хуже – пьяны до беспамятства, он как губка, впитывает матрицу поведения родителей, и в большинстве случаев, избирает подобный образ жизни для себя.
Помимо этого, пьяный родитель для ребенка – это трагедия. Ведь дети видят и воспринимают окружающий мир несколько по-иному, в отличие от взрослых. У них нет ещё того жизненного опыта, который может помогать противостоять внешнему агрессивному фактору. Поэтому любое явление воспринимается ребенком гораздо острее, ярче. И вот, частенько, он видит папу или маму в, несколько ином виде, нежели хотелось бы. При этом вид этот, отнюдь не просто чрезмерно веселого человека. И человек этот, мало того, что плохо говорит и пахнет, он ещё и маму по лицу ударил!
Пьющий родитель или – что хуже – оба родителя, приближают своих детей к тому, с чем приходят ко мне. Причем проявиться это может не только в том, что сын или дочь станут алкоголиками, хотя, шансы с каждым запоем папы или мамы увеличиваются. Это может вылиться в то, что спутниками жизни они изберут тех, кто-либо уже стал таковым, либо на пути к заветной цели. И, как Вы понимаете, у дочерей возможностей найти мужа-алкоголика очень и очень много. Тем более что с малых лет она частенько видит невменяемого папу. А, ведь, папа для девочки – это вообще первый в её жизни мужчина, которого она возводит, именно в эти годы, в ранг идеала для себя, и в дальнейшем, ищет ему подобного.
«Существует ли вообще какой-то способ, при помощи которого можно помочь пьющему человеку избавиться от этой мерзости - алкоголизма?»
Андрей, Красноярск
Действительно, помочь можно, а сделать некое чудо, после которого алкоголик в одночасье перестанет пить и к рюмке подойти не сможет – это, к сожалению, невозможно. При условии личной работы, изначального настроя на трезвость, желания полностью расстаться с алкоголем, можно всё это претворить в жизнь. При этих условиях возможны какие-то человеческие перспективы и то, что человек сам в своих глазах, прежде всего и в глазах окружающих, дорогих ему людей, вновь обретет достойный вид и доверие. Но, разумеется, что произойдет это не сразу, поскольку, потерять уважение можно одномоментно, а заслужить его вновь – это гораздо дольше и тяжелее. Это работа. Не скрою, тяжелая.
Условно говоря, все методы лечения, имеющиеся на сегодня в распоряжении наркологов и психотерапевтов, можно разделить на две большие группы – кодирование и программирование. К первой относятся методы, при которых тем или иным способом пациенту вводится, так называемый, код-запрет на употребление спиртного. Способ введения этого кода может быть и химическим и психологическим. Химический – это когда в организм человека водится вещество, которое на определенный период делает употребление спиртного опасным, т.е. любую дозу алкоголя, попавшую внутрь, оно превращает в яд. Вещество это может быть введено как внутривенно, так и хирургически, путем подкожного введения специального геля или подшивания капсулы. Срок действия ограничен, как правило, 6-12 месяцами.
В этом случае, реакция на алкоголь может развиться как по типу общей интоксикации, так и по принципу поражения какого-либо жизненно важного органа – печени, например. Важно ещё и то, что время развития поражающей реакции может быть различным – или сразу после употребления спиртного, или спустя какой-либо срок – вплоть до 5-7 дней после алкогольного эксцесса. При этом нельзя употреблять не только традиционные спиртные напитки, но и спиртсодержащие лекарства, конфеты с алкоголем и т.п. Пациент, перед процедурой, предупреждается о возможности фатального исхода, в случае нарушения режима трезвости, о чем пишет расписку. Помимо этого, на руки ему выдается справка, в которой указывается примененный метод лечения. Этот документ, отчасти, является страховкой от случайного попадания спиртсодержащих лекарств.
По окончании действия препарата, пациент может повторить процедуру. Возможно, также, что человек, за время трезвого периода жизни, привыкает жить без спиртного и потребность в алкоголе может и не возникнуть вообще. Хотя, зачастую происходит всё не так радужно, как хотелось бы, и по прошествии трезвого периода все возвращается на круги своя…
Другой методика, пожалуй, самая распространенная ранее в СССР, сейчас чуть менее популярная в России – это кодирование по методу А.Р. Довженко. К слову, следует отметить, что принципы, используемые в этом методе, были созданы и применены впервые, великим русским психиатром В.М. Бехтеревым ещё в 1911 году. К заслуге Александра Романовича Довженко, несомненно, следует отнести возрождение методики после почти 50-летнего забвения, её развитие и адаптация к условиям 70-х годов минувшего столетия.
Суть этого метода сводится к тому, что на сеансе врач, который его проводит, в течение определенного времени создает у пациента состояние, которое можно условно обозначить, как «гипноз наяву», т.е. максимальное напряжение внимания и полное сосредоточение на образе и словах врача. Разумеется, доктор, проводящий сеанс, должен внушать что-то наподобие трепетного ужаса одним своим видом. Это, разумеется, способствует более глубокому сосредоточению. И вот, когда пациент находится на максимуме напряжения психических и телесных ресурсов, врач резким окриком, либо хлопком вводит его в состояние, так называемого транса, когда он полностью отключен от внешних раздражающих факторов и не слышит и не понимает ничего, кроме того, что говорит врач. В этот момент и вводится словесная формулировка-запрет на употребление спиртного в течение определенного периода, который заранее оговаривается с пациентом. Сроки сейчас бывают разные, как правило, 3-5-7-10 лет.
Сам Довженко работал с пациентами индивидуально и не однократно, добавляя к основному воздействию дополнительный курс, состоящий из нескольких процедур условно-рефлекторной терапии. Сейчас, к сожалению, некоторые коллеги занимаются откровенной дискредитацией метода, собирая на сеансы одновременно по нескольку десятков человек, затрачивая на каждого не более 1-2 минут. Это приводит к тому, что не получив должного впечатления от сеанса, пациент уходит с него в совершенном недоумении, не понимая, что это было и за что он заплатил деньги. Разумеется, самым простым способом снять напряжение, является поход в магазин и… далее по плану.
«Существуют ли какие-то способы лечения алкогольной зависимости, в которых не применяется гипноз, или иное насилие над психикой?»
Валерия, Москва
Один из методов терапии, который также широко используется в современной медицине, называется "глубинная психокоррекция".
В случае алкогольной зависимости он представляет собой комплексные сеансы, состоящие из предварительной консультации, и собственно коррекционных сессий. В процессе сеансов полностью разъясняются все механизмы воздействия.
Практическая часть сеансов, т.е. сессии, главным образом предусматривают выяснение причин заболевания и осуществление воздействия направленного на закрепление у Вас твердой установки на трезвость и возможность отказываться от выпивки в любой ситуации и компании.
При этом ни перед процедурами, ни в процессе их, нет разговора о сроках. Только человек определяет свою жизнь. Сам принцип внушений построен не на запрете врача, а на собственном отказе от алкоголя, проще говоря, формула внушений звучит не как «Вам нельзя пить, иначе…», а скорее «Вы сами освободились от алкогольного пристрастия, по собственной воле…». Это очень важный момент. Здесь мы, во-первых, исключаем какое бы то ни было насилие над психикой, во-вторых, не создаём, как при кодировании, тенденции к нарушению внешнего запрета, поскольку его просто нет, следовательно, и нарушать нечего.
Очень важным является и то, что помимо основной темы, в программе внушения очень много позитивной информации. Она способствует формированию и укреплению спокойной уверенности в себе и своих силах не только отказаться от спиртного, но и адекватно реагировать на жизненные коллизии, при этом, не стремясь «снимать стресс» при помощи спиртного. Одним словом, отказ от алкоголя, плюс жизненный позитив.
При этом, ни о каком гипнозе даже и речи не идет, поскольку в рамках воздействия и принятой парадигмы взаимодействия с пациентами, считается, что создавать условия, при которых личность теряет контроль над ситуацией, как минимум преступно. Поэтому абсолютно никакого постороннего вмешательства не происходит, т.к. во-первых, пациент сознательно идет на процедуру, имея, исчерпывающую информацию о том, что там будет происходить. Во-вторых, никаких внушений, кроме тех, что направлены на разрешение проблемы, не производится. И, наконец, в-третьих, как я уже говорил, в сознание не вводится никакого «кода», а лишь закрепляется собственный настрой на трезвость. То есть, эти методы – своего рода стимул, толчок к тому, что в дальнейшем человек абсолютно спокойно и уверенно, а главное, САМОСТОЯТЕЛЬНО, живет без алкоголя, при этом, не считая себя «белой вороной». Мало того. У него вновь появляется возможность, радоваться жизни, либо принимать её невзгоды, не изменяя своего психического состояния при помощи суррогата в виде алкоголя.
«Что может произойти, если, после проведенного лечения, человек не пил, не пил, а потом, взял и вдруг «сорвался»?»
Анастасия, Санкт-Петербург
У меня всегда вызывала недоумение фраза «вдруг сорвался». Звучит, как-то по-детски, как будто, ребенок описался…
Если начнет пить, то позвольте, это уже будет не «вдруг». Он же сначала принимает решение о том, что хватит жить трезво и нормально, пора начинать вновь пьянствовать! Ведь перед тем, как употребить спиртное, человек проходит три фазы, предшествующих выпивке. Это:
а) принятие решения;
б) поиск;
в) реализация.
Время подумать присутствует даже на последней фазе. Ну, уж, если он принял решение вновь начать пить, то, разумеется, никто в этом его разубедить не сможет. Только тогда, чтобы это выглядело по-человечески, лучше будет известить о своём решении своих близких, дабы они на него более не рассчитывали, поскольку пьющий человек – очень ненадежный человек, и ждать помощи от него – большой риск. В самый неожиданный момент он обязательно подставит. А что касается последствий срыва с программы, то предсказать заранее, как отреагирует организм на алкоголизацию, практически невозможно. Одно точно – он вновь будет пить, так как пил раньше, может больше, но никак не меньше. Я уже говорил – контролировать дозу, т.е. выпивать понемногу он уже не сможет никогда.
«Мы с мужем, на «семейном совете» приняли решение, чтобы он прошел лечение от алкоголизма. Но меня пугает одно – как он теперь будет отказываться от поступающих предложений со стороны своих друзей? Ведь известно, что пьющая компания с трудом отпускает «на волю» своих членов.»
Александра, Санкт-Петербург
После проведенного лечения (если это серьезная методика) это будет абсолютно несложно. Само собой, что пьющая компания сразу и без препятствий вряд ли выпустит, НО! Приняв решение отказаться от алкоголя, человек, тем самым, проявляет незаурядную силу, проявить которую не каждому дано. И, поэтому, он совершенно спокойно может в своих глазах, и, конечно в глазах своих близких, подняться сначала, хотя бы на одну ступеньку в самоуважении. Разумеется, до значимых высот ещё далеко, но первый шаг сделан. Главное теперь – не остановиться на полпути и не развернуться в обратную сторону. Все условия для движения вверх и вперед, после отказа от алкоголя, есть. Поэтому бросаться опять в алкогольную помойку – это просто глупо.
И потом. Если Вы говорите о ДРУЗЬЯХ, то О КАКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ МОЖЕТ ИДТИ РЕЧЬ?! Если «друзья» навязывают выпивку, то воспринимайте это как жуткую зависть с их стороны и желание смерти Вашему мужу! Гоните их от своего дома, не побоюсь сказать, поганой метлой!
В завершении, я хотел бы сказать, что алкоголизм – заболевание, которое уравнивает людей под один общий грязно-серый цвет. Стартовая черта бывает разной – кто-то начинает пить, находясь на достаточно высоком социальном и материальном уровне, кто-то на среднем, НО! Финиш у всех, кто не сумел вовремя очнуться и принять радикальные меры, один – ДНО. Дно, откуда практически не подняться
Хочется добавить, что основная цель коррекционной работы – устранение причины, вызвавшей страдание (зависимость). На фоне этого, мы с уверенностью можем заявить, что наша (совместная с пациентом) цель - разомкнуть порочный круг, вернув человеку психологический комфорт, равновесие и твердую почву под ногами.
Всего вам светлого, и да снизойдет к нам мудрость!