Интервью в газете "Журналистика для всех"

 

 http://liga.ucoz.com/zh_3cv.pdf

 

 ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО ИСКУССТВО

Психология – это профессия или судьба? Пока я не знаю ответа на этот вопрос, но совершенно очевидно, что для того, чтобы стать настоящим психологом, недостаточно закончить курсы или даже университет. Психология человек постигает всю свою жизнь, с каждым годом набирая новый опыт, знания, чувства, черпая их не только из своей, но и из судеб других людей. Обо всем этом я беседую с Алой Шелгуновой, практикующим психологом.

- Алла Васильевна, правда ли в обществе существует такой стереотип, будто к психологу ходят только психи?

-К сожалению, еще существует, хотя в последнее время психологическая грамотность людей значительно возросла.

- Можете разъяснить отличие психиатра от психолога?

- Психолог работает с нормой. Клиент психолога – обычный человек, который пытается решить какие-либо жизненные вопросы. Его личность не изменена и его психическое  состояние находится  в границах нормы. Если же у человека  серьезное психическое заболевание: шизофрения, маниакальный психоз и т.д., то это уже пациенты психиатра, врача.  Психолог должен знать границы своей компетентности и не выходить за рамки своей профессии.

- Как вы считаете, каждому ли человеку необходим психолог?

- На этот вопрос может ответить только сам человек, это сугубо индивидуально. Если у человека есть какие-то проблемы и вопросы, то почему бы не обратиться за помощью?

- Я слышала, что у каждого хорошего психолога есть свой психолог. Обращались ли вы к психологу?

- Конечно, это часть моей профессии: серьезный психолог всегда должен пройти свой собственный путь в качестве клиента.

- Как вы помогаете клиентам открыться, преодолеть застенчивость, замкнутость, как располагаете их к себе?

- Не существует универсального метода. К каждому человеку нужен индивидуальный подход. И здесь в первую очередь играют роль эмпатия, сочувствие и сопереживание.

- Бывали ли в вашей практике случаи, когда клиенты не раскрывались?

-  К сожалению, бывали. Я работаю в основном с детьми, но и  с родителями поддерживаю тесный контакт. Как правило, проблема ребенка вырастает из проблемы семьи. Не все родители готовы это принять, к сожалению.   Часто они утверждают, что их ребенок какой-то неправильный, проблемный, и  ищут любое оправдание, лишь бы не меняться самим. А меняться в зрелом возрасте довольно-таки трудно.

- Можете ли вы назвать главную проблему современности?

-  Наверное, не возьму на себя такую  смелость… Но могу назвать главную проблему в своей работе.  Это проблема дефицита близости между родителем и ребенком. Когда либо не выстроены отношения с самого детства, либо  существует какое-то изначальное отвержение родителем ребенка.  Родитель  не может  принять ребенка  и соответственно, не дает ему  того тепла и любви, которое  необходимо для гармоничного развития.

- Раньше вы работали в школе, и, на мой взгляд, профессия школьного психолога не особо востребована, ей никогда не отдавалось должное. Какие по- вашему основные функции должен выполнять школьный психолог?

- Функции такие же, как и  у не школьного психолога : помогать детям, помогать родителям, помогать учителям. Но в школе существуют определенные трудности в работе психолога.  Дело в том, что психолог не должен ходить по классам и выискивать людей с проблемами. Дети должны сами приходить к нему. А часто  дети и их родители  считают, что психолог  все равно находится в рамках школьной системы, что он в том же  лагере, где учителя, завучи и т.д. Встроить психолога в школьную систему довольно трудно .

- Чем с психологической точки зрения отличается воспитание и развитие детей из неполных семей от детей, растущих в полноценной семье?

- Мы живем в обществе, где есть мужчина и женщина. Семья для ребенка – это его микрокосмос, микросоциум. А когда в семье только мама, то мужская часть исключена из эмоциональной жизни ребенка. И маме необходимо восполнять эту часть.  Если же она начинает брать на себя и мужские, и женские функции, то ребенку становится непонятно, что должен делать мужчина, а что – женщина.

 А если же в семье за ним следят мама, тетя, бабушка, сестра, то у ребенка существует только женская модель мира.

Главное, чтобы имелось грамотное восполнение отсутствующей модели поведения. Это может быть любой значимый взрослый мужчина? Тренер, педагог, дедушка и т.д.  Как правило, неполные семьи – женские семьи. И на первых порах ребенок находится в очень тесной эмоциональной связи с матерью. В дальнейшем роль отца – это дать ребенку ощущение чего-то отдельного, новый опыт. Так как папа, это, как правило, порядок, режим, а мама больше склонна к поблажкам, балованию ребенка. Таким образом, присутствие отца помогает ребенку быстрее повзрослеть и идти дальше: в детский сад, школу…

- Как вы считаете, черты характера передаются наследственно или же все формируется в социуме?

- Сказать, что личность формируется только в социуме, нельзя. Ребенок не чистый лист, он уже рождается с каким-то задатками, имеет определенную предрасположенность характера, собственный темперамент. Но семья может или смягчать «острые углы» в характере ребенка  или же, наоборот, способствовать их обострению.

- Умеете ли вы абстрагироваться от проблем, негативной энергии, с которой приходят многие пациенты?

- Здесь, наверное, надо говорить не об абстрогировании от  негативной энергии, а о ее контейнировании. Психологу необходимо уметь выдерживать сильные эмоции клиента без осуждения и критики.  

- Мешает ли это вашей личной жизни?

- Я бы не сказала. У меня есть интерес к людям, анализу их проблем. Это часть моей жизни.

- Мешало ли вам когда-нибудь то, что вы слишком много знаете?

- Мне – нет. Чем больше я узнаю человека, тем больше ему сопереживаю. Например, когда психолог видит человека, который изо всех сил пытается произвести впечатление, он понимает: у человека очень серьезные проблемы, он очень боится раскрыться.

- Можете ли вы составить психологический портрет человека по внешнему виду?

- Есть такое направление в психологии - телесная терапия. Там психологи решают проблемы клиента через его тело. Они считают, что любая проблема человека всегда заключена в его теле, в каком-то мышечном зажиме. Например, есть такое выражение – мышечный панцирь, когда человек очень зажат, старается прямо держать спину и не допускать никаких лишних движений. Здесь можно уже сказать, что человек очень себя контролирует, боится допустить какую-либо ошибку, для него очень болезненно потерять свое лицо.

- Я слышала, что вы занимаетесь песочной терапией. Расскажите, в чем ее принцип?

Песочная терапия- метод, возникший в рамках юнгианского аналитического подхода. . Здесь используется песочница с  песком, вода и набор фигурок. И человек выстраивает свой мир, песочную картину. И  что  бы человек не выстраивал, им будет руководить бессознательное, так как оно выражается через символы. В этом смысл – заглянуть в бессознательное,  выразить чувства, переживания, для которых не всегда находятся подходящие слова, восстановить душевное равновесие, обрести контакт с самим собой и сделать правильный выбор. Как говорила Дора Калфф, песочная терапия является способом установить доступ к глубоким уровням психики, к ее бессознательным самоисцеляющим возможностям, проявляющимся при определенных условиях Иногда  взрослым трудно строить песочные картины, потому что они не могут отрешиться от контроля сознания. А для детей это естественный язык. И ребенок всегда покажет в этой картине то, что у него на душе.

- А что такое арт-терапия?

- Это направление, очень близкое к песочной терапии. Тоже через образы, но только человек рисует или лепит. Обращается внимание не только на создаваемые образы и сюжеты, но и на то, чем рисует человек, как рисует, какие краски использует, где делает акценты или наоборот оставляет «белые пятна»  Пациент, которой склонен к более свободным проявлением, скорее возьмет краски, акварель, а человек, который склонен к контролю, чаще всего будет рисовать карандашами или– фломастером. Ноздесь очень сложно сказать однозначно, так как психология не математика, психология – это искусство.

 

Раздумывала о том, не стать ли ей психологом Дарья Лазарева

 



Просмотров: 402
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Каждый человек психолог, но почему это не всегда работает?
  • Когда приходит грусть, или Психолог тоже человек (статья + стихотворение)
  • Почему человек, опаздывающий на самолет, который в будущем разобьётся – очень расстраивается?
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Первая учительница – новый значимый человек в жизни ребенка
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Психолог нужен только слабым людям, которые не могут справиться со своими проблемами сами?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Спасать ли утопающего, если ты психолог, а он - твой родной человек?
  • Недостатков не существует, есть только лишнее
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • На работе я психолог , ну а дома Человек
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Клиенту нужен психолог, психолог в "маске" или человеческая обыденность из жизни психолога?
  • Как установить контакт со своим подсознанием? даже если ты обычный человек
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • Психолог - тоже человек
  • Психолог тоже человек!
  • А психолог тоже человек
  • Психолог – тоже человек?
  • Я- психолог, тоже человек.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Когда отдавать ребенка в школу. Опыт психолога и мамы.
  • Психолог – это такой же человек
  • Психолог- человек знания или продавец услуг?
  • Когда бросают те, кто должен любить. Что чувствует человек, которого отдали бабушке?
  • Когда ОН не тот человек, который нужен



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь