Как привить ребенку любовь к чтению?
Все мы хотим, чтобы наши дети развивались в интеллектуальном плане, были умными, успешными. Но часто мы сталкиваемся с тем, что ребенок не хочет брать в руки книгу, будь это учебник, или художественная литература. Ему милее телевизор, компьютер, планшет. Что же делать? Нужно ли заставлять его читать? Какие книги выбрать?
Первое, что хотелось бы сказать – заставлять читать ребенка бессмысленно. Не помогут ни долгие нотации, ни упрашивания, ни наказания. Мы, взрослые, приучены что то делать против своего желания, ребенок же делает только то, что ему интересно. Значит, нужно прививать интерес и любовь к чтению. Как это сделать?
С тех самых пор, как ребенок осваивает игровую деятельность, он начинает проявлять интерес к книгам, точнее к ярким картинкам, материалу (бумаге, картону). Дети листают их, трогают, показывают пальчиками на рисунки. Наша задача в этот момент – всячески стимулировать этот интерес. Читать короткие тексты ( стишки, потешки) вслух, говорить голосами нарисованных героев. Это очень полезно , поскольку таким образом пополняется пассивный словарный запас ( а впоследствии – активный). Но необходимо соблюдать ряд условий, а именно:
• Картинки должны быть понятны малышу, не быть слишком сложными и вычурными, содержать много элементов. У ребенка раннего дошкольного возраста объем активного внимания еще мал, и малыш может быстро утомиться.
• Не читайте слишком быстро
• Не следует заниматься книгами, когда малыш устал, или хочет заниматься чем – нибудь другим. Прекращайте чтение, если заметили, что ребенок теряет интерес.
• Занимайтесь столько, сколько ребенок хочет, но не слишком долго. В книжках не должно быть слишком мелких рисунков.
• Лучше, если книги будут оснащены погремушками , игрушками.
Дошкольный, ранний школьный возраст.
Ребенку необходимо понять , что книга может быть приятной , интересной для него. Для этого выберите книги, которые могли бы представлять интерес для ребенка , исходя из его возраста и предпочтений. Читайте эти книги вместе с ним, к примеру, перед сном. Тогда будут происходить две важные вещи. Во – первых, вы будете больше времени проводить с ребенком, общаться с ним. Во вторых, совместная деятельность для ребенка всегда легче, чем самостоятельная, он чувствует вашу поддержку , любовь. И ребенок с интересом будет слушать о приключениях главных героев, захочет, что же было дальше. К тому же, в его сознании, книги будут ассоциироваться с приятным времяпровождением с мамой и папой. И впоследствии возьмет книгу самостоятельно. Почему?
Здесь действуют два закона развития детской психики. Первое – сдвиг мотива на цель. Сначала ребенок получает удовольствие от увлекательного времяпровождения с родителем, книги как таковые его пока могут не интересовать. Но потом, его начинает волновать сюжет, развязка, он будет просить почитать ему и другие книги.
Второй закон – расширение зоны ближайшего развития. Развиваясь, ребенок учится новым , занятиям, обязанностям. Учиться он может, только взаимодействия со взрослыми, перенимая их опыт. Количество дел, которые ребенок выполняет самостоятельно, увеличивается за счет тех дел , которые он раньше выполнял вместе со взрослым. Это значит, что ребенок делает самостоятельно то, что раньше делал вместе с мамой и папой. Совместная деятельность с родителями придаст ему веры в себя, в собственные силы, создает позитивный настрой на будущее. При этом важно стимулировать самостоятельно чтение ребенка («а что было дальше, ты можешь прочитать сам»)
Еще неплохо превратить процесс чтения в увлекательное занятие. Можно попробовать сочинить какой – нибудь веселый рассказ вместе с ребенком, где главным героем будет он сам. Тема может быть любая, но пусть это будет нечто, связанное с ежедневными занятиями ребенка. Можно сделать небольшую самодельную книжку из цветной бумаги, вложив туда фотографии. Затем подпишите эти фотографии (Например «Ваня в детском саду»), и придумайте рассказ про занятия Вани.
Средний школьный, подростковый возраст.
Возраст 11-16 – очень сложный. В этот период жизни заставить читать ребенка просто невозможно, если он этого не хочет. Это только усугубит разногласия. Толстой, Шекспир, Достоевский, скорее всего, не будут интересен Вашему ребенку, хотя это важные, увлекательные книги. Но не все так плохо. В наше время молодежь все же читает. Молодежь читает журналы, комиксы, книги модных авторов, актуальные новости. Если ребенок, например, увлекается компьютером, он , скорее всего, будет читать руководства, форумы, книги по теме. Поощряйте любое чтение ребенка (если, это, конечно, не откровенно вредная , экстремистская литература). Кругозор вашего ребенка все равно будет расширяться, он будет приобретать опыт. Обсуждайте с ребенком прочитанное , не осуждая, и не давая оценок. Поделитесь своим опытом, расскажите о любимых вами книгах. Например, если подросток любит трилогию «Властелин колец», предложите ему книги Толкиена, обсудите их. По Узнайте о современных, модных авторах, приобретите их книги, предложите ребенку и прочитайте эти книги сами. Все это увеличит вероятность того, что ребенок заинтересуется книгами, и будет читать их самостоятельно. Главное – не давите на ребенка, и отнеситесь с уважением к его выбору.