|
Сопротивление терапии в семейных системахАвтор статьи: Наталья Олифирович
Опубликовано: Олифирович, Н.И. Сопротивление терапии в семейных системах / Н.И. Олифирович, Т.Ф. Велента // Психотерапия . – 2011 . – № 6. – С. 54-60.
СОПРОТИВЛЕНИЕ ТЕРАПИИ В СЕМЕЙНЫХ СИСТЕМАХ
Статья посвящена описанию феномена сопротивления, возникающему в семейных системах в процессе терапии. В статье дано описание форм сопротивления на разных этапах терапии. Приводятся методы работы с разными формами сопротивления. Ключевые слова: семейная терапия, стадии семейной терапии, сопротивление, параметры семейной системы.
The article is devoted to the description of a phenomenon of resistance to process of therapy in family systems. In the article the description of forms of resistance at different stages of therapy is given. Methods of work with different forms of resistance are resulted. Keywords: family therapy, stages of family therapy, resistance, parameters of family system.
Введение Жизнь семьи «обслуживается» посредством целого ряда механизмов, направленных, с одной стороны, на ее стабилизацию, с другой – на развитие [3, 4]. Эти механизмы могут служить как творческому приспособлению и адаптации членов семьи друг к другу и социальному окружению, так и выступать препятствием определенным изменениям в семейном функционировании. В последнем случае речь идет о сопротивлении, которое в определенном смысле является одним из нормативных феноменов развития системы, участвующим в гомеостатических процессах. Таким образом, сопротивление является неотъемлемой частью жизнедеятельности любой системы. Следовательно, оно выступает составляющей любого терапевтического процесса, где понимается как осознанное либо неосознанное препятствование семьи изменениям и влиянию терапевта. Сопротивление защищает членов семьи от встречи с феноменами, для обращения с которыми у них может быть недостаточно ресурсов. Как правило, речь идет о защите от боли, страдания, сильной агрессии, отвержения, распада системы и т.п. Однако оборотной стороной такой работы сопротивления, как правило, являются не менее «разрушительные» процессы – скука, обиды, потеря интереса друг к другу (например, сексуального интереса у супругов), появление различного рода дисфункций, развитие соматических симптомов, непонимание, конфликты и т.п. Сопротивление поддерживается определенными паттернами внутрисемейных отношений, часто относящимися к структурным характеристикам функционирования семьи:
Условно можно также выделить сопротивление, относящееся к семейной динамике и семейной истории. Так, в случае локализации сопротивления в области процессуальных параметров, можно обнаружить следующие паттерны:
Работа сопротивления на уровне исторических параметров семейного функционирования приводит, как правило, к следующим феноменам:
В целом каждый из описанных нами ранее параметров семьи может быть источником возникновения и поддержки потенциального сопротивления. Это происходит в том случае, когда сохраняемое равновесие приводит к ухудшению состояния семейной системы. Соответственно вмешательство терапевта будет направлено на поддержку отклонения системы от точки равновесия. При его определенных действиях система может переступить критическую черту, после пересечения которой возвращение назад невозможно, но может осуществляться развитие в новом направлении. Возникновение сопротивления в терапии маркируется ростом напряжения, вызванного неразрешенной ситуацией. В этом случае психотерапевт должен вернуть семью к тому моменту, где у них возникли признаки сопротивления. Ему необходимо заинтересовать их исследовать этот процесс, чтобы:
Таким образом, терапевт выявляет скрытые причины ригидности семьи. Только после этого семья может принять решение либо измениться, либо оставить все так, как есть. Разные варианты сопротивления могут возникать на каждом из этапов семейной терапии. Иногда работа с ними может потребовать больших временных затрат. Для удобства мы условно «привязали» их к этапам терапевтического процесса, описав основные возникающие в терапии феномены и формы сопротивления.
Сопротивление на стадии знакомства Маркерами сопротивления на стадии знакомства может быть молчание членов семьи в ответ на вопросы терапевта или сообщение ими скупой, очень формальной информации. Вся семья или ее отдельные члены могут демонстрировать незаинтересованность в контакте, всем своим видом показывая, что им не очень нравится то, что происходит. Иногда встречается открытая агрессия, за которой, как правило, скрываются страх и неуверенность. Сопротивление уже на этой стадии семейной терапии зачастую возникает в случае принудительного в ней участия как всей семьи (например, как альтернатива репрессивным мерам), так и отдельных ее членов. Оно направлено на сохранение существующих особенностей семьи и служит защитой от вмешательства терапевта. Пример. За помощью обратилась супружеская пара. Инициатором обращения выступил муж. Однако уже на стадии знакомства стало заметно, что жена очень дистанцирована, неохотно отвечает на вопросы, почти все время смотрит в сторону. При попытке терапевта присоединиться и установить с ней контакт женщина достаточно резко ответила, что в ее семье все хорошо, а что будет после прихода сюда – еще неизвестно. Все может стать гораздо хуже, чем сейчас, потому что «не стоит выносить сор из избы».
Сопротивление на проблемной стадии Сопротивление, возникающее на этом этапе терапии, может обретать различные формы, например:
Пример. Мать, отец и девятилетний сын Даниил недавно переселились в собственную двухкомнатную квартиру. Раньше они жили в квартире бабушки по материнской линии. Бабушка была достаточно конфликтным человеком и постоянно ругалась с зятем. После переезда у ребенка (идентифицированный пациент) начали проявляться поведенческие проблемы. Он дерзит матери, не делает уроки, демонстрирует негативизм, иногда прогуливает школу. Мать постоянно «воюет» с сыном: кричит на него, наказывает, иногда физически. Отец при этом никогда не включается в конфликты напрямую и не останавливает жену, а жалеет сына «тайно». По его словам, когда жены нет дома, сын все время ведет себя адекватно. Обычно конфликты начинаются следующим образом. Жена приходит с работы, обнаруживает несделанные уроки, грязную обувь, не повешенный школьный костюм, замечание в дневнике и т.п. и начинает кричать на Даниила. Если ей кажется, что муж поддерживает сына, например, словами «Ну ладно», «Все же хорошо», «Не шуми, сейчас все сделаем», достается и ему. Она часто упрекает сына тем, что он «как сыр в масле катается», «ни о чем не думает». В процессе сбора информации о семье было выявлено, что отец семейства – человек творческой профессии, работает дома и зарабатывает символические деньги. Он занимается хозяйством, делает все покупки, готовит и убирает. С женой они никогда не ссорятся напрямую, но у него есть предположения, что она недовольна его низкими заработками и тем, что квартира построена за ее деньги. В конце проблемной стадии терапевт, обращаясь к мальчику, говорит: «Твоя мама ведет себя так, будто бы она – главная в семье. Она много работает и хорошо зарабатывает. Она очень злится на твоего отца, но проявляет свою злость только тогда, когда кричит на тебя, а папа пытается тебя защитить. Раньше вместо нее на твоего отца наседала бабушка, а теперь, когда мать хочет высказать свои претензии, она это делает с твоей помощью. Ты защищаешь своих родителей от конфликтов. Ты можешь вообще бросить школу и все время сидеть дома, чтобы мама нападала на тебя и оставила в покое папу. Продолжай плохо себя вести и «вызывать огонь на себя», тогда твои родители никогда не будут ругаться друг с другом и выяснять свои отношения». Сопротивление на стадии определения целей терапии и получения согласия членов семьи на ее прохождение На этом этапе терапевт может столкнуться с тем, что члены семьи не представляют себе никаких ясных целей работы. Это приводит к тому, что они не способны сплотиться ради того, чтобы произвести столь необходимые для семьи изменения. Поэтому семейный терапевт должен помочь членам семьи выработать общую, разделяемую всеми цель совместной работы, и добиться от каждого согласия на терапию. Иногда работа с сопротивлением на этой стадии требует использования творческих методов, например:
Одной из типичных форм сопротивления на данной стадии является также демонстрация неадекватных ожиданий от терапии. Например, члены семьи предполагают, что терапевт даст им совет или рекомендацию, и на этом проблема будет исчерпана. В этой ситуации задачей терапевта является коррекция таких ожиданий. Иногда семья демонстрирует противоположные экспектации, объясняемые тем, что проблема слишком серьезна, решить ее невозможно и приход к специалисту – это пустая трата времени и денег. Лучше всего обсудить такие ожидания, попросив членов семьи аргументировать эту позицию. Иногда они сами находят возможности решения, иногда терапевту приходится конфронтировать с членами семьи, убеждая их в том, что желание и готовность действовать значат гораздо больше, чем объяснения того, почему это невозможно сделать. Сопротивление на стадии заключения терапевтического контракта Сопротивление семьи на этом этапе может проявляться либо в формальном соглашении с условиями терапевта, либо, наоборот, в детальном обсуждении незначительных вопросов [1]. Это момент, когда семья должна взять на себя ответственность и принять решение либо о продолжении работы над семейной проблемой либо, условно говоря, ее сохранении. Иногда на этой стадии становится ясно, что это – единственная встреча, и тогда терапевт должен сформулировать несколько рекомендаций, исходя из того, что он уже понял. Однако в случае, если семья соглашается участвовать в терапии, необходимо уделить достаточно времени обсуждению всех границ и правил этого процесса.
Сопротивление на этапе формулирования и проверки терапевтических гипотез Этот этап терапии часто является вызовом точке зрения на проблему участников процесса, что связано как с осознанием ряда избегаемых феноменов, так и с предложенной терапевтом новой описательной моделью. Сопротивление в этой фазе часто проявляется следующим образом: система становится сверхгибкой или сверхригидной. Однако на данном этапе гораздо важнее, чтобы семья была способна к творчеству и сохраняла витальность, проявляющуюся в интересе к происходящему, в способности спорить, в достижении согласия при определении диапазона семейных трудностей и поиске путей их преодоления. Так, очень высокая гибкость может маркировать неприятие различий между людьми. Члены семьи могут, например, с легкостью приходить к соглашению с терапевтом и его гипотезами, даже не обсуждая мнение друг друга. Цена такому «согласию» – усиление масочно-ролевого поведения, подавление своих актуальных мыслей, желаний и переживаний. В то же время совместная жизнь предполагает развитие умений и навыков обсуждений и споров друг с другом, для того чтобы обнаруживать новые решения и развивать отношения. В такой ситуации терапевт может выступать провокатором, акцентируя, например, внимание на «языке тела»: «Ваша жена говорит, что согласна, но ее руки так не думают», «Ваш муж дает обещание, но все его тело выражает обратное» и т.п. Другой типичный феномен, поддерживающий сопротивление на этом этапе терапии – сверхригидность, проявляющаяся в отсутствии гибкости, в следовании установленным правилам, в нежелании поступиться своей позицией, точкой зрения и т.п. Также это может проявляться в несогласии с гипотезой терапевта, в агрессивном отстаивании своего взгляда на ситуацию и т.п. Также могут актуализироваться все формы сопротивлений, проявленные на предыдущих этапах.
Сопротивление на стадии психотерапевтического вмешательства Этот этап психотерапии в норме характеризуется усилением внимания членов семьи к тому, что проходит, экспериментированием и выбором наиболее приемлемых способов взаимодействия. Задача терапевта – поддерживать любое проявление здорового взаимодействия, конфронтируя или замечая признаки сопротивления. На данном этапе сопротивление может выражаться следующим образом:
Пример. Семья, состоящая из отца, матери, дочери 17 и сына 15 лет, активно сопротивляется интервенциям терапевта. Проблема семьи с детьми-подростками заключается в том, что в ней не происходят изменения, адекватные возрасту детей. Родители продолжают жестко контролировать детей, внутренние границы семьи размыты, правила не меняются. Дочь (идентифицированный пациент) начала худеть, и дело движется к анорексии. Ее симптом символически показывает желание «исчезнуть» из системы. При этом нигде не работающая мать выступает «рупором семейного единства», все время то погружая детей в вину («Вы так болели, я не спала ночей», «У Вас всегда все самое лучшее» и т.п.), то «сплавляя» воедино свои и их желания («Мы – семья», «Кто еще поддержит, если не близкие люди»). Предложение сделать семейную скульптуру наткнулось на нежелание членов семьи «участвовать в детских играх». Терапевт, не настаивая на работе, предложил им послушать притчу. Далее мы приводим текст притчи «Об этом нельзя говорить прямо». Однажды к Будде пришел человек и, коснувшись его ног, спросил, есть ли Бог? Будда посмотрел на него пристально и сказал: – Когда я был молод, я очень любил лошадей и различал четыре типа. Первый – самый тупой и упрямый, сколько ее не бей, она все равно не будет слушаться. Таковы и многие люди. Второй тип: лошадь слушается, но только после удара. Много и таких людей. Есть и третий тип. Это лошади, которых не нужно бить. Ты просто показываешь ей хлыст и этого достаточно. Еще существует четвертый тип лошадей, очень редкий. Им достаточно и тени хлыста. Говоря все это, Будда смотрел в лицо человеку. Затем он закрыл глаза и замолчал. Человек тоже закрыл глаза и сидел в молчании с Буддой. При этом присутствовал Ананда и что-то внутри него стало протестовать. Он решил: «Это уж слишком! Человек спрашивает о Боге, а Учитель говорит о лошадях». Рассуждая таким образом, Ананда не мог не видеть, какая воцарилась тишина, какое великое молчание! Оно было почти осязаемым. Ананда смотрел на лица Будды и человека, переживавшего трансформацию прямо у него на глазах! Будда открыл глаза, а человек просидел в таком состоянии еще час. Лицо его было умиротворенным и светлым. Открыв глаза, человек коснулся ног Будды с глубокой признательностью, поблагодарил его и ушел. Когда он вышел, Ананда спросил Будду: – Для меня это непостижимо! Он спрашивает о Боге, а ты говоришь о лошадях. Я видел, как он погрузился в глубокое молчание. Как будто он прожил с тобой много лет. Даже я никогда не знал такого молчания! Какое единение! Какое общение! Что было передано? Почему он так благодарил тебя? Будда ответил: – Я говорил не о лошадях. Я говорил о Божественном. Но об этом нельзя говорить прямо. Когда я увидел, на какой лошади он приехал, я понял, что такую лошадь мог выбрать только истинный ценитель. Вот почему я заговорил о лошадях. Это был язык, который он мог понять, и он понял его. Он редкий человек. Ему было достаточно и тени хлыста. И когда я закрыл глаза, он понял, что о высшем говорить нельзя, о нем можно только молчать; и в этом молчании Оно познается. Это трансцедентальный опыт и он находится за пределами ума». Далее терапевт спросил у каждого члена семьи о том, как они поняли эту притчу. Семья вступила в бурную дискуссию. Мать решила, что терапевт считает ее тупой лошадью, и это грубый намек. Отец сказал, что он понял, что нужно доверять учителю. Сын заметил, что он, как Ананда, во всем сомневается, и ему сложно выполнять задания терапевта. Дочь задумчиво молчала и в итоге печально произнесла, что эта притча – об их семье, которой, чтобы измениться, нужен хлыст. Терапевт резюмировал, акцентируя внимание не на содержании притчи, а на том, как по-разному восприняли ее члены семьи. Дальнейшая работа, направленная на обсуждение и поддержку различий, на укрепление индивидуальных границ, стала гораздо более эффективной.
- доброжелательное прояснение («Что именно Вам не ясно?»), - объяснение цели выполнения задания («Это действие поможет нам лучше понять, как именно Вы взаимодействуете в семье, и, возможно, обнаружить существующие препятствия»), - дополнительное мотивирование членов семьи на выполнение задания («Мне кажется, Вы хорошо движетесь к намеченной цели. Это – еще один шаг в нужном направлении») - «разбивка» сложного задания на более простые элементы и т.п.
Сопротивление на этапе завершения процесса терапии На этом этапе семейной терапии члены семьи обобщают и обсуждают полученный опыт, подводят итоги проделанной работы. Однако изменения произошли благодаря включению психолога в семейную систему, поэтому на данном этапе зачастую возникает сопротивление, обусловленное страхом расставания с терапевтом, нежеланием (или неумением) завершать отношения. Если это одна из терапевтических сессий, за которой планируются новые встречи, сопротивление может проявляться следующим образом:
Если это – завершающая сессия и членам семьи необходимо прощаться с терапевтом, сопротивление может обретать следующие формы:
Возникновение и обсуждение сопротивления изменениям возможно на любом этапе психотерапии. Важно помнить, что оно всегда маркируют одновременно существующие желание семьи измениться и страх этих перемен. Работа с сопротивлением требует внимательности и креативности терапевта. Чтобы терапевт помнил о необходимости тщательно следить за всеми проявлениями семейной системы, мы приводим на этих страницах «Притчу о Невнимательности» «Давным-давно жил один добрый человек. Всю свою жизнь он следовал высоким заповедям, предписываемым тем, кто надеялся после смерти попасть в рай. Он отдавал щедрую милостыню нищим, любил своих ближних и служил им. Поняв, как важно быть терпеливым, он переносил самые тяжелые и неожиданные испытания. Его смирение и образцовое поведение снискали ему славу мудрого и уважаемого человека. Но был у него один недостаток – невнимательность. Он считал, что по сравнению с его достоинствами, это весьма незначительный недостаток. Так, нескольких нуждающихся людей он оставлял иногда без помощи, потому что не замечал порой их нужду. Любовь и служение также иногда оказывались забытыми, когда он был поглощен своими личными нуждами и желаниями. Он любил спать и часто засыпал именно в те моменты, которые были благоприятны для поиска знания, или когда можно было бы увеличить число добрых дел. Невнимательность оказывала не меньше влияния на его основную сущность, чем добрые качества. И вот он умер. Обнаружив себя за пределами этой жизни, добрый человек направился к райской обители. Пройдя немного, он решил передохнуть, чтобы проверить свою совесть. Все тщательно взвесив, он пришел к выводу, что вполне достоин войти в райские чертоги, и продолжил свой путь. Подойдя к райским воротам, он увидел, что они закрыты. В этот момент услышал обращенный к нему голос: «Будь внимателен, ибо ворота открываются только раз в сто лет». Добрый человек устроился неподалеку ждать, взволнованный открывшейся перспективой. В течение некоторого времени, которое ему самому показалось целым веком, он старался не заснуть, но, в конце концов, голова его склонилась на грудь, и сон на какое-то мгновение смежил его веки. И в этот миг створки ворот широко распахнулись. Но прежде чем он успел открыть глаза, ворота захлопнулись с шумом, который мог бы разбудить мертвого». Иногда проявление сопротивления продолжается лишь мгновение, но его последствия могут разрушить весь процесс семейной терапии. Именно поэтому внимательность, чувствительность и интерес терапевта к происходящему является лучшим индикатором того, что происходит с семейной системой, и позволяет выбирать оптимальные интервенции в каждый момент работы с семьей. Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|