|
Отказ от курения. Случай из практики.Автор статьи: Морозова Анна Степановна
Она зашла в кабинет осторожно и, опустив глаза, сказала: «Я пришла к Вам, чтобы бросить курить. Я поняла, что сама не смогу». Ольга была похожа на 14-летнюю девочку, которая как будто замерла в своем развитии. Она совсем не смеялась и почти не улыбалась, а если и делала это, то чуть-чуть поднимая уголки губ. В ней как будто бы затаилась печаль. Говорила тихо, сдержанно и словно проваливалась в какой- то другой для меня мир: только что мы были в контакте, - ...и вот …я ее потеряла, глаза пустые, на лице ни одной эмоции и длинная пауза. Я сказала, что, по моему ощущению, в ней нет жизни, что она вроде как губит себя сигаретами, наказывает за что-то, умирает. Ольга согласилась: «Да. В моей жизни нет никакого смысла. Я недостойна жить. Я совершила ужасный поступок, никто об этом не знает». Это и стало отправной точкой нашего исследования ее пристрастия к курению. Выяснилось, что когда Ольге было 12 лет они с младшим братом и подругой играли на крыше. Десятилетний мальчик упал, когда она отвернулась. Травма оказалась серьезной и имела последствия. С этого времени Ольга 10 лет носила о чувство вины, которое становилось еще тяжелее от того, что оно внутри, в себе, что это тайна. Она каждый раз казнила себя за этот случай, пытаясь заглушить внутреннюю боль сигаретами. В детстве Ольга научилась многому. Научилась - быть незаметной. («Опять лоскутки разбросала, не лезь куда не надо, вечно за тобой надо убирать,я и так устала», - звучит внутри мамин голос). Привыкла держать свои проблемы в себе и хорошо учиться (маме и так трудно, лучше ее не расстраивать). Научилась ничего не просить, а лучше и не хотеть (однажды Оле понравилась кукла, принадлежавшая знакомой девочке. Она так хотела эту игрушку, что девочка по своей доброте ее подарила. Не успев привыкнуть к своему счастью, Оля услышала: «Как ты могла, бессовестная!? Ты взяла чужое, ты плохая девочка, ты мне не дочь!») Научилась отвечать за младших братьев, поскольку мама все время занята, а папа сначала пил, из-за чего в доме часто были скандалы,а потом погиб. Научилась поддерживать родителей и быть сильной - ведь маме нужно на кого-то опереться, а папа для этого не годится. Именно поэтому, пока однокурсники в университете гуляли, Ольга по привычке брала ответственность на себя за общественные дела, за сбор денег, помогала всем, кто что-то не успел сделать или чего-то не понял, не обращая внимания на себя, на свои желания и потребности. Конечно, многие хотели на ней «прокатиться», раз уж она сама не против. И так каждый раз, «отдавая себя» другим, - потому что должна помогать, потому что отказывать нельзя, потому что привыкла быть хорошей, - Ольга оставалась со своей обидой, болью, страхом, со своей печалью и разочарованием. Ко многим ее однокурсникам приезжали родители, интересовались, привозили вкусненькое. Ольга же могла рассчитывать только на себя. Как будто бы за спиной, где обычно стоят родители и поддерживают, - пустота,и не на что опереться. И никто не спросит, как она, ведь «она сама…». Отсюда постоянное чувство тревоги и какой-то опасности, чувство одиночества и печали, отчего невозможно уснуть. Курить Ольга начала в 17 лет и сразу же втянулась, курила по 10 – 12 сигарет в день, не замечая этого. Рука как будто сама тянулась. Какой же родной и близкой оказалась сигарета: она всегда рядом, она поможет уйти в другой мир, где хотя бы на время можно почувствовать спокойствие и защищенность, поможет заглушить боль и страх. Она, как близкий друг, не предаст, всегда поймет и всегда поможет, с ней хорошо. Конечно же, где-то из уголка мозга звучало: «Курить – это плохо, да и дорого, давай бросай!». Но одной, без поддержки, - это как будто умереть, прямо сейчас. С сигаретой, конечно, тоже умереть, только медленно. Пусть лучше медленно, я не тороплюсь… А как же начать жить? Где найти для этого силы, желание? Первое - освободиться от чувства вины: девочка 12 лет не может отвечать за своего брата, до 18 лет за безопасность семьи отвечает отец, это его обязанность. Тем более, что никто никогда Олю не обвинял, это несчастный случай, все считают ее доброй и очень любят, в том числе и брат, который пострадал. Она сама решила «изгрызать» себя, потому что тогда, в 12 лет, не нашлось взрослого, который бы объяснил, поддержал, успокоил. Второе – научиться слышать себя, свои желания и потребности, если хочется помочь другому, то из какого чувства, если хочется отказать, то спокойно сделать это: «Нет, я не могу». Третье – научиться замечать что со мной, свои ощущения и чувства: «Злюсь на то, что в мою комнату заходят без стука когда хотят, не считаясь с моим личным пространством», «Боюсь присоединиться в настольной игре к компании студентов, вдруг откажут и будет больно», « Обидно и грустно, когда о других родители заботятся и им помогают, а мне нет», «Злюсь, когда договаривались готовить выпускной все вместе, а потом каждый разбежался по своим делам», Четвертое – рискнуть говорить о своих чувствах, своих желаниях и потребностях другим людям, а не «переваривать» в себе, рискнуть проверить, что из этого получится (обычно в этом месте происходят чудеса и открытия), Пятое – научиться замечать, когда начинается «самоедство», «самобичевание», «самонаказание» и со всей решительностью прекратить этот процесс. Здесь важно отказаться от старой привычки и приобрести новую: принимать и поддерживать себя как близкого друга и дорогого человека, бережно и с любовью относиться не только к другим людям, но и к себе. Шестое – дать себе право на ошибку. Помните про лоскутки: «Да. Могу разбросать, могу испортить, могу ошибиться». Но! На ошибках учатся! Я все равно люблю и принимаю себя, даже если ошибаюсь. Седьмое – вернуть себе детское чувство радости и восторга, помните куклу. Заново научиться желать и хотеть, заново научиться просить (сейчас Ольга ни у кого ничего не просит, все просят у нее), заново позволить себе чувствовать. «Кукла прекрасная, она мне нравиться, я очень рада, что она у меня есть, я благодарна девочке, которая мне ее подарила, я ей тоже подарю что-нибудь красивое!» Восьмое – принять тот факт, что: «Да. В моей жизни было мало моих родителей, мне их не хватало. Жаль, что так. Я никогда не получу от них внимания, заботы и поддержки, хотя очень хочется. Они не могут мне этого дать. У них у самих нет. Я перестаю ждать. Я готова научиться жить без этого. Я найду ресурсы в себе. Я справлюсь». Вот такой процесс отказа от курения. Конечно же, еще мы говорим, что во время отказа нужно: - убрать из дома и из машины все предметы, напоминающие о курении, - помыть квартиру и постирать вещи, чтобы исчез запах сигарет, - перестать общаться с теми людьми, которые курят, чтобы не провоцировать себя лишний раз, - пить побольше воды и почаще мыться в душе, чтобы очиститься, - есть побольше здоровой и полезной пищи, чтобы поддержать свой организм во время отказа, - каждый день гулять по улице, а лучше в парке не меньше часа, чтобы наполнить свои легкие кислородом, - заняться спортом, чтобы «загрузить» свое тело и ему легче было пережить ломки, - заняться йогой, чтобы с помощью дыхания научиться регулировать сое состояние, - иметь под рукой конфеты, чтобы занять свой рот, когда очень хочется, - перестать напрягаться, злиться и раздражаться, чтобы не нужно было успокаивать себя с помощью сигареты, - найти в своей жизни новые приятые переживания, чтобы удовольствие удовлетворение и «кайф» испытывать почаще и чтобы для этого было много поводов. Я попросила Ольгу рассказать о себе два раза. Сначала нам понравился больше второй вариант: более четко, коротко, уверенно, как на экзамене, чтобы не утомить слушателя, о самом главном. А потом я выбрала первый: где есть паузы, где трудно подобрать слова, где более искренно и по-настоящему. Предлагаю два варианта на выбор! Судите сами!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|