Лечение депрессии методом ЭОТ

С разрешения моей ученицы, О.Берг, размещаю ее статью на своей странице, поскольку у нее есть трудности в открытии собственной страницы на b17.

Берг Ольга - практический психолог, эмоционально-образный терапевт, гештальттерапевт и психодраматист, автор и ведущая тренингов, действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, сертифицированный преподаватель эмоционально-образной терапии, г. Москва, г. Сеул.

 

Пример работы с депрессивным состоянием методом ЭОТ. Как сказывается внутренняя проблема на жизнедеятельности клиента.

 

Жизнь для Веры.

В начале февраля 2014 года за консультацией обратилась женщина, 31 год, проживающая в г. Киев. Не замужем, без детей, живет отдельно от родителей, работает. Вера, назовем ее так, жаловалась, что в ее жизни все плохо и будет только хуже, тяжело смотреть в зеркало, есть не хочется. Она считала себя недостойной даже хоть чего-то хорошего.

Внутреннее состояние, как мы знаем, находит отражение в жизненных обстоятельствах. Вера была участницей Майданских событий 2014 года: днем работала в офисе, а вечером шла на площадь, участвуя в митингах протеста. Клиентка не осознавала своих скрытых суицидальных стремлений, продолжая бывать в местах, опасных для жизни. Свое участие она объясняла «протестом против «несправедливости». Как станет ясно позже, Вера считала, что несправедливо с ней обошлась жизнь.

Совместная работа состояла из 23 сессий по скайпу в период с начала февраля по конец августа 2014 года (7 месяцев). 

Позитивную динамику совместной работы подтверждали новые обстоятельства ее жизни: участие в Майданских событиях, сооружение баррикад сначала сменилось помощью раненым, а в какой-то момент Вера совсем перестала вовлекаться в эту тему. Причем, на сессиях мы никогда не обсуждали политические события.

Динамика «выздоровления» проявлялась также в возвращении аппетита, в изменении гаммы гардероба клиентки (место серых и черных вещей заняла одежда ярких цветов), наладились отношения с родителями, Вера стала мягче и, по ее признанию, легче общалась с мужчинами.

В конце нашей работы Вера получила приглашение на стажировку по своей профессии в Великобританию, куда и отправилась. Она была полна энергии и надежд.

 

Отвергнуть нельзя принять!

В ходе работы был сделан вывод, что депрессивное состояние клиентки возникло в результате длительного воздействия психотравмирующих внешних факторов, которые вызвали у нее сильную эмоциональную реакцию. Это состояние (все плохо и будет только хуже, оставьте меня в покое, я никому не нужна) впоследствии зафиксировалось в ее подсознании и оказывало угнетающее влияние на все сферы ее жизни. Поэтому центральной темой работы стало исследование причин самоотвержения, поиск психотравм и их позитивная трансформация.

Ощущение себя отвратительной и никчемной вводило клиентку в состояние, по ее словам, «чем-то похожее на смерть: все живет без меня, я ничего не чувствую» … Истоки этого состояния оказались в самом начале ее жизни. Образ серого склизкого мехового комка вывел на момент рождения клиентки и показал непринятие ее матерью с первых дней жизни. Одна причина – разочарование, что родился не мальчик (отец ждал сына), другая – внешне ребенок больше походил не на мать, а на свекровь. Именно это сходство разделило мать с дочерью.  

В работе были применены приемы: диалог с образами, передача чувства, признание важности образа, принятие внутреннего ребенка. В результате «комочек» сначала трансформировался в образ серого ребенка, а затем ребенок порозовел.

Также была проделана объемная работа с образом матери, которая в итоге приняла дочь и дала одобрение: «девочкой быть хорошо». Вера со словами «наконец-то!» разрыдалась, высвобождая накопившиеся слезы и горечи, и радости.

Конфликт матери клиентки со свекровью отразился и в  непринятии Верой своей внешности. С одной стороны, мать видела в ней неприятные черты свекрови, с другой – бабушке не нравилось сходство Веры с матерью. Одобрения и принятия не было и в помине. Работа состояла в высвобождении накопленных чувств бабушки к маме (образ чувств - шар с колючками), в результате которой бабушка смогла увидеть в Вере СВОЮ внучку и принять ее.  

После проделанных трансформаций, Вера посмотрела «в зеркало» и неожиданно ей понравилось свое отражение. Однако вскоре возник страх: вдруг это ненадолго? Этот страх был похож на Жабу. Жабу, которую никто никогда не любил. «Хорошее быстро пройдет, и опять будет плохой конец», - транслировал образ.

Мне удалось донести до Веры, что главный источник хорошего – в ней самой, а она-то никуда не денется. Эта мысль привела клиентку к осознанию, что она сама много раз себя предавала. Клиентка решает «пересмотреть свое отношение к себе», ведь единственный человек, на которого она может повлиять, это она сама.

 

О важности спонтанности образов.

В методе ЭОТ большое значение придается спонтанности возникающих образов. Пусть даже самые странные, важны именно первые «картинки», без редактуры и критики. Благодаря им было найдено важное психотравмирующее событие в жизни Веры.

Оранжевый тазик.

Вера описывала свое состояние как «хочется жизни, но никак не получается, мешает ощущение тяжести, беспомощности». На вопрос, что вызывает это состояние, первым промелькнувшим образом был оранжевый тазик. Поскольку клиентка уже убедилась в эффективности метода ЭОТ, она «поймала» пусть непонятный, но самый первый образ.

Оранжевый тазик действительно был в жизни полуторагодовалой Веры, в котором она помещалась целиком. Это был период маминой второй беременности. Вскоре мама уехала в роддом, но маленькой Вере никто не объяснил: куда делась мама, когда она вернется и вернется ли вообще. Мама вернулась через 5 дней, но Вера уже ее не ждала, потому что «пережила ее смерть…»

Возвращение мамы стало неприятным событием из-за появившегося брата: «Кто это? Почему он у мамы? Зачем он ей вообще?» И вывод: «Я маме больше не нужна». И решение: «Все буду делать сама, а маму никогда не прощу». В любовь мамы Вере трудно поверить до сих пор.

Так обнаружилось и объяснение, почему первыми словами Веры были не мама или папа, а «я сама».

С появлением малыша у Веры создалось ощущение, что о ней все забыли. Это рождало не только сильную, непереносимую обиду, но и ощущение краха – мир для нее рухнул.

Далее работа велась над трансформацией травмирующих событий и переживаний, и принятия новых, жизнеутверждающих решений. (Из-за ограничения времени доклада я не имею возможности подробно описать эту работу).

В данном случае причинами депрессии и формирования ряда негативных внутренних решений клиентки стали несколько сильнейших стрессовых событий в раннем детстве, ее эмоциональная неудовлетворенность из-за пренебрежительного отношения родительских фигур к ее потребностям, безразличия с их стороны, неосознанного переноса взрослых конфликтов на личность ребенка. Поэтому важной частью работы – после трансформации и переосмысления детских психотравм - было обучение клиентки быть заботливым родителем для самой себя.

 

У меня есть папа!

Работа над трансформацией образа себя была бы неполной без включения темы женственности. Клиентка ощущала себя как: «я точно не мальчик, но и не совсем девочка» … 

К теме прикасаемся, когда Вера оценивает свое состояние как хорошее. Уже исчезло убеждение, что «все будет плохо», многое хочется делать и не потому, что должна, а потому что хочется. Общение с окружающими нормализовалось, пропало ощущение «я – хуже всех». Стала замечать, что на нее обращают внимание молодые люди. Вот тут-то Вера спотыкается: «им показалось – во мне нет того, что может мужчинам понравиться».

В ходе исследования появляется образ 5-летней Веры, которой не хватало папиной любви. Отец скуп на выражение чувств, и дочь не уверена, что любима.

Образ папы прояснил: «говорить о своих чувствах бесполезно, это ни на что не влияет». Тогда методом ЭОТ была найдена ситуация, в которой было принято это решение и проведена работа, результатом которой стало принятие нового решения: «говорить о том, что тебя волнует – правильно и нужно. Это имеет смысл!»

Тогда образ отца начал выражать свои чувства дочери. А она, в свою очередь, смогла сделать признание: «я его оч-очень люблю, и уверена, что он меня очень любит. Никаких сомнений!»

Соматизация клиенткой образа, изменившейся 5-летней Веры привело ее в новое потрясающее состояние: «У меня есть папа!!! Это ощущение у меня впервые!!!»

Когда в Вере поселилась уверенность, что отец ее искренне любит, у нее пропал вопрос, есть ли в ней то, что может нравиться мужчинам.

Теме женственности было посвящено еще несколько сессий.

 

На протяжении всей работы время от времени проявлялись внутренние защитные механизмы клиентки в виде «говорящих» образов: кольчуга, корка на голове, скафандр, трансформаторная будка с надписью «не влезай – убьет». Исследование и трансформация образов проводилась также методами ЭОТ.

 

Заключение.

Чтобы выйти из депрессивного состояния, психолог помогает клиенту переосмыслить травмирующее событие, взглянуть на него по-другому, сформировать новую картину мира. Однако в случае Веры этого оказалось недостаточно. Понадобилось также:  

- получить разрешение на выражение негативных чувств, обучить адекватным способам их выражения,

- помочь в освобождении подавленных чувств,

- обучить самоподдержке и разъяснить, как быть заботливым родителем самому себе,

- помочь в избавлении от чувства вины,

- помочь простить себя, принять случившееся как факты своей биографии.

Надо отметить, что описываемый случай депрессии в медицинской практике считается одним из самых сложных, поскольку расстройство началось в раннем детском возрасте, когда ребенок еще не осознавал себя личностью. Метод ЭОТ помог быстро находить травмирующие события, эффективно проводить исследование и трансформацию образов, меняя самоощущение клиентки.

Терапия помогла клиентке развить иное мировоззрение, которое не мешает ей строить отношения с окружающими людьми, помогает развиваться и совершенствоваться.

В этом я убедилась, списавшись с ней через 10 месяцев после окончания терапии. Теперь Вера и работает, и преподает по своей специальности. Если зайти на сайт компании, можно увидеть ее фотографию. На вас смотрит настоящая красавица!

 



Просмотров: 507
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Вера в себя, как вера в Бога - приходит раз и навсегда.
  • Вера. Сьмерць. Сьвятар (Вера. Смерть. Священник)
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Формула, где живет вера в себя!
  • Вера крыльями одарит, вера счастье принесёт
  • вера в себя и свои возможности
  • Нужны ли вера и надежда,когда есть любовь?
  • Сказкотерапия для взрослых. Вера в себя.
  • Что будет с миром если меня не станет? (пишу по просьбе моей клиентки)
  • Из чего складывается вера в себя? Как Ее развивать?
  • Вера в себя
  • Вера в себя?!
  • Вера в чертовщину. Как люди убеждают себя в это верить?
  • работа с прошлым, вера в свои силы
  • Вера в себя и доверие
  • Самооценка и вера в себя…
  • Вера в себя. Причины
  • Ваша вера в себя или Как сделать своего мужчину миллионером?
  • У меня депрессия из-за моей работы. Как найти дело своей жизни?
  • Вера в себя как путь к успеху?
  • Вера в себя. Тело и телесность.
  • Механизм выживания или вера в себя
  • Я своего добъюсь, или Вера в самого себя
  • Вера в себя. Шаги на пути обретения
  • Ангел и скелет. Сказка о возвращении веры в себя.
  • «я образ» и «образ я в профессии" бухгалтеров и психологов на разных стадиях профессиональной жизни
  • Как Вера Петровна ходила за творогом. Часть 1. Работа с убеждением.
  • Вопрос от "худеющей" клиентки: «…вообще не могу себя заставить тренироваться!!! Что делать???»
  • Маленькая Вера и Большие Изменения. из цикла "Сказки жизни"
  • 100 000 рублей на счету клиентки, уже после первого занятия и глубинной работы с сопротивлением!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь