|
Богу - богово, кесарю- кесаревоАвтор статьи: Евгения Куликова
Интересными опытом является консультировании людей верующих, религиозных. Что делать если психолог/психотерапевт атеист, а за помощью обращается человек верующий. Конечно же сеанс - это не время для споров на религиозные темы. Дианализ просто отвечает на эти вопросы: 1) "сердечное" - беспредикатное (безусловное) принятие клиента (помогает создать рабочий альянс); Для православных христиан - ценностью является любовь к ближнему: "возлюби ближнего, как самого себя", в дианализе - это беспредикатное принятие клиента. 2) говорить на языке клиента; язык это средство коммуникации, нам необходимо взаимопонимание для достижения терапевтического эффекта, поэтому предпочтительно говорить на языке, который понятен клиенту. Кроме того, библейские притчи, как ветхозаветные, так и из Нового завета, - это богатейший кладезь образов, метафор, которые могут помочь в процессе консультирования. 3) оказывать помощь по мОщи: - давать столько сколько клиент может взять.
Клиентка С., 67 лет. 13 лет назад умерла мать - в возрасте около 80 лет покончила жизнь самоубийством. Мать тяжело болела, и последний год жила у старшей дочери, с который были ссоры. Клиентка (младшая дочь) все эти тринадцать лет тяжело скорбит о матери. Чувство горя от потери отягощается чувством вины перед матерью ("не уберегла"), а также сожалением о том, что она не может в церкви поставить свечу за мать, ("отпеть, как полагается") и чувством стыда за мать, за её поступок ("самоубийство - грех"). Женщина не может поговорить об этом со священником, потому что ожидает негативной оценки поступка матери со стороны священнослужителя, и в то же время стыдится того, что она - "дочь самоубийцы". Сама она мать не осуждает, наоборот, очень её жалеет, скорбит, что не была рядом, что не могла воспрепятствовать случившемуся. Любовь к матери, стремление защитить её от осуждения борются с чувством вины и стыда за её поступок. В данном случае - представления и установления церкви о самоубийстве, о грехе - мягко говоря, плохие помощники в процессе терапии. Чувство вины часто сопровождает родственников умерших, особенно трагически умерших, а убеждение о греховности тех или иных поступков только усугубляет это чувство. Но клиентка - глубоко верующий человек, она уже пришла с определёнными убеждениями, невозможно их игнорировать, а наоборот, нужно использовать этот культурный "багаж" для оказания помощи. Поскольку я первый "посторонний человек" с которым клиентка смогла об этом поговорить и в её речи часто звучали термины "Бог", "грех", "верю", то пришлось оперировать этими терминами. Я подробно выспрашивала клиентку об её отношениях с матерью, с собственными детьми, о том, как складывалась её жизнь и всей её семьи после ухода матери. Мы вспомнили десять заповедей, и выяснили, что одна из важнейших для клиентки - «Почитай отца твоего и мать твою" неукоснительно ею соблюдалась. На самом деле, насколько было понятно из её рассказа, у С. покладистый, терпеливый и смиренный характер. В рассказе о маме много любви и осознанного уважения, и матери не в чем было упрекнуть свою дочь, да она и не упрекала. Когда мы обсудили, как относится к ней её ближнее и дальнее окружение, и выяснили, что её никто ни в чём не упрекает, никто ярлык "дочь самоубийцы" на неё не вешал. Для С. важен диалог с Богом, и можно предположить, что церковь, её установления препятствовали этому диалогу. Тогда мы снова вернулись к пятой заповеди. Полный вариант звучит так: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Мы стали анализировать её последующую после ухода мамы жизнь, те её "дни... на земле", и то, насколько "благоволит" ей Господь, или же, наоборот, наказывает её за непочтение матери, или за мамин "грех". Оказалось, что во всём её жизнь и её семьи благополучна, что у неё замечательные отношения с детьми, и у детей "слава Богу", всё хорошо, все здоровы, есть необходимый достаток, хорошие внутрисемейные отношения. Пришло осознание, что никакого греха у С. перед матерью и перед Богом нет. Клиентка видела ситуацию только с одной точки зрения, и эта позиция делала её уязвимой. Важно помочь клиенту посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, и поскольку церковь, которая являлась для С. авторитетом, не могла быть помощником, мы обратились к более "высокой инстанции". - А как бы на эту ситуацию посмотрел Бог? А Бог, судя по всему был весьма благожелателен. И взгляд на ситуацию с этой позиции оказался для клиентки очень ресурсным. А что касается расхождения взглядов на бога, веру и религию у консультанта и клиента, то есть такой афоризм: "Прежде чем начать рушить устои - проверь, а вдруг они несущие". Поэтому безусловно, мы не можем разрушать картину мира клиента, его "несущие устои", а можем действовать только в рамках этой картины, может быть только немного смещая и усиливая некоторые акценты. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|