|
Что значит личность?Автор статьи: Игорь Владимирович Герасимов
Что значит личность?
Определение личности Личность (с греч. «persona», с нем. «personlichkeit») - маска, роль артиста, внешнее проявление человека, производимое на других людей. Личность – это ядро, сердцевина внутреннего мира человека, неповторимая глубинная природа человеческого существа. Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, которые проявляются в общении, в обществе, в социальном взаимодействии. О личности можно говорить, личность можно изучать только при наличии социальной активности индивида, его включённости в социальные контакты. Более ёмкое и точно отражающее личность определение можно сформулировать так: личность – это нейро-психо-биологическая структура интегрирующая всю совокупность поведения человека. Нельзя отрицать, что в понятии личности должны учитываться как социально-исторические влияния, так и биологические свойства индивида. То, как будет человек воспринимать жизнь, реагировать на события и явления жизни, зависит и от врождённых, наследственных, биологических факторов и от социально обусловленных, приобретённых качеств.
Структура личности Личность представляет собой продукт социализации, иными словами, психическое человека социализируется и как результат возникает структура личности. Одной только структурой личности психическое, разумеется, не ограничивается. Инстинктивные действия, психическая реактивность человека, базальные структуры адаптации, способность к формированию тех или иных навыков и т.д. существовали бы и без социализации. Личность человека является неким интегрирующим элементом, регулирующим поведение в социуме, обеспечивающим своеобразную приспособленность к социуму, уникальную и характерную только для данного человека. В концепции личности можно описать структуру которая включает: мировоззрение, мировосприятие, субъективация себя, практика себя, ролевые отношения, нейро-биологический уровень, направленность личности.
Мировоззрение Личность по сути является сложным поведением, структурированным в соответствии с требованиями социальной среды. Это поведение подкрепляется внутри самого себя, обеспечивается различными структурами и прежде всего мировоззренческим базисом. Особенностью поведения человека является необходимость обоснования (объяснения) своего поведения. Объяснение собственного поведения формирует когнитивный базис этого поведения (мировоззрение). Здесь важную роль играют различные традиции, религии, культуры и концептуальные модели принятые и развитые в обществе. Полного совпадения между поведением и его объяснением со стороны человека некогда не достигается. Данное несоответствие является движущей силой, модифицирующей поведение, с одной стороны, и предметом тематики объяснения (обоснования), с другой.
Мировосприятие Кроме мировоззренческого конструкта, конституирующего жизнь человека, также заслуживает внимания и феномен мировосприятия, под которым понимается специфика личностной апперцепции. Апперцепция – это свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного лица, от общего содержания, направленности и других личностных особенностей его психической деятельности. Особенности мировосприятия того или иного человека определяют спектр воспринимаемой им информации. Человек не может и не имеет нужды воспринимать (рефлексировать) все жизненные процессы, все нюансы своего существования, каждую составляющую своего поведения. В поле зрения явления попадают весьма избирательно, только часть из них выделяется на общем фоне происходящего. То, какие фигуры выделяются из общего фона, зависит не от свободного выбора человека, а от специфики его внутренней организации. Всё это определяется нюансами имевшей место в процессе формирования личности и латентно продолжающейся всю жизнь социализации.
Субъективация себя “Субъективация себя”– это процесс самоидентификации, то есть отождествления себя с той или иной концепцией, ролью, системой ценностей, с другой стороны – она представляет собой отрицание каких-то форм поведения, которые кажутся человеку не отвечающими его природе, поведенческой ориентации, системе убеждений.
Практика себя “Практика себя” – это использование тех или иных так или иначе принятых в обществе форм поведения. Этот механизм закрепляет у человека используемые им формы поведения посредством подкрепления действием положительного подкрепления. “Техники себя” которые проблематизируются (“субъективация себя”) и разрабатываются (“практики себя”) человеком, не являются его собственным эксклюзтвным изобретением, хотя и носят определённые индивидуальные черты. Материал для этих “техник себя” человек получает из своей культурной среды. Именно это позволяет отнести все указанные феномены к феноменам социализации, которые в принципе наиболее существенны для периода детства и юности, но в целом продолжаются, хотя и в менее явных формах, и в последующие периоды жизни.
Ролевые отношения Человек может вступать в межличностные отношения, сознательно выполняя ту или иную функцию, ощущая себя тем или иным лицом, а также сущностно. Три указанные позиции исчерпывают весь спектр межличностных отношений: я-неотождествлённые, я-отождествлённые и индивидуальные (сущностные). Наиболее типичные для человека отношения – я-отождествлённые. Их специфика заключается в самоощущении человека, в его неосознаваемой самоидентификации. Мы просто ощущаем себя мужчиной (или женщиной), сыном (или дочерью), отцом (или матерью), начальником (или подчинённым) и т.д. Эрик Эриксон, один из ведущих теоретиков понятия “идентичность” говорит о человеке в такой ролевой позиции как о человеке, “отождествляющем себя с тем, чем он занимается в данный момент и в данном месте”. В случае когда полного отождествления с какой-то социальной ролью не произошло, речь идёт о я-неотождествлённой роли. При этом человек может испытывать определённый дискомфорт продиктованный борьбой внутренних реакций. Я- неотождествлённые роли – это такое самоощущение человека, при котором его реакции не являются спонтанными, в том смысле что человек продумывает и принимает сознательные решения реагировать таким образом или нет. Индивидуальные отношения в жизни человека – это отношения не наполненные содержательностью, они просто есть. Все наши бесплодные стремления обладать истинным знанием, быть искренними, верными, по-настоящему любящими, как это ни парадоксально, безмерно отделяют нас от того, к чему мы таким образом стремимся и что, хотя и не в том виде, как это нам представляется, хранится и может открыться в индивидуальных отношениях. Для “человека разумного”, чем меньше он пытается знать, тем более его существование достоверно, таким он ближе к миру сущего, так как не выделяет себя из него. Однако мы привычно тяготеем к содержательности, к предметам и к их когнитивным представленениям. Игра слов затмевает реальность.
Нейро-биологический уровень В структуре личности необходимо отдельно обосновать и указать нейро-биологический уровень, как основу, базис, на котором строится вся индивидуально-личностная структура. Собственно вся динамика личностных характеристик и особенностей формируется и воссоздаётся в этом пластичном но определённом от рождения материале. Свойства нервной системы, особенности химических, обменных процессов головного мозга, антропологические характеристики, всё имеет значения для формирования и развития личности. Можно даже утверждать, что таким образом изначально задаётся направление и особенности развития личности, характера, темперамента, способностей.
Направленность личности Одной из ведущих характеристик личности является направленность. В научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловленна и формируется в процессе воспитания. Наиболее ярко характеризуют направленность личности её интересы, идеалы, убеждения, мотивы.
Время формирования личности Исходя из понимания личности как интегрирующего фактора регулирующего поведение человека в социуме, - считается, что о появлении личности можно говорить в возрасте около 3 лет. Именно в это время возникает самоидентификация, самоосознание себя как отдельного существа в мире. Но здесь мы можем говорить лишь о начальном формировании задатков личности, которая будет формироваться и развиваться на протяжении всей жизни. Личность человека не статична, она меняется и трансформируется в различные периоды времени в течении всей жизни.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|