Учимся мыслить инновационно: синектика

Метод синектики разработан У.Гордоном в ходе совершенствования мозгового штурма [3]. Его отечественный последователь А.В.Кудрявцев разработал программу подготовки специалистов по синектике [2]. В основе метода лежит принцип аналогий, а именно свойство человеческого мозга устанавливать ассоциативные связи между различными понятиями, объектами, ситуациями, впечатлениями. Термин "синектика" обозначает совмещение в процессе поиска решений самых разнородных элементов.

Считается, что синектика - это профессиональная деятельность, поэтому на подготовку специалистов - участников группы, использующих метод синектики, уходит примерно год. В то же время, ряд приемов и подходов, используемых в синектике, вполне могут применяться людьми без специальной подготовки.

Рекомендуется включать в группу тренинга, использующую метод синектики, представителей разных профессий, отвечающих следующим требованиям:

- уметь абстрагироваться от обычного суждения, мысленно отвлечься от обследуемого объекта, выделить сущность задачи и преодолеть привычный ход мышления;

- иметь склонность к свободным раздумьям, доходя до уровня фантазии;

- уметь задержать дальнейшее развитие найденных идей и верить в то, что впереди появятся лучшие;

- благожелательно воспринимать идеи даже в тех случаях, когда они нечетко сформулированы;

- обладать целенаправленностью и иметь твердую веру в успешное решение задачи, быть уверенным в своих изобретательских способностях и способностях других участников;

- находить в обычном необычное и в необычном обычное, уметь усматривать в ординарных предметах и явлениях нечто особенное, использовать это особенное в качестве исходного пункта для развития творческого воображения [2].

В ходе поиска инновационных решений методом синектики используются четыре вида аналогий:

- прямая аналогия - любая похожесть, имеющая отыскиваемые элементы в системах или объектах, которые решают сходные задачи. Чаще всего это природная или техническая аналогия;

- символическая аналогия - отражает парадокс изучаемой системы, представляет собой состоящее из двух слов определение объекта, каждое из которых является его характеристикой, а вместе они образуют противоречие;

- личная аналогия - построена на способности изобретателя вживаться в образ исследуемого объекта, представлять, как его тело могло бы функционировать, чтобы достичь желаемого результата в итоге решения задачи;

- фантастическая аналогия - представляет объекты вне физических законов, такими, какими синекторы хотели бы их видеть, не взирая на реальность. Разрешается использовать сказочную атрибутику наподобие волшебной палочки, либо перенести объект на другую планету, где действуют другие физические законы, с целью приблизиться к идеальному конечному результату.

Группа синектологов проводит изучение проблемы, как она дана, использует методы синектики, чтобы превратить незнакомое в знакомое и знакомое в незнакомое, многократно переформулируют проблему, предлагая идеи ее решения из разных типов аналогий. Завершающей фазой работы синектологов является принятие окончательного решения и проведение научно-исследовательских работ. На этой стадии в работу включаются эксперты для критической оценки идей и доведения их до практической реализации [2].

Задание на тренинге РИМ

Обсудите проблему, используя приемы аналогий метода синектики. Выберите и конкретизируйте оптимальное решение.

Пример выполнения задания (фрагмент тренинга)

Участники группы - 5 человек, представители инженерных и социономических профессий.

Проблема:

Сосульки на крышах. На крышах намерзает лед, который падает при оттепелях и приводит к травмам.

Уточнение, переформулировка проблемы в задачи:

1. На крышах не намерзает лед

2. Лед при оттепелях не падает

3. Падающий лед не приводит к травмам

Тренер: О видах аналогий вы уже знаете, и прежде чем начать использовать синектику для решения реальной задачи, предлагаю вам потренироваться на задаче фантастической.

Разминка:

Упражнение "Робинзон Крузо"

Представьте, что корабль, на котором вы совершали путешествие, потерпел крушение, и вас одного (хотя задача для всех) вынесло на берег необитаемого острова. По странному стечению обстоятельств, на этом корабле перевозилась большая партия пластиковых стаканчиков, и они тоже все оказались вместе с вами на берегу. Вам нужно решить, как, располагая данными стаканчиками, вы можете обустроиться на необитаемом острове [2].

Ирина (менеджер): Так, а что нам там нужно больше всего на острове? Питье, еда, лучше горячая пища, кров над головой, ну может прикид сменить, если совсем потрепало в море.

Игорь (ИТР): Если допустить, что у нас стаканчики попались разных размеров, то можно сделать примитивный дистиллятор воды (зарисовывает три стаканчика: в большом налита вода, в нем маленький, в который капает сконденсированная вода сверху, со слегка продавленного донышка перевернутого над ним стаканчика). Превратим морскую воду в пресную. Производительность небольшая, но за счет большого количества стаканчиков можно решить проблему с пресной водой, соорудив комплекты из трех стаканчиков.

Ольга (педагог): Еще надо развести огонь: находим сухие ветки и опавшие листья, потом два куска стакана изгибаем и делаем с помощью воды водяную линзу. Остается поджечь листья и хворост - и можно что-то приготовить... если будет что.

Андрей (системный администратор): Делаем ловушки для еды. Надо вытащить нитку из одежды (ну что-то там еще на нас осталось после крушения), сделать из стакана и нитки ловушку для животных. В качестве приманки - используем мидий и улиток. Кто-то с голодухи может и приманки съесть, не дожидаясь, пока более крупная птица или зверь поймаются.

Михаил (инженер-программист): Делаем жилье: инструменты - найти пару камней, связать конопляной веревкой, коноплю или другую годную для веревок траву можно предварительно отмачивать в стаканах. Один камень ударами о другой затачиваем. Потом привязываем к ветке и можем получить инструмент для рубки леса.

Ирина (менеджер): Для одежды можно взять листья подлиннее и пошире со срубленных деревьев и связать их теми же веревками из трав, поэтому лучше их заготовить побольше. Какую роль в этом стаканчики сыграют, не знаю... можно поить из них того, кто работает, делая эту одежду.

Тренер: Прекрасно, на острове уже можно жить, теперь еще одна короткая разминка для ваших мозгов, чтобы легко создавать аналогии. Начните их отгадывать: сейчас я буду зачитывать наборы символических описаний, это словосочетания, которые отражают некое противоречие определенных объектов и явлений. А вам нужно будет отгадать - что за объект прячется за этими описаниями (методика "Синтез" Кудрявцева А.В. [2]).

1. Живой портрет, блестящая темнота, плоское вместилище, плоская емкость, подвижный снимок, отражающий пылесборник, двойное единство, немагнитный магнит, сжатая даль, ограниченная бесконечность, кричащая немота, всеобщий двойник.

Ответы группы: телевизор, тонированное стекло автомобиля, зеркало, витрина, стеклянная перегородка, с одной стороны зеркальная.

Объект, который был описан: зеркало.

2. Безопасная преграда, плоский барьер, прерывистая непрерывность, горизонтальная вертикаль, кривая ось, плоский светофор, извивающаяся неподвижность, проницаемая преграда.

Ответы группы: лента ограждения, ширма, осевая линия шоссе, полупрозрачная разноцветная накидка.

Объект, который был описан: осевая линия шоссе.

3. Бегущая неподвижность, сходящиеся параллели, выпуклая колея, горизонтальная лестница, невыбираемый путь, плоский подшипник, двойное одиночество, прыгающая плавность, непрерывный стук, изогнутая прямизна, качающаяся твердость.

Ответы группы: американские горки, поезд, трамвай на рельсах, железная дорога, конвейер.

Объект, который был описан: железная дорога.

4. Непрозрачное ничто, громыхающая невесомость, проливной зонт, изменяющаяся скульптура, белоснежное затемнение, свинцовая легкость, летающее водохранилище, разрозненное единство, неподвижное движение.

Ответы группы: туча, гроза, облако, подвесные потолки после пролива.

Объект, который был описан: облако.

5. Нематериальный инструмент, немой подсказчик, безрукий помощник, могучий никто, разрешающая запретность, выдуманная реальность, точная неточность, неподвижный поводырь, нематериальный рычаг.

Ответы группы: воображение, мозг, разум, навигатор, технология.

Объект, который был описан: метод.

Тренер: И теперь, когда практически все аналогии были так или иначе распознаны вами, ваш мозг вполне готов для создания собственных аналогий. Поэтому вернемся к реальной задаче, поставленной вами касаемо сосулек на крыше. Как сделать, чтобы:

1. На крышах не намерзал лед

2. Лед при оттепелях не падал

3. Падающий лед не приводил к травмам

 Я буду предлагать вам виды аналогий, которые существуют в синектике, вы находите аналогии с объектами из вашей задачи - и все возможные решения, которые приходят в связи с этими аналогиями

Прямая аналогия (ПА)

Сравните совершенствуемый объект с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли техники или с объектом живой природы. Например, идеи из биологии и литературы переносятся в инженерную практику. Эта аналогия основана на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур.

Исходя из прямой аналогии, на что похожа крыша?

Михаил (инженер-программист): Крыша - шкура белого медведя, защищает от непогоды. На ней лед не намерзает за счет того что животное теплокровное.

Андрей (системный администратор):  А лед - аэрогель, который не может упасть с достаточной скоростью, так как его тормозит сопротивление воздуха, он слишком легкий.

Игорь (ИТР): Еще в проблемной ситуации есть воздух - чтобы лед не падал, воздух должен быть как аэродинамическая труба, которая создает сопротивление падению льда.

Ирина (менеджер): Может, что-то такое сделать с крышей, чтобы она дробила лед на маленькие кусочки, мелкие льдинки, которые не опасны, если упадут на человека?

Общее решение группы в связи с прямой аналогией: Чтобы падающий лед не приводил к травмам, используем парциальное разделение угрозы. Дробление льда  с помощью специальной структуры крыши помогает предотвратить появление крупных кусков льда, падают только мелкие, не представляющие угрозы для человека. Преимущество - в том, что надо модифицировать только периметр крыши, а не ее всю (вставить каналы по периметру такие, чтобы не сливались куски льда между собой и дифференцировались на мелкие).

Тренер: О'кей, теперь следующий вид аналогий.

Личная аналогия (ЛА)

Станьте совершенствуемым объектом, вживаясь в его образ, выясните и опишите возникающие при этом чувства, ощущения. Найдите в себе отклик на то, что делает объект или система, прочувствуйте трудности и нежелательные эффекты через свои трудности, проживите их - как бы вы их решили для себя?

Ольга (педагог): Если бы я была крышей, которой не надо, чтобы на ней намерзал лед, я бы начала чесаться. Представила, что по мне как крыше перемещаются роботы-пылесосы, только не для пыли, а для чистки со щетками. Эти роботы умеют ориентироваться на границы крыши, чтобы не падать с нее, и очищают ее ото льда.

Михаил (инженер-программист): Если бы был льдом, который при оттепелях не падает, то нужно сделать так, чтобы мне было за что зацепиться, даже если будет трескаться часть меня. Маленькие стальные тросы свисают по концам крыши, лед намерзает на них, и даже если он начинает трескаться у краев крыши, он все равно висит на тросах, которые его удерживают от падения.

Общее решение группы в связи с личной аналогией: решение с тросами можно сочетать с предыдущим решением о специальных каналах по периметру крыши, которые делают куски льда более с мелкими. Таким образом, образование сосулек и таяние получают свое направление, сбивать сосульки не понадобится: сами выросли и оттаяли.

Тренер: И едем дальше, следующая аналогия - символическая.

Символическая аналогия (СА) является обобщенной, абстрактной аналогией. Составьте из двух слов определение предмета или объекта, которые в целом образуют противоречие. Как если бы это было заглавие книги. Для этого определите главную функцию объекта. Определите, есть ли у объекта противоположные качества, выполняется ли функция, обратная главной. Соедините их и получите символическую аналогию.

Либо представьте объект в виде символа, знака, образа, пиктограммы, можно рисунка.

Игорь (ИТР): Функция крыши - щит от непогоды, но он ощетинивается сосульками и становится разрушительным. Сокрушающий щит.

Ольга (педагог): Сосульки - острая сырость.

Ирина (менеджер): Холодный звездопад. Из мелких звездочек, что важно. Холодный микро-звездопад.

Михаил (инженер-программист): Неуязвимые жертвы - это о прохожих.

Общее решение группы в связи с символической аналогией: На предполагаемой траектории падения льда расположены лезвия, которые дробят его в случае падения.

Тренер: И теперь фантастическая аналогия, дайте полный простор своему воображению

Фантастическая аналогия (ФА)

Введите в задачу каких-нибудь фантастических существ, выполняющих то, что требуется по условиям задачи. Абстрагируйтесь от законов природы, которые находятся в конфликте с вашим идеальным решением. Можно создать "на своей планете" те законы, которые позволят реализоваться ИКР - какими они будут?

Андрей (системный администратор):  Благодаря чему-то на крыше не накапливается снег, который мог бы таять и образовывать сосульки. Предположим, что лед, когда падает, уворачивается от людей. Предположим, что люди заранее узнают, в какую сторону надо дернуться, чтобы спастись.

Ольга (преподаватель): Открыть курсы обучения интуитивному прогнозированию, куда  ходить, а куда нет, где "лед башка попадет".

Михаил (инженер-программист): Тротуар под крышей имеет под собой гидравлический механизм, чувствительный к падающим сосулькам, так чтобы заблаговременно сбрасывать себя людей. Механизм приводится в действие, когда датчики обнаруживают летящий лед, и сбрасывают с себя все живое.

Общее решение группы в связи с фантастической аналогией: Развивать у людей шестое чувство, чтобы не попадали под сосульки, а тех, кто не ходит на занятия, наказывать, сбрасывая до падения сосулек гидравлическим механизмом с тротуара.

Тренер: Теперь переходим к завершающему этапу. В синектике правильная постановка задачи есть половина решения. Девиз синекторов "сформулированные задачи решаются". Вам предстоит доформулировать проблему и ее решения.

Этап непосредственного решения проблемы включает в себя основные шаги:

- Формулировка основной проблемы (для того, чтобы все участники чётко представляли себе задачу, которую требуется решить)

Люди гибнут или травмируются от падения сосулек.

- Обсуждение возможных решений и отсев неэффективных (позволяет сократить время на решение проблемы и не растрачивать энергию и творческий потенциал на ненужные идеи)

Сочетание канальной структуры краев крыши, уменьшающей размеры нарастающих кусков льда с тросами, которые направляют рост сосулек и препятствуют их падению, так как выступают в роли их каркаса.

- Определение всевозможных проблем и трудностей, создающих препятствия на пути решения проблемы (позволяет устранить возникающие преграды и прийти к решению наиболее коротким путём)

Человеческая лень: люди несвоевременно и некорректно устанавливают системы. Необходимо сертифицировать и контролировать процедуру установки.

Попытки присвоить оборудование, вандализм, разбор материала. Необходимо предусмотреть защиту крыши от появления посторонних.

- Задавание наводящих вопросов и «отработка» каждого из них (уточнение и конкретизация решения).

Тренер: Допустим, что я начальник по хозяйственной части в некоем кондоминимуме, состоящем из домов для обеспеченных людей, хочу установить такую систему на этих домах. Что мне нужно сделать в первую очередь?

Ирина (менеджер): Первый шаг - определить стоимость установки на метр периметра крыши, время износа, чтобы был резервный фонд на установление. Понадобятся специалисты, имеющие право на установку, регулярные проверки состояния системы заблаговременно до зимнего сезона ежегодно.

Тренер: Если я опасаюсь, что систему разворуют в летний период, как это предотвратить?

Игорь (ИТР): Нужно изготовителям сделать систему модульной, чтобы за исключением зимнего времени на крыше оставались только крепления для нее.

Андрей (системный администратор): Когда все разработано и согласовано, необходим будет контроль процесса установки и пользования системой со стороны исполнителя и заказчика.

 Обратная связь по выполнению задания 

Ольга (преподаватель): Очень необычная практика, такой фонтан идей, от безумных до вполне толковых. Можно подобные вещи использовать уже в старших классах школы, хорошая разминка для мозгов.

Игорь (ИТР): Как я понял из этого метода, важно отойти от привычного хода мысли, довести все до абсурда, и решение может возникнуть с неожиданной стороны. Думаю, что некоторые неадекватные мысли здесь можно взять для дальнейшей доработки, разобрать на составляющие и сделать еще ряд решений.

Ирина (менеджер): Жаль, что у нас в России синекторов не готовят, я бы заинтересовалась таким обучением, чтобы создать креативные команды специально обученных людей на предприятии. Давать им не решаемые обычным путем задачи. А когда варианты решений уже есть, совмещать их с экспертами, чтобы отобрать и довести до проектного уровня. Получим свой внутренний источник инноваций и сэкономим на их приобретении.

 

Включение методов синектики в тренинг показывает, что нужна определенная стратегия обращения с полученными аналогиями. Чрезмерно абстрактные аналогии переводятся на понятный всем участникам язык, а при появлении перспективной идеи, её развивают вплоть до того момента, когда она станет применима на практике. Аналогии позволяют преобразовать привычные идеи в непривычные, что повышает вероятность нахождения решения поставленной задачи, а также способствуют использованию знаний участников тренинга, взятых из самых разных областей, в процессе поиска и формулирования решений.

  1. Абросимова Ю.А. Тренинг развития инновационного мышления РИМ: учебное пособие. - Саратов.: Издательство "Техно-Декор", 2015. - 256 с.
  2. Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений (методы анализа проблем и поиска решений в технике). - М.: "Речной транспорт", 1999. - 112 с.
  3. Gordon W. I. I. Synectics: the development of creative imagination.-New-York, Harper and Row, 1961.


Просмотров: 431
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Что можно сделать, чтобы не подавлять возникающие чувства?
  • "Сколько надо консультаций, чтобы решить мою проблему?"
  • Как устранить аноргазмию? "Хочу,чтобы исчезло отвращение к сексу".Решение сексуальных проблем
  • "Сколько консультаций может понадобиться, чтобы решить мою проблему?"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Секрет решения конфликтов на примере задачи из психологической игры "Мафия".
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Про отношения (которые можно изменить, чтобы началась другая жизнь).
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Манипуляция таким словом, как, "цивилизация". Как сделать, чтобы так не манипулировали тобой.
  • Можно ли сделать так, чтобы враждебные чувства не возникали?
  • 15 вещей, которые вы можете сделать, чтобы вырастить свою частную психологическую практику
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Деньги. Что можно сделать прямо сейчас, чтобы стать богаче
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Он все равно на мне женится! Как сделать так, чтобы он женился? Психологические фишки, которые помогут
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • Как устранит аноргазмию? "Не хочу секса". Как сделать так, чтобы секс приносил удовольствие?
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • "6 сексуальных проблем, которые требуют немедленного решения"
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • Принцип 20/80 можно использовать, чтобы справиться с перфекционизмом.
  • Технология исполнения желаний: "Чтобы получить, нужно отдать"
  • "Что сделать, чтобы ребенок успокоился?" (ответ в статье)
  • Как сделать так, чтобы желания сбывались быстрее? Курс "Везение по-женски"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь