Как сделать "прививку" от ярости? Архетипические аффекты, часть1

 

Архетипические аффекты или как сделать прививку от ярости. Часть1.

 

Во время своего путешествия на корабле «Бигль» Чарльз Дарвин не только собирал материал, позволивший ему создать фундамент современной биологии – Теорию о происхождении видов в борьбе за существование.

Как сделать прививку от ярости Архетипические аффекты часть1

В своих путешествиях он еще занимался исследованием базовых эмоций. Именно он описал несколько типов психофизиологических реакций, одинаково проявляющихся в сходных ситуациях у людей, принадлежащих к разным расам и культурам. Благодаря этой своей универсальности они и называются «базовыми». Спустя 100 лет другой исследователь – Луис Г. Стюарт развил эти представления, основываясь на идеях психологии Самости. Он выделяет 7 аффектов, которые называет архетипическими. Два из них – радость и интерес характеризуются, как аффекты либидо, находящиеся в постоянном диалектическом процессе и являющие собой ядро психической энергии, а остальные пять образуют «защитную систему, которая делает психику восприимчивой к фундаментальным духовным жизненным кризисам, а именно: потере любимого (печаль); неизвестному (страх); угрозе автономности (гнев); отвержению (презрениестыд) и неожиданному (удивление)».

Итак, гнев – это реакция на угрозу автономности, или, другими словами, нарушение личностных границ – эмоциональных, физических, социальных, и даже когнитивных. И это, наверно, самый подавляемый, или вернее сказать перенаправляемый аффект в нашей культуре. Под перенаправлением я имею в виду, что в культуре есть табуированные объекты, которые являясь причиной возникновения гнева, не могут становиться объектами для размещения гнева. При оскорблении словом или действием, полученном от вышестоящего в иерархии (семейной, например), гнев должен быть размещен, а точнее вымещен на ком-то другом или в виде аутоагрессии.

Как и у каждого аффекта у гнева есть шкала выраженности: раздражение – злость – гнев – ярость. При нормально выстроенных личностных границах естественной реакцией на их нарушение будет чувство раздражения. Оно же является сигналом к действию, границы восстанавливающему. Это в идеальной ситуации. В реальной же есть масса описаний в литературе способов наложить запрет на проявление раздражения и можно привести массу примеров из практики. Я приведу пример такого запрета из личной жизни и пару литературных примеров преодоления этого запрета.

Из личной истории. В моей родительской семье был "культ обиды". Обида была прерогативой мамы, которая использовала ее для эффективного управления остальными членами семьи, прежде всего отцом. Остальным предписывалось быть виноватыми. Обижаться НА маму было строжайше запрещено. К ней нужно было испытывать благодарность, ведь она так много для всех делает "жизнь свою кладет". Все достижения - прежде всего ее заслуга, то есть нет никаких личностных границ, есть только мама и ее продолжения (приложения, нарциссические расширения). А любое раздражение, или не дай боже проявление агрессии, что совершенно естественно при нарушении границ, - это проявление черной неблагодарности. Кем же тогда является этот "неправильно чувствующий"? Правильно - тварью неблагодарной! А какой же ребенок захочет таким быть? Отказ от собственных чувств кажется в этот момент совершенно ничтожной платой за прощение.
А как же с трансляцией ролевой модели? Замечательно! Важно только понимать, что она предназначена для внешнего применения, то есть для построения собственной семьи. Спасибо моим друзьям, быстро "вернувшим" мне когда-то мои обиды! Мне пришлось искать другие способы построения отношений, разбираться со своими настоящими чувствами к маме. Это был непростой путь, но он, в числе прочих причин, привел меня в психологию. Я и сейчас бывает ловлю себя на "обиженности"! Улыбаюсь внутри себя и говорю: "Здравствуй, мама! И спасибо тебе..."

Перенаправление гнева является основой построения иерархии в
традиционном обществе. Яркую иллюстрацию, я нашла в романе М.Шолохова
"Тихий Дон". На чем построено описываемое автором общество? На
беспрекословном подчинении старшим: в роду, по званию. Над ними даже могут
посмеиваться, но их власть над жизнью и смертью, телом и душой детей иили
подчиненных в начале романа представляется столь же естественной и неоспоримой, как смена времен года. Есть в романе эпизод, в котором главный герой буквально лишает своего отца власти над собой - он перехватывает вожжи, которыми отец с полным осознанием своего права и даже долга собирается его отлупить. И вместо того, чтобы с почтением, благодарностью и смирением принять заслуженное (по общепринятым нормам) наказание, заявляет о
своей готовности защищать свое право на собственную частную жизнь вплоть до
убийства, то есть проявляет свою агрессию в табуированном направлении. И отец отступает, поверив. Точно так же, как в следующий раз отступит в аналогичной ситуации вахмистр. И будет снято еще одно табу - перед властью над жизнью и смертью, безусловным правом физического насилия вышестоящих чинов армии и государства.
Вообще, каждого героя этого романа можно проанализировать с точки зрения куда и как он направляет свой гнев. Раздражение в этом мире замечать не принято, телесная культура не предполагает уважения собственных и чужих физических границ, все конфликты происходят на "высоком накале", потому они и оказываются столь кровавыми.

И в завершение – буддийская притча.

У одного истинно просветленного Учителя было много учеников. Среди них был один далеко продвинувшийся в постижении Учения о просветлении и практике запредельных совершенств (парамит). Особенно беспредельными были его щедрость и терпение. Это, как видел Учитель, и было для него последним препятствием на Пути просветления.

Желая помочь ему, Учитель стал создавать ситуации, в которых ученик должен был почувствовать себя уязвленным, и надеялся, что тот заявит об этом, но ничто, казалось, не может заставить его проявить свои границы. Тогда Учитель спровоцировал обвинение ученика в краже и стал предостерегать остальных монахов от общения с ним. Такой неслыханной лжи ученик стерпеть не смог и, схватив топор, погнался за Учителем. Учитель, спрятавшись в чулане за крепкой дверью, которую уже начал топором рубить разъяренный ученик, воззвал к нему: «Ну, наконец-то! А теперь остановись и наблюдай свой гнев!»

Удивление ученика и доверие его к Учителю были столь велики, что, несмотря на охватившую его ярость, он услышал и послушался Учителя. И в тот же миг обрел просветление.

 

Какое же все это имеет отношение к психотерапевтической практике?

На мой взгляд, самое непосредственное. В продолжение этой статьи я планирую привести примеры из практики, позволившие людям выйти на новый уровень интеграции, приняв свой гнев и научившись распознавать и не подавлять привычным образом самую первую его стадию - раздражение. Чего я искренне желаю всем дочитавшим эту статью:

Любите раздражение, свое и близких Вам людей! И Вам никогда не придется встретиться со своей или их яростью.



Просмотров: 512
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • "Найди свое место в мире, ведь оно точно есть"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Исполнение Желания, Обида, Гнев - все "растет" из одного корня.
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Корона сползла...!" или как принять другого таким, какой он есть
  • "Коли есть отец да мать, так ребенку благодать" или о психологии отцовства.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Я ЕСТЬ! Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ!" как базовое право человека
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • Жизнь есть любовь… Любовь – есть жизнь…Видео "Искусство отношений между мужчиной и женщиной"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Техника "Сохранение семьи" по избавлению от обиды и гнева
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Есть только миг между прошлым и будущим"....
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • В каждой сказке есть для каждого "ТАЙНОЕ ПОСЛАНИЕ"...
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "А внутренний ребенок кричит вам:" Я есть!"
  • "Есть слово Надо" - фраза, которая мешает жить
  • "Я есть!!!" или как не исчезать из своей жизни.
  • Про гнев, страх и "Работу с Тенью"
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • "Такой(ая), какой(ая) есть". Почему мы не меняемся?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь