Не секрет, что все абсолютное большинство деструктивных способов жить берут начало в детстве. Это доработанные и модифицированные модели взаимодействия с окружающими и с собой, которые ребенок усвоил в родительской семье.
В этой статье я предлагаю вам рассмотреть несколько типов детско-родительских отношений, которые в будущем могут нанести серьезный ущерб психологическому здоровью ребенка.
Тип первый – Родители, как дети. Такие родители представляют собой совершенно инфантильных личностей, которые в силу определенных причин смогли повзрослеть только биологически, а психологически остались совсем юными. Им сложно справляться с взрослой жизнью, принимать самостоятельные решения, выполнять свои социальные роли, в том числе родительские. Их тип воспитания будет похож на игру в «дочки-матери», где ребенку отводится роль куклы, без собственных чувств и желаний. Для таких родителей важно создать образ идеального родителя в глазах окружающих, но на самом деле свои обязанности они выполняют фиктивно, не вкладывая в них достаточно эмоционального тепла и эмпатии. В таких семьях ребенок будет вынужден слишком рано повзрослеть, чтобы не создавать родителям дополнительных сложностей. Ему придется отказаться от своих детских желаний и потребностей, а так же взять на себя заботу об инфантильных родителях. В силу возраста, отсутствия достаточных ресурсов и опыта ребенку будет непросто справиться с этой задачей. Стать взрослым раньше времени никто не может, а вот вести себя как взрослый вполне. Этот ребенок по примеру родителей станет взрослым, которому сложно жить, повторит ту же модель взаимодействия со своим ребенком и круг замкнется.
Тип второй – родители, которые не хотят, чтобы их дети взрослели. В таких семьях, не смотря на движущийся вперед процесс взросления, с ребенком продолжают обращаться как с бессловесным младенцем: кормить, выгуливать, лечить, купать. Любые попытки проявления самостоятельности пресекаются. Такие родители не готовы к изменениям, вызванным естественным процессом взросления и всеми силами стараются удержать подросшего ребенка в полном слиянии и подчинении. Они не могут воспринимать его как отдельного, по причине сильной тревоги и страха оказаться покинутыми. Этот тип воспитания очень негативно влияет на психологическое развитие. Из таких детей вырастают инфантильные взрослые, с детской психикой. Став взрослыми они не знают, кто они и чего хотят, не могут самостоятельно справляться с житейскими трудностями, ставить перед собой собственные цели и достигать их. Они конечно могут передать эту модель взаимодействия собственным детям, если получится вырваться из под неусыпного родительского контроля и создать собственную семью. В реальности дети таких родителей чаще всего остаются под опекой в родительской семье, пока смерть не разлучит…
Тип третий – когда со своими страшнее, чем с чужими. В норме дом – это место спокойствия и безопасности, где можно расслабиться, отдохнуть от жизненных перипетий. Естественно ожидать от самых близких людей корректности и бережного к себе отношения. В данном случае именно дом становится источником опасности и угрозы, а близкие люди теми, кто может унижать, подавлять, манипулировать. Такая ситуация катастрофична для детской психики. Принять то, что родители плохи невыносимо, поскольку без них не выжить. Тогда остается два варианта развития событий. В первом ребенок может сделать вывод, что он сам очень плохой и такое отношение заслуженно. Его дальнейшая судьба будет складываться либо в постоянной депрессии, либо в бесконечных попытках доказать окружающим, что он хороший. Во втором варианте, ребенок принимает то, что ужасны родители, это прямой путь их обесцениванию, побегам из дома и другим видам девиантного поведения. Для такого ребенка родители не будут выполнять функции опоры, что приводит к развитию тревожности, сложностям в построении близких отношений и неумению расслабляться. Они могут быть социально успешны, но несчастливы в личной жизни. Это обусловлено тем, что из своего детства они вынесли то, что внешний мир был гораздо безопаснее семьи.
Тип четвертый – семья с секретом. Бывает так, что в истории семьи есть некое событие, которое ее члены не смогли принять. Они могут быть связаны с проблемными родственниками, которые совершили серьезное правонарушение, страдали алкоголизмом, наркоманией или душевными расстройствами. Такие вещи часто замалчиваются, не называются своими именами, что оказывает серьезное влияние на детскую психику. Ребенок депрессивной матери вместо простого объяснения, что мама больна, получает пространство для собственных фантазий. Ему нужно объяснение, почему мама стала безучастна. И скорее всего в силу возраста он сделает вывод, что это он плохой и потому мама так себя ведет и в дальнейшем пойдет по депрессивному пути развития. Если ребенок получает правдивое, хотя и грустное описание происходящего, то ему есть на что опереться. Он будет знать, что мама нуждается в лечении, а не то, что он плохой. Это не избавит его от переживаний, но сделает их адекватными ситуации. Даже самое плохое событие, но названное и описанное обретает границы и тогда его можно пережить. В семьях с секретами отрицаются душевные переживания, горло может болеть, а душа никогда. Став взрослыми, дети, не жившие в атмосфере открытости, сами не способны на открытые доверительные отношения. Такую же модель взаимодействия они повторят в собственной семье со своими детьми.
Такие семейные сценарии встречаются нередко. Обычно эти семьи, за исключением тех, где к ребенку применяется физическое и моральное насилие, выглядят вполне благополучно.
Родители первого типа всячески стараются подчеркнуть то, что они безупречно выполняют родительскую роль, дети у них тихие, послушные, правильные, не шалят, не шумят, все понимают с полуслова. А как иначе, они же все для их воспитания делали правильно, придерживались авторитетных рекомендаций из книг и журналов. Единственное, чего были лишены их дети - это именно возможности быть детьми и проявлять свои детские желания и потребности. Став взрослыми, они, скорее всего, смогут достигнуть успеха, получить хорошее образование, построить карьеру. Но в их развитии останется невосполнимый пробел, у них отсутствует контакт с собственными желаниями и потребностями, их удел воплощать в жизнь чужие мечты.
Родители второго типа дарят этому миру инфантильных, не приспособленных к жизни людей. Они «заботятся» о своих детях, как о младенцах не обращая внимания на их взросление. Разве что пеленать, после достижения определенного возраста не получается. Они предвосхищают любую потребность ребенка, не допуская ни малейшей фрустрации, которая в разумном количестве необходима для развития. Со стороны внешнего наблюдателя они видятся очень заботливыми и ответственными. Из таких детей вырастают взрослые не способные справляться с жизненными обстоятельствами, они не могут ставить перед собой собственные цели, а часто даже не осознают их. Такое детско-родительское взаимодействие наиболее губительно для построения отношений с противоположенным полом. Став взрослыми такие дети часто до старости остаются в родительской семье, не в силах разорвать этот симбиоз.
Родители третьего типа не получают социального одобрения, за исключением случаев, когда им удается скрывать тот ужас, который происходит у них в семье, под маской внешнего благополучия. В такой семье ребенок встречается с открытым проявлением агрессии, которой не может в силу возраста противостоять. Эта сильнейшая психологическая травма останется с ним навсегда и найдет свое отражение либо в депрессии, чувстве отверженности и ненужности, либо в асоциальном поведении. Став взрослым такой ребенок испытает огромные сложности в построении близких отношений. Ведь близость для него эквивалентна опасности и нападению. При благополучном стечении обстоятельств он может стать успешным в социальном плане, но не в личной жизни.
Родители четвертого типа тоже пользуются уважением окружающих. А как же иначе ведь они сохраняют детскую психику от всего негативного, страшного и постыдного, что имело место быть в данной семье. Но даже самые печальные события являются частью личной истории ребенка, которая должна быть непрерывна. Любые пробелы и замалчивания будут заполнены детскими фантазиями, которые могут оказаться намного страшнее реальных событий.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.