Переопределение (перевод статьи Кэна Меллора и Эрика Шиффа) часть 2 заключение

                                          Переопределение (Redefining)

                                                Kэн Мэлор, Эрик Шифф

                                           Transactional Analysis Journal

Перевод – Котляров Дмитрий

Соревновательный (Детский) тип. Соревнование в этом типе искаженных отношений происходит за Детскую позицию в симбиозе (смотрите рис. 3). Как и в предыдущих типах, здесь также оба участника чувствуют угрозу симбиозу и их участие в соревновании, зависит от «вопроса выживания». Каждый из участников требует, чтобы другой симбиотически позаботился о нём и обесценивает свою ответственность за себя. Они коллекционируют марки для того, чтобы оправдать эскалацию возбуждения, которую используют для того, чтобы навязать другому свою проблему. Поглаживания могут быть как позитивные, так и негативные. Излюбленными позициями в Драматическом Треугольнике является Жертва и Преследователь и оба участника обычно пытаются занять одновременно одну и ту же позицию. Наиболее напряжённая борьба развивается вокруг позиции Жертвы.

И ′А′ и ′Б′ функционируют из Детской контаминации (исключение). Взаимодействие между ними может быть следующим:

Социальный уровень:

А: «Дело обстоит вот так»

Б: «Нет, не так. Похоже, вот как было».

Психологический уровень: (Обычно ДД, ДД; иногда пересекающиеся транзакции ДР, ДР)

А: «Я хочу, чтобы было вот так. Или иначе!» (Берегись!)

Б: «А я хочу, чтобы было вот как. Сам берегись!»

Симбиотический уровень:

А: Из Детской позиции пытается вынудить ′Б′ позаботится об ′А′ так как ′А′ «не-ОК»

Б: Из Детской позиции пытается вынудить ′А′ сделать тоже самое.

Борьба если является напряженной, заключается только в одном вопросе: кто первым уступит Ребёнку другого участника. Борьба прекращается в двух случаях, когда и ′А′ и ′Б′ расходятся ни с чем или же когда кто-то из них переходит в Родительскую/Взрослую позицию. Затем «проигравший», как можно скорее, отправляется в поисках кого-то другого, чтобы тот симбиотически позаботился о нёмПереопределение перевод статьи Кэна Меллора и Эрика Шиффа часть 2 заключение

Переопределяющие транзакции существуют во всех трёх типах отношений; однако тангенциальные и блокирующие транзакции кажется, наиболее часто проявляются в соревновательных отношениях. Это происходит потому, что симбиотический тип отношений включает взаимодополняющие (комплиментарные) ожидания. А соревновательные отношения подразумевают под собой несогласованные ожидания и переопределение направлено на то, чтобы помочь «решить» конфликт, навязывая проблему или втягивая в отношения третью сторону, чтобы она симбиотически вмешалась в отношения. 

Поведение

Всем трём типам отношений характерно смещение ответственности за мышление, чувствование и дискомфорт на другого человека. Это смещение достигается с помощью четырёх типов пассивного поведения. Мы обнаружили, что наличие ажитации в ситуациях, где участники одинаково энергично ведут дискуссию, является наиболее надёжным знаком, того, что произошло переопределение. Как только происходит смещение, сразу же следует установление нездорового симбиоза.

Искажающие (переопределяющие) роли

Мы полагаем, что игры и сценарии разыгрываются из шести чётко различающихся переопределяющих ролей: «Заботливый», «Трудоголик», «Разгневанный праведник», «Разгневанный обидчик», «Печальный праведник» и «Печальный обидчик». Эти роли адаптированы к сценарию и перемещение по ним связано с его потребностями. Характеристики каждой из этих ролей могут быть описаны на примере предпочитаемых игр.

Пока человек находится в одной из этих ролей, он "коллекционирует марки", чтобы перейти в другую роль, когда этого потребует сценарий. Все эти роли динамически связаны между собой и люди могут, переходит из одной позиции любую другую в предпочитаемом для себя порядке. Некоторые перемещения можно спрогнозировать, фокусируясь на двух уровнях игровых позиций, которые связаны с каждой ролью. К каждой роли относится несекретная или социальная  позиция и психологическая позиция. Водящий в игре открыто занимает игровую позицию; второй игрок перемещается в позицию, которые он намеревается занять: либо в ту, которую он будет защищать либо в ту, которую он уже скрыто, занял на психологическом уровне. (Человек с хорошим социальным контролем может проявлять себя из социальной позиции на психологическом уровне, и из психологической позиции на симбиотическом уровне). Возможные переключения ролей и их связь с играми показана на «переопределяющем шестиугольнике» - рисунок 4.

У «Трудоголика» любимой игрой является «Посмотрите, как я старался». Человек на этой позиции, демонстрирует как много и энергично он работает. На социальном уровне он является Спасителем; группа и терапевт (супруг(-а), коллеги) предположительно не должны много выкладываться чтобы оказать ему помощь. Однако, обсуждение тех вопросов, которые необходимы для решения его проблем он будет старательно избегать. На психологическом уровне «Трудоголик» будет защищать или стремиться занять позицию Жертвы или Преследователя. «Трудоголик» склонен функционировать из Детской контаминации или исключения.

«Заботящийся» обычно играет в «Я только пытаюсь вам помочь». Его социальной позицией является Спаситель, в то время как психологической позицией – Жертва или Преследователь. Они «заботятся» о других независимо от того просят их об этом или нет. Они склонны функционировать из Родительской контаминации или исключения.

Люди, относящиеся к роли «Разгневанного праведника» на социальной позиции представляют собой чётко различимого Преследователя.  Они склонны играть в «Попался, сукин сын!» и обычно исходят из Родительской контаминации или исключения. На психологическом уровне они занимают или борются за позицию Жертвы.

Люди, относящиеся к роли «Печального праведника» обычно являются мучениками и склонны играть в «Посмотрите, что они сделали со мной» или в «Разве это не ужасно?». В то время как на социальном уровне они являются Жертвами, на психологическом уровне они занимают позицию Преследователя. Они склонны функционировать из Детской контаминации или исключения.

«Разгневанный обидчик» несмотря на то, что на социальном уровне является Жертвой, на психологическом уровне он различимо совершает преследование. Люди в этой роли функционируют из Детской контаминации или исключения. Они склонны играть в один из вариантов «Пни меня»: «Пни меня (Если такой смелый)» и также ищут возможности, чтобы начать «Скандал».

Для «Печального обидчика» характерны игры «Бедный я», «Пни меня (будь добр)!» или «Не пинайте меня (пожалуйста)». Похоже на то, что прежде чем переместиться в эту роль человек на социальном или психологическом уровне занимал позицию Преследователя. Теперь и на социальном и на психологическом уровне он занимает позицию Жертвы. Почти всегда функционируют из Детской контаминации или исключения.

Мы обратили внимание на то, что соревновательные отношения (когда два человека пытаются вести себя симбиотически из одной и той же позиции в симбиозе) могут усиливаться, если оба участника также одновременно будут стремиться занять одну и ту же игровую позицию. Как мы можем видеть из рисунка 4. социальная и психологическая позиция представленных ролей предоставляет возможность для развития и течения игр и сценария внутри симбиотических отношений.



Терапия

Когда человек совершает переопределение это верный знак того, что происходит нечто, что угрожает его мировоззрению. Ключевой вопрос в лечении это выяснить то, что находится под угрозой. Для этого нужно помочь человеку стать в такую позицию, из которой он может, сделать всё необходимое, чтобы согласовать своё восприятие реальности с реальностью как таковой и таким образом перестать самому способствовать возникновению проблемы. В течение этой работы человек может активно продолжать переопределять саму работу, чтобы поддержать существующую угрозу.

В нашей работе мы фокусируемся на 5 аспектах переопределения, которые мы рассматривали выше.

  1. Когда вы поднимаете важный вопрос, конфронтируйте любым попыткам использовать тангенциальные или блокирующие транзакции. Вот примеры подобной конфронтации:

Терапевт: «Я думаю, вы переопределяете. Я бы хотел, чтобы вы ответили на мой вопрос (придерживайтесь первоначального вопроса (темы, проблемы))»

Терапевт: «Да, я вижу, что, то о чём вы говорите очень важно. Но я бы хотел продолжить обсуждение этого вопроса после того, как мы закончим рассматривать первый»

Терапевт: «Вы не откликнулись на то, что я сказал (Это не ответ на мой вопрос). Вы отреагируете на то, о чём я вам говорил?»

  • Мы обнаружили, что когда совершается конфронтация переопределению, чрезвычайно важны эго-состояния терапевта, которые он использует для этого. В разных случаях очень похожие интервенции могут иметь абсолютно разные результаты. Наиболее важный фактор, это то, что терапевт избегает нездорового симбиотического поведения. Таким образом, люди, которые ведут себя из Родительской контаминации или исключения нуждаются в конфронтации совершенно отличной от той, которая будет использована с людьми в Детской контаминации или исключении. После наблюдения за эго-состояниями клиента терапевт использует своё функциональное эго-состояние, совпадающее с контаминацией или исключением клиента. На наш взгляд это принесёт наиболее оптимальные результаты. Вот примеры подобной конфронтации:

Клиент: Детская контаминация, исключение.

Терапевт: «Я думаю, что вы сейчас делаете… [Взрослое эго-состояние] и я чувствую себя некомфортно потому, что … [Взрослое эго-состояние, сообщение Детскому эго-состоянию]» или «Я думаю, что вы сейчас делаете…[Взрослое эго-состояние] и я [злюсь, опечален, напуган, счастлив] потому, что… [Детское эго-состояние]».

Клиент: Родительская контаминация, исключение.

  Терапевт: «Я думаю, что вы сейчас делаете …[Взрослое эго-состояние] и я думаю, что вам следует …[Взрослое эго-состояние, сообщение Родительскому эго-состоянию]» или «Я думаю, что вы сейчас делаете… [Взрослое эго-состояние] и вам следует быть…[Родительское эго-состояние]».

Чем сильнее у клиента катектировано эго-состояние Родителя или Ребёнка, тем более энергично необходимо говорить терапевту, из того же эго-состояния. Таким образом, терапевт использует соревновательные характеристики симбиоза и стимулирует клиента переключить эго-состояние, начать думать и взять ответственность за удовлетворение своих потребностей. Однако терапевт может иметь необходимость использовать своего Родителя с клиентами в Ребёнке и своего Ребёнка с клиентами в Родителе для того, чтобы препятствовать  эскалации, так как иногда симбиотическое соревнование может привести к эскалации возбуждения.

  • Работая с переопределениями, необходимо уделить внимание обесцениванию, грандиозности и расстройству мышления. Осознание этих механизмов помогает клиенту установить контакт со своими значимыми внутренними проблемами, которые проявляются в той или иной ситуации.
  • Необходимо конфронтировать пассивному поведению, используя схему Аарона и Джеки Шифф. Цель конфронтации - вернуть обратно клиенту его ответственность за свой дискомфорт, мышление и убедить его решать свои проблемы.
  • И в заключении, мы обнаружили, что очень полезно выявить какую переопределяющую роль клиент чаще всего разыгрывает. Выявление предпочитаемой роли часто с другой стороны означает выявление переопределений, которые он совершает. Иногда опознать роль гораздо проще, чем переопределения. Выявив роль, становятся ясными открытые и скрытые игровые позиции клиента, которые могут быть проработаны. Природа психологической позиции – т. е, какая позиция является целью клиента, из какой он защищается и из какой он проявляет себя - особенно важна в определении вклада клиента в определенную роль и в определенное время. Кроме того, работа с этой ролью, часто раскрывает перед нами сценарную основу поведения клиента. 

Резюме

Переопределение (искажение) это механизм, который используется для того, чтобы укрепить существующее мировоззрение и продвинуть сценарий. В его основе лежат ранние симбиотические отношения. Переопределение непосредственно связано с неразрешенными аспектами этого симбиоза, которые человек проигрывает в настоящем для того, чтобы удовлетворить свои потребности в соответствии со своим сценарием. Соответственно, симбиоз это причина и цель переопределения и таким образом мотивы переопределения – удовлетворение потребностей и «выживание».

Механизм переопределения включает три компонента: обесценивание (игнорирование), грандиозность (преувеличение) и расстройство мышления. Любой из этих механизмов способствует искажению реальности. Искажение можно обнаружить на уровне транзакций выявив тангенциальные или блокирующие транзакции; на поведенческом уровне выявив одно из пассивных поведений; на структурном уровне обнаружив установление симбиотических или соревновательных (Детских или Родительских) отношений; на функциональном уровне установив наиболее привычную роль – «Заботящийся», «Трудоголик», «Разгневанный справедливец», «Разгневанный обидчик», Печальный обидчик» или «Печальный справедливец».

Наиболее успешное лечение основано на фокусировке одновременно, на внутренних, транзакционных, поведенческих, структурных и функциональных аспектах, на автономном отношении терапевта к клиенту и возможности клиента иметь ту информацию, которую имеет терапевт.



Просмотров: 524
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что значит «принести в жертву своё Эго»? Или: хочешь что-то получить – откажись от этого..
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Что нужно иметь для того чтобы знакомиться с мужчинами
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • «Мне нужно, чтобы кто-то поверил в меня….» или что включает позитивные изменения
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • На границе тучи ходят хмуро... или границы существуют не для того, чтобы их отстаивать.
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Что нужно делать для того, чтобы стать женщиной мечты?
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Готовимся к 8 марта. Или что нужно сделать, чтобы получить в подарок то, что хочешь
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Что делать или 5 шагов, чтобы изменить себя и свою жизнь?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • Бороться с ребёнком или занять свою позицию родителя. Часть 5
  • Бороться с ребёнком или занять свою позицию родителя. Часть 2
  • Бороться с ребёнком или занять свою позицию родителя. Часть 4
  • Тревожные сигналы в отношениях или 12 признаков того, что ваши отношения под угрозой.
  • Внимание! Визитёры! Или признаки того, что качественная психотерапия может не состояться.
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Безопасность в отношениях или Что делать, чтобы не было больно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь