|
Учимся обучаться. Айкидо. Vol.1Автор статьи: Дмитриев Алексей Сергеевич
В цикле статей «Учимся обучаться. Айкидо» я буду раскрывать, какие принципы айкидо можно использовать в личностном росте и обучении: в том числе, в тренингах, консультировании или в коучинге. Введение будет кратким, а звучать – в одной фразе: психология – это всегда качели в движении. В психологии нет ни одного принципа, категорически утверждающего что-либо. Везде и всегда есть исключения из любого, даже фундаментального учения, и уникальность психологии как науки заключается в том, что своей многогранностью и гибкостью она способна обогащать саму себя бесконечно. 1 кю Такемусу Айкидо и около 6 лет тренировок в этом искусстве дали мне возможность понаблюдать за своими изменениями. Опыт работы тренинг-менеджера и психолога был потрясающим «полигоном для испытаний» тех принципов и идей, которые удавалось улавливать за период тренировок. Конечно, я не собираюсь на этом останавливаться, в попытке осознать, как мало я еще понимаю и умею. Первый принцип: «движение должно отыграть». Давайте разберем это на примере постановки задачи по SMART. SMART - аббревиатура, которой уже редко кого удивишь. С ее расшифровкой можно быть хорошо знакомым, но, это не говорит о том, что человек интуитивно, в полной мере владеет инструментом и способен в моменте импровизированно его использовать. Как только начинается практика правильной постановки задачи – сразу запускается процесс развития – каждый критерий должен быть не просто учтен, а полностью, даже излишне абсурдно «раздут», «отработан», чтобы уже по результату можно было дать себе трезвую оценку и обратную связь. Еще пример: на обучении коучингу осваивается ряд компетенций: умение слушать, умение устанавливать раппорт, быть доброжелательным и находиться в коуч-позиции и ряд других принципов. Но, обучающийся коуч должен сперва в полной мере отработать каждую из компетенций и только после переходить к комплексной задаче – использовать несколько отработанных навыков в одной сессии с клиентом. Иной пример: бытовая фраза «важно ставить себя на место другого человека», которая останется всего лишь фразой, пока через силу, через практику, через вспоминание фразы В ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ принцип этой идеи не начнет отрабатываться и приживаться, встраиваться в поведение и, наконец, идентичность личности обучаемого. Хотя, этот путь – путь от поведения к идентичности – как подтвердят коллеги-коучи – не самый быстрый. Из этого мы переходим ко второму принципу: «учиться управлять своим вниманием и намерением». Тренировки мало – важно уметь удерживать свое внимание, управлять им – фокусироваться на мельчайших особенностях изменений и, наоборот, «раздуваться» до космических масштабов, оценивая себя как часть системы. Но, помимо внимания есть еще намерение. Намерение динамично – это внимание плюс концентрация на процесс, на развитие. На познание. На обучение. Кому как удобней назвать. Намерение – это то, что сопровождает нас весь процесс обучения. Если намерение клиента на коуч-сессии – закрыться и удерживать позицию гостя или жалобщика – результат слабый. Если в процессе тренинга участник будет больше увлечен подругой по соседству, нежели содержанием темы тренинга – так же, фактически тренинг будет завершен, но будет ли толк – едва ли. Айкидо учит в моменте задавать себе вопрос: «где, в данный момент, находится мое внимание? Здесь ли оно? Здесь ли я?». Через вопрос идет вывод и возможность сравнить, замерить включенность в процесс роста. Вопрос так же раскрывает возможность, через осознанность, скорректировать свое поведение и свое намерение. Казалось бы, эти простые вещи лежат на поверхности. Но, они не будут заметны, когда отчет об обучении и количестве обученных ляжет на стол руководителя. Они не будут заметны, когда клиент, в очередной раз расставшись с деньгами за сессию, расстанется и с последней надеждой на перемены через коучинг или консультирование. Третий принцип относится уже к командой игре – когда Вам необходимо в взаимодействии с другим человеком изучить или освоить новый навык. К примеру – умения слушать, убеждать, условно соглашаться. Третий принцип звучит так: «партнер должен удерживать захват достаточно сильно, но, давая возможность оппоненту выполнить технику». В этом случае, учатся оба – первый – удерживать сильный захват, второй – выполнению техники без излишних «поддавков». Это правило полезно помнить на коммуникативных тренингах и в любой психологической ролевой игре. У меня она, ввиду работы, часто отражается в ролевой игре «консультант – покупатель» в тренингах по продажам с консультантами. Эта игра заключается в том, что один из участников принимает на себя роль покупателя – придумывая «легенду», зачем он пришел в торговую точку. Второй участник на момент игры становится консультантом – то есть сотрудником, который должен провести весь цикл продажи – от приветствия гостя и до предложения приобрести продукт. Представьте себе, пожалуйста, что покупатель ставит себе целью во что бы то ни стало «завалить» «консультанта», упереться, закрыться или, наоборот, накинуться на него, просто не предоставляя возможности применить изученное на тренинге. Каков будет результат этой игры? Обратная сторона – это полностью соглашающийся со всем «покупатель», готовый на все. А, каков результат будет у этой игры? Только формальный. Из категории «поиграли-разошлись». Таким образом, третий принцип, применяемый в росте и обучении, можно описать как задачу создать трудные, но РЕАЛЬНЫЕ условия для отработки техники или для закрепления навыка. Другой пример – это практика публичных выступлений. Если оратора все время «задавливать», не давая ни единой возможности – то, даже вопреки всему, выступающий получит скорее невроз, нежели результат и иммунитет. В этом примере, конечно, многое еще будет зависеть от особенности личности выступающего и его реакции на стресс. В корпоративном росте – если руководитель буквально уничтожает сотрудника, не давая возможности вдохнуть свободно – почти вероятно, что сотрудник уйдет в другую компанию. Реализация этого принципа здесь – для руководителя задача следующая: создать для подчиненного условия достаточно интенсивные для роста и серьезной загрузки, не забывая предоставлять ему пространство для творчества и возможность самостоятельно принимать решения. Этот баланс и будет продуктивной стратегией роста сотрудника. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|