|
Психологические аспекты взаимоотношений героев (на материале сказочной серии Дж. Ролинг о Гарри Потере)Автор статьи: Светлана Михайловна Белова
В настоящее время одним из самых популярных произведений зарубежной литературы является сказочная серия Дж.К. Ролинг о Гарри Поттере. Причины популярности этих книг обсуждают педагоги, психологи и филологи. По нашему мнению, одной из них является использование автором ярких, с психологической точки зрения, героев, которые нравятся не только детям, но и взрослым. Данным произведением зачитываются дети-дошкольники, а в школе оно входит в программу внеклассного чтения. Работая психологом в ДОУ № 156 гор. Твери, я сама часто рекомендую эту сказочную повесть для семейного чтения. Представляет интерес проанализировать психологические аспекты взаимоотношений героев сказочной серии, т.к. столкновения их характеров играют важную сюжетообразующую роль во всех книгах серии, вышедших на русском языке [1;2;3;4;5]. И это не только столкновение сил добра, которые представлены соответственно Гарри, его друзьями и соратниками, с силами зла, Волан-де-Мортом и его слугами, но и с такими персонажами, которые четко не принадлежат ни к темному миру, ни к светлому. Наиболее яркий представитель этой группы – профессор Северус Снегг (в других переводах Снейп, Злодеус Злей). Пожалуй, что взаимоотношения Снегга с другими героями сказочной повести, мотивы его поведения и поступков, прогнозы развития особенностей его характера являются не маловажными в оценке причин популярности сказочной серии Ролинг. В процессе чтения человек, в том числе и ребенок, начинает лучше осознавать причины своего поведения, произведение помогает ему раскрыть себя с иной стороны в отношениях с окружающими людьми. Анализируя психологические аспекты взаимоотношений Снегга и других героев книг о Гарри Поттере, мы будем опираться на психоаналитическое направление в психологии, которое считает движущей силой психического развития противоречие между бессознательным и сознанием [6,7,8]. Каждый человек как личность неповторим и уникален. И эта уникальность выражается в понятии «Я». К 10—12 годам складывается образ «Я». У каждого человека есть образ самого себя, сумма представлений о себе, каким он сам себя видит, и этот образ человек проносит через всю жизнь, немного его исправляя и дополняя. Это, как правило, довольно симпатичный образ — каждый нормальный человек считает себя более или менее интересным, умным, способным, честным, добрым и т.п. Самая страшная трагедия человеческой жизни — распад образа, когда человек убеждается, соглашается, что он не добрый, не умный, что он, например, дурак или подлец. Как правило, жизнь после этого кажется конченой, в этом случае человек может даже убить себя. Однако существуют механизмы защиты Я, которые действуют бессознательно, сохраняя личность от разрушения [8, 582-583]. Например:
И еще целый ряд механизмов имеет психика, защищающая свою целостность и гармоничность, чтобы человек не чувствовал себя в разладе с миром и окружающими. Все эти механизмы проявляются в поведении Снегга. В подтверждение этого мы, опираясь на текст книг, попытались частично (так как серия еще не закончена) восстановить психологический портрет этого персонажа, отслеживая его взаимоотношения с другими героями сказочной серии. Рассмотрим следующий эпизод – книга пятая, глава «Новые неожиданности» [5, 550-551]. Сотня дементоров летела к Гарри над поверхностью школьного озера... он мучительно пытался сконцентрироваться... они приближались... уже видны были темные дыры под капюшонами... но в то же время он видел и Снегга, который стоял перед ним, устремив взгляд на его лицо и бормоча себе под нос... и почему-то Снегг вырисовывался все яснее, а дементоры словно таяли... Гарри поднял свою палочку. — Протего! Снегг пошатнулся — конец его палочки взлетел вверх, она больше не указывала на Гарри, — и вдруг в сознание Гарри хлынули воспоминания, которые не принадлежали ему: крючконосый мужчина кричал на съежившуюся женщину, а черноволосый мальчонка плакал в углу... подросток с сальными волосами сидел один в темной спальне, направив палочку в потолок и сбивая мух... какая-то девочка смеялась над худощавым пареньком, который пытался оседлать брыкающуюся метлу... ДОВОЛЬНО! Гарри будто изо всех сил толкнули в грудь; попятившись назад, он ударился о полки, которые тянулись по стенам в кабинете Снегга, и услышал, как что-то треснуло. Снегг едва заметно дрожал и был страшно бледен. Этот эпизод доказывает, что именно тогда, в детстве и юности, у Снегга начался распад образа Я, по причине холодного и деспотичного обращения с ним его семьи. И тогда очень многие его поступки можно рассматривать как бессознательную попытку защиты своей распадающейся личности. Кроме этого, на причины, так повлиявшие на характер этого персонажа сказочной серии Ролинг, проливает свет следующий эпизод [5, 606]: глава «Самое плохое воспоминание Снегга» - Ну, вот, - сказал он [Джеймс], когда Снегг вновь с трудом поднялся на ноги, - тебе повезло, что Эванс оказалась поблизости, Нюниус... - Мне не нужна помощь от паршивых грязнокровок! Лили прищурилась. Из этого небольшого отрывка можно сделать вывод, что, по всей видимости, Снегг учился в «Слизерине», а этот факультет, как нам известно, воспитывает не самые лучшие качества в своих учениках: хитрость, жадность, зависть, льстивость, пренебрежительное отношение к другим, «нечистокровным» волшебникам. Итак, мы выяснили, что Северус Снег еще ребенком был полностью социально дезадаптирован. В конце концов, одиночество, неприязнь однокашников вылилась в ненависть ко всем окружающим. Особенно сильна его ненависть к «нарушителям правил» Джеймсу Поттеру (отцу Гарри), Римусу Люпину и Сириусу Блэку (его лучшим друзьям), впоследствии – к любому, кто выходит за рамки правил, выделяющемуся своим поведением человеку, пусть даже положительным (Гарри Поттер). Помимо других аспектов в этом случае явно присутствует попытка переноса своего воспитания (авторитарного подавления) на других – это механизм идентификации (в данном случае «угрожающим авторитетом» были родные Снегга).Наиболее ярко он отразился на взаимоотношениях Снегга и Невилла Долгопупса, на которые он полностью перенес свою модель взаимоотношений с отцом: книга первая, глава «Специалист по волшебному зельеварению» [175-176]. Снегг как раз призывал всех посмотреть, как идеально Малфой выварил рогатую улитку, когда вдруг откуда-то повалили клубы зеленого едкого дыма, и по всему подземелью разнеслось громкое шипение. Невилл непонятным образом умудрился расплавить котел Симуса, и теперь зелье, которое они вдвоем готовили, неостановимо лилось на каменный пол, прожигая дырки в ботинках стоявших рядом ребят. В считанные секунды все повскакали на стулья. Невилл, которого обдало зельем, стонал от боли, а по его рукам и ногам быстро распространялись страшные красные ожоги. - Чертов идиот! - заорал Снегг, убирая разлитую жидкость мановением волшебной палочки. - Видимо, вы положили иглы дикобраза до того, как снять котел с огня? Невилл всхлипывал - ожоги уже добрались до его носа. - Отведите его в медпункт, - резко приказал Снегг Симусу. И тут же обрушил гнев на Гарри и Рона, работавших рядом с Невиллом. Воспитание в духе факультета «Слизерин» добавило герою «возможность» осознанно ненавидеть «нечистокровных» волшебников и маглов. В качестве примера достаточно привести сильнейшую неприязнь к Гермионе Грэйнджер, которая, как известно читателю, является дочерью маглов. Наиболее яркий пример механизма проекции – отношения Снегга и Драко Малфоя. В Малфое он видит себя, но такого, каким никогда не был. Однако такой персонаж, как Драко Малфой не вызывает симпатии у читателя. Это достаточно некрасивый, трусливый, злобный и подлый мальчик. Но на своем факультете он является кумиром, и, видимо, именно таким себя всегда и мечтал видеть Снегг. Из той же пятой книги мы узнаем, что в школьные годы Снегг «с головой уходит» в изучение темных искусств – это попытка сублимации, но образ Я уже слишком сильно разрушен. Поэтому его уход к Волан-де-Морту (в четвертой книге мы узнаем, что Снегг – бывший «Пожиратель смерти»[4, 644]) можно рассматривать как механизм регрессии, потому что «Пожирателям смерти» нужно было только убивать «грязнокровок» и маглов по приказу Темного Лорда. Возвращение Снегга к Дамблдору можно рассматривать как более удачный механизм сублимации. Ему все же удалось применить свои познания в различных областях магии в борьбе светлых героев против Темного Лорда. Кроме того, ему удалось вытеснить неприятные воспоминания детства и юности. Эпизоды с использованием Снеггом Омута памяти в пятой книге в аллегорической форме иллюстрируют механизм вытеснения. Или, например, глава «Окклюменция» [499-500]: - Я сказал вам: освободиться от эмоций! - Да? Сейчас это затруднительно, - огрызнулся Гарри. - Тогда вы станете легкой добычей для Темного Лорда! – в бешенстве выкрикнул Снег. – Дураки, у которых душа нараспашку, которые не владеют своими чувствами, упиваются грустными воспоминаниями и так легко позволяют себя спровоцировать – одним словом, слабые люди, – у них нет никаких шансов противостоять ему! Он войдет в ваш ум, Поттер, как нож в масло! Такой яркий пример также наглядно иллюстрирует механизм вытеснения, который, в пятой книге чаще остальных проявляется в поведении Снегга, но который, по мнению психологов [6], является далеко не самым удачным среди механизмов защиты психики. Старые воспоминания то и дело всплывают в самые неподходящие моменты [5, 486]. Обвинение Снеггом в трусости Сириуса Блэка – это тоже ничто иное, как механизм проекции. Однако оно сыграло не последнюю роль в цепочке событий, которые привели к гибели крестного Гарри Поттера. Наш анализ психологических аспектов взаимоотношений героев сказочной серии о Гарри Потере не является законченным. Многие аспекты являются спорными. В любом случае, продолжение этого анализа станет возможным по мере выхода двух оставшихся книг. Список литературы:1). «Гарри Поттер и Философский камень». Перевод с англ. В. Бабковой, В. Голышевой, Л. Мотылевой. 2002 г. 2). «Гарри Поттер и Тайная комната». Перевод с англ. В. Бабковой, В. Голышевой, Л. Мотылевой. 2002 г. 3). «Гарри Поттер и узник Азкабана». Перевод с англ. В. Бабковой, В. Голышевой, Л. Мотылевой. 2002 г. 4). «Гарри Поттер и Кубок Огня». Перевод с англ. В. Бабковой, В. Голышевой, Л. Мотылевой. 2002 г. 5). «Гарри Поттер и Орден Феникса». Перевод с англ. В. Бабковой, В. Голышевой, Л. Мотылевой. 2004 г. 6). Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. 7). Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под ред. члена-корресподента РАО А.А. Реана – СПб.; «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. 8). Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004 г.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|