Проблема как новая возможность

О чем мы думаем, когда сталкиваемся с серьезной проблемой в значимой для нас сфере жизни: конфликтами в отношениях с близкими, неудачами на работе и учебе, проблемами со здоровьем? «Все плохо! Это катастрофа! Почему именно я? Ситуация ужасная! Я этого не переживу!» Наши чувства в этот момент варьируются от разочарования, отчаяния, безысходности, смятения, опустошенности до страха, раздражения, гнева. Недовольство ситуацией заставляет нас действовать. Но дело в том, что мы не знаем, как…

При этом возможны следующие варианты поведения:

1) мы не предпринимаем ничего, бездействуем, пребывая в состоянии шока или ожидая, что ситуация разрешится сама. По сути, в этом случае мы даже не осознаем, что происходит, и полностью снимаем с себя ответственность за происходящее.

2) мы ведем себя импульсивно: совершаем необдуманные поступки, мечемся из стороны в сторону, выливаем агрессию на близких и случайно попавших под горячую руку людей, глушим чувства алкоголем. Чаще всего такое «непосредственное» поведение на короткое время снимает накопившееся напряжение, но возникающие через некоторое время последствия могут усугубить существующую проблему и привести к дополнительным неприятностям.

3) пробуем разрешить ситуацию привычными способами, используя готовые схемы и шаблоны поведения. При этом мы ведем себя так, словно проблемы нет. Мы видим стену, но упорно идем напролом и отчаянно пытаемся ее разрушить. Часто такие попытки не приносят желаемого эффекта.

Во всех 3 выше указанных вариантах наши собственные действия (или бездействие) лишь подтверждают наши опасения о «безвыходности», «катастрофичности» ситуации. Действительно, в результате становится только хуже. Вся наша дальнейшая жизненная перспектива упирается в неразрешимость сложившейся ситуации. Жизнь оказывается разделенной на «до проблемы» и «с момента появления проблемы».

Что же мешает нам разрешить возникшее затруднение? Прежде всего, наше собственное представление и отношение к нему.

Мы принимаем решения, совершаем те или иные поступки на основе сложившегося у нас представления о мире (картины мира). Отличительной особенностью проблемы является то, что она, как правило, не вписывается в эту картину. Согласно нашим представлениям, она просто не могла, «не должна была» возникнуть в нашей жизни: «Этого не может быть! Как?! Почему именно со мной?»

То есть, мы сталкиваемся с тем, что между сложившейся ситуацией и нашей картиной мира возникает неразрешимое противоречие. Сам факт наличия проблемы указывает на то, что наша картина мира ложная, она не подтверждается реальностью, «не работает». Мы испытываем отчаяние, потому что теряем контроль, чувствуем себя беспомощными от того, что не понимаем, как будет развиваться ситуация.

Но представим себе жизнь, в которой проблемы не возникают…

Казалось бы, все чудесно, не надо ни за что волноваться, потому что все предельно предсказуемо и определенно. Непременным следствием такой определенности была бы выработка автоматических реакций, рефлексов, направленных на реализацию наших потребностей и повторяющихся из раза в раз в сходных ситуациях.

На самом деле, в реальной жизни у нас есть масса таких автоматизмов: мы дышим, не обращая внимания на каждый вдох и выдох, мы идем, не зная, как переставляем ноги, смотрим на знакомые улицы и дома, не замечая деталей, спрашиваем: «Как дела?», будучи уверенными, что услышим «нормально» или «хорошо». То есть, если мы примерно знаем, что будет дальше, и при этом наши потребности удовлетворяются, мы действуем не задумываясь, на «автопилоте».

Но стоит нашим ожиданиям не подтвердиться… Как только мы не получаем желаемого, когда «должны были» получить, мы обращаем внимание на реальный мир…

Теперь мы не знаем, как в сложившейся ситуации удовлетворить наши потребности и вынуждены начать ДУМАТЬ. Перед нами встает необходимость поиска новых вариантов решения для восстановления контроля над нашей жизнью, потому что старые, привычные стереотипы поведения не работают.

Интересно, что у ребенка Я появляется только тогда, когда возникает проблема, ситуация, в которой потребность уже не может быть сразу удовлетворена. В первый год жизни ребенок еще не разделяет себя и мир. Он растворен в нем и получает от матери все необходимое: любовь, заботу и молоко. В норме он чувствует себя в безопасности, потому что его мир – это любящая, внимательная мама. Чуть позже, по мере того, как ребенок учится ходить и говорить, мир в его глазах приобретает все большую сложность, наполняется людьми и отношениями. Теперь уже не всегда достаточно заплакать, чтобы получить то, что ты хочешь. По мере взросления мы приобретаем некоторые навыки, стандартные поведенческие стереотипы, которые в большинстве ситуаций позволяют нам получить желаемое. Но неизбежно возникают ситуации, в которых «автопилот» не работает. Как ни парадоксально, именно эти сложности создают импульс к развитию.

Проблему можно сравнить с математической задачей, которую мы еще не решали, и которая требует иного подхода, других операций. Зачастую в сложных ситуациях мы не учитываем изменения условий и действуем по-старому, а если обнаруживаем, что у нас ничего не получается, злимся, ведем себя импульсивно, совершаем глупости, раздражаемся на судьбу, на всех вокруг и себя самих, опускаем руки, впадаем в депрессию… Это происходит потому, что мы зачастую не учитываем и не желаем принимать во внимание изменившиеся условия.

Мы нередко жалеем о потерянных возможностях, несбывшихся мечтах, нереализованных планах и воспринимаем свою жизнь как одно сплошное ограничение. Но любая проблема, самая сложная ситуация, даже связанная с негативными переживаниями (например, конфликт, неудача, болезнь), может таить в себе огромный ресурс для нашего развития. Нужно лишь сориентироваться, оценить все условия и возможности, которыми мы располагаем на данный момент, а затем выработать и применить новый эффективный способ поведения. При этом даже очередную неудачу можно воспринимать как тренировку, которая позволяет учесть ошибки и отработать самые сложные элементы.

Таким образом, мы стоим перед выбором: воспринимать любую проблему и неприятность как подтверждение титула «неудачника», как груз, который тянет нас вниз, или как возможность радоваться тому, что мы имеем, приобретать опыт, развиваться, видеть новые перспективы. За этот выбор мы сами несем ответственность… 



Просмотров: 371
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Что такое наша жизнь и от чего все наши проблемы
  • Разрешить ли себе быть собой? А знаем ли мы себя?
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Мужские сексуальные проблемы. Женские сексуальные проблемы. Когда мы неправильно себя воспринимаем
  • Считая себя, лишь «песчинкой в этом мире» – бойся сквозняков
  • Считая себя, лишь «песчинкой в этом мире» – бойся сквозняков
  • Когда ситуация в жизни тупиковая – худшее , что можно придумать- замкнуться в себе.
  • Как мы ведем себя, когда попадаем в трудную ситуацию.
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • 4. Предметная метафора. «Наши проблемы- это наши возможности»
  • Ответственность за свою жизнь. Почему мы чувствуем себя несчастными?
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Когда мы разговариваем ни о чем, наша жизнь в этот момент, становится никчемной
  • Семейная история. Откуда берутся наши проблемы, и что мы передадим нашим детям?
  • В этом мире все боятся себя
  • Сложная жизненная ситуация? Есть план!
  • Как поддержать себя, когда одолели проблемы
  • Как вы ведете себя, когда в вашу жизнь приходит проблема?
  • Как найти себя в этом безумном мире?
  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Семейные сексуальные проблемы. Простить всех и родить ребёнка. Решение проблем на этом пути
  • Ошибки мышления или как наше мышление определяет наши поступки и нашу жизнь
  • Что делать с людьми, которые не хотят учитывать наши интересы и ведут себя эгоистично?
  • Все наши проблемы - в нас самих



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь