|
По ступенькам - к нравственности:идти или нет?Автор статьи: Никулина Марина
Беседуют трое. Речь зашла о парковке на местах для инвалидов. Три человека совершили один и тот же поступок: не поставили свои машины на места для инвалидов. Но что двигало ими? Первыми законами, объединяющими общество людей, были законы морали. Что же такое мораль?.. Мораль- это сложившийся и признанный обществом свод правил и норм, необходимых людям для того, чтобы существовать вместе и учитывать не только свои личные интересы. Поддерживается она личным убеждением (совестью) и общественным мнением («Так принято»). Такие правила могут базироваться на религии (библейские заповеди), на идеологии государства («Кодекс строителей коммунизма»), на национальных обычаях. Но распространить их на всех и официально закрепить невозможно. Иногда понятие морали соединяют с понятием нравственности. Но это не одно и то же. Нравственность— есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Нравственность основана на свободной воле. А в нашем случае что? Кто свободен в своем выборе? Многие ученые занимались изучением нравственного развития. Например, Л. Колберг (1976) выявил несколько уровней. Сначала (доконвенциональный уровень) ребенок начинает следовать правилам, боясь наказания, потом выполнение правил приводит ко взаимному обмену: «ты- мне, а я –тебе» и возможности получить вознаграждение. На следующем уровне (конвенциональный) сначала человек начинает делать то, чтонравится другим, то есть подчиняться, чтобы понравиться. А затем приходит понимание о необходимости выполнения законов, чтобы избежать чувства вины. И только на третьем уровне (постконвенциональный ) к человеку сначала приходитосознание необходимости исполнять законы, чтобы сохранить уважение других и, таким образом, достичь самоуважения. И только потом человек начинает жить и действовать (или не начинает!) согласно этическому принципу: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой». Интересно, что для развития нравственности и перехода на другой уровень необходимо соблюдение двух условий: повышение интеллектуального уровня и стимуляция из внешней среды (то есть, общение). По Колбергу, нравственное развитие только начинается с подчинения правилам.Правилам, которым нас учат ( или должны учить?) родители, школа, ВУЗ, соседи, друзья, общество в конце концов. Как у нас с этим сейчас? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|