Экзистенциальная психология тесно связана с гуманистической психологией, поэтому их часто объединяют в экзистенциально-гуманистическое направление. В экзистенциальном подходе существует понятие данностей существования, которые сопровождают жизнь каждого человека, вызывая первичную тревогу. Они являются неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. Справляется с этими фактами существования каждый по-своему. С этой точки зрения симптом и психологические защиты, выстроенные психикой, сводятся к одной из конечных данностей. Терапевт, работающий в этом направлении помогает человеку осознать этот факт и использовать его энергию для личностного изменения и роста. Выделяют четыре основные данности: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Рассмотрим, как это проявляется в жизни человека и общества.
Отношение к смерти является центральным экзистенциальным конфликтом. Каждый понимает, что смерть неизбежна. Эта данность имеет различные проявления в психике человека, формируя разнообразные механизмы психологической защиты: вера в собственную исключительность, как нарциссизм, увлеченность собственным Я; чрезмерная агрессия, склонность к контролю, так как смерть неотвратима и контролировать ее невозможно; компульсивный героизм - защита окружающей среды, животных; трудоголизм, как фасад от внутренних переживаний. Также может быть вера в конечного спасителя - божественное существо, на алтарь которого человек фанатично кладет свою жизнь, идея о бессмертии души. Это проявляется в технологических процессах, вера в спасение представляется наукой - омоложение, исследования применения стволовых клеток, модификации тела, продление жизни искусственным путем. Страх смерти может маскироваться под паническую атаку. Возникая, эти защиты могут быть непродуктивны, ограничивая другие сферы жизни человека, вызывая неудовлетворенность жизнью и страдания.
Свобода очень тесно связана с понятием ответственности и воли. Невозможно быть свободным, не беря ответственность, невозможно делать выбор безвольно. Человек сам отвечает за свои решения, поступки, за свою жизнь. Бывают люди несвободные настолько, что все происходящее с собой и в своей жизни, приписывают внешним обстоятельствам. Перенести ответственность с мира на себя невозможно, пока это выгодно. При этом выгоды могут быть не очевидны и не осознаваться человеком.
Изоляция или одиночество. Каждый обособлен, отличен от другого и есть граница, которая изолирует его. В этом смысле он, безусловно, одинок. Попытки человека избежать изоляции и того напряжения, которое она вызывает могут сказываться на отношениях с другими людьми. Стремясь пережить одиночество, ощущаемую как неполноценность, человек пытается заполнить эту пустоту отношениями, другими людьми. Это проявляется в нарушениях границ - отчуждение или слияние с партнером, эмоциональные зависимости, патологическая ревность. Осознавание изоляции позволяет выйти на новый уровень отношений с людьми и миром.
Многим знакомо ощущение бессмысленности и бесцельности жизни, каждый находит свой смысл самостоятельно, отвечая на поставленную жизнью данность. Это может проявляться в склонности к авантюризму, поиску и решению сложных задач, достижениям, которые приобретают сверхценность, подчиняя себе жизнь человека. Другая крайность - отрицание других смыслов, поиск и высмеивание их. Такой человек может сказать против чего он, но не скажет за что. Бывает так, что смысл утрачивается настолько, что человек не может предпринимать никаких действий, плывет по течению, не может ничем заняться. Смысл можно найти, отойдя от него, как бы парадоксально это ни звучало.
В заключение процитирую Ирвина Ялома.
Поскольку терапевты в той же мере, что и пациенты, сталкиваются с данностями существования, профессиональная позиция незаинтересованной объективности, столь необходимая в научном исследовании, в нашей области неприемлема. Мы, психотерапевты, не можем просто сочувственно охать или призывать пациентов решительнее бороться со своими трудностями. Мы не можем говорить им: "Это ваши проблемы". Наоборот, мы должны говорить о нас и наших проблемах, потому что наша жизнь, наше существование приговорены к смерти, в которую мы не хотим верить, к любви, которую мы теряем, к свободе, которой мы боимся, и к опыту, который нас разделяет. В этом мы все похожи.
С уважением, Аюр Майоров