|
Справляемся со школьными страхами: учимся расслабляться и медитироватьАвтор статьи: Румянцева Полина Витальевна
Как известно, наше тело и наша психика очень и очень тесно взаимосвязаны. У тревожных детей эта связь проявляется, в том числе, в таких мелких (хотя это как посмотреть) пакостях, как мышечные зажимы и напряжения. С другой стороны, хорошая новость здесь в том, что связь между телом и психикой действует в обе стороны, поэтому, научившись владеть собственным телом, можно оказывать большое влияние и на свое эмоциональное состояние. Именно поэтому, на мой взгляд, очень важно учить тревожных детей навыкам мышечной релаксации. Со временем это может стать для них очень хорошим подспорьем для того, чтобы придти в эмоциональную норму перед контрольной, экзаменом, ответом у доски, просто сбросить напряжение после непростого школьного дня. Причем расслабляться детей нужно именно обучать, простые команды «расслабься» здесь категорически не будут работать, особенно когда ребенок нервничает и беспокоен. Для этой цели мне нравится применять методику попеременного напряжения и расслабления различных групп мышц. О том, как это делать, я писала в своей недавней заметке: https://www.psyoffice.ru/blog/59931/ Использование медитаций может быть следующим шагом на пути освоения навыков эмоциональной саморегуляции, таких важных для склонных к тревожности детей. В ходе медитации вы предлагаете ребенку занять удобное положение (сесть или даже лечь, если есть такая возможность), расслабиться, закрыть глаза, а затем произносите специальный текст, описывающий то, что ребенку предлагается представлять. Самое главное здесь – выбрать правильный темп, не слишком высокий, чтобы ребенок успел хорошо представить то, о чем вы говорите, прочувствовать свои ощущения. Я обычно всегда для начала делаю медитацию сама, так мне становится гораздо понятнее, в каком темпе текст лучше произносить для другого человека. Сегодня я хочу рассказать вам о трех своих самых любимых медитациях, которые хорошо себя зарекомендовали при работе, кстати, не только с детьми, но и со взрослыми. Как показывает мой опыт, многие дети берут их «на вооружение», то есть оказываются способны применять в качестве способов эмоциональной саморегуляции, что очень, на мой взгляд, ценно.
Представь себе небольшой скалистый остров в бурном море. Ты слышишь шум моря, видишь, как волны накатывают на берег, чувствуешь запах моря; над морем летают чайки, ты слышишь их резкие крики. Представь себе, что ты маяк, стоящий на этом острове. У тебя очень прочные, толстые стены; представь себе их, почувствуй, какие они на ощупь. Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду, твой маяк посылает мощный пучок света, который служит надежным ориентиром для судов, идущих к порту. Представь, как твой маяк светит кораблям ярким ровным светом. Этот источник света неиссякаем, и он находится внутри тебя, он всегда с тобой. Постарайся ощутить внутри себя этот источник света. 2. Медитация "Путешествие на ковре-самолете" Представь, что у тебя есть волшебный ковер-самолет. Какого он цвета? Он однотонный или с узорами? Он огромный или маленький? Какой он на ощупь? Мягкий, шелковистый, шершавый? Из какого материла он сделан? Ты садишься на свой волшебный ковер и поднимаешься в воздух. Тебе хорошо, тепло, безопасно. Ковер ласково поддерживает тебя и несет туда, куда тебе хочется. Ты поднимаешься над городом, летишь над лесами, полями, реками… Вдруг ты видишь замечательное место, очень красивое, уютное, привлекательное для тебя. Ты опускаешь ковер на это место. Что ты там видишь? Что тебя окружает? Там очень спокойно и безопасно. Побудь в этом месте столько, сколько ты захочешь. Затем ты снова садишься на ковер-самолет и возвращаешься обратно, в эту комнату, но ощущения покоя и безопасности найденного тобой места останется с тобой. После завершения путешествия можно предложить ребенку нарисовать найденное безопасное место. 3. Медитация "Волшебный воздух" Почувствуй, как ты дышишь, понаблюдай за своим дыханием, сделай медленный глубокий спокойный вдох и выдох. Представь, как воздух входит в тебя: через нос, горлышко он попадает в легкие. Воздух очень красивый, он нежного голубого цвета, красиво мерцает нежными искорками. Понаблюдай, как в тебя с каждым вдохом входит красивый мерцающий воздух. А теперь ты замечаешь, что воздух, который ты выдыхаешь, не такой красивый и голубой, он грязновато-коричневый. Это происходит потому, что вместе с выдыхаемым воздухом из тебя выходит вся усталость, неприятности и беспокойства, накопленные за день. Понаблюдай, как ты вдыхаешь красивый голубой воздух, а выдыхаешь грязный и коричневый. Постепенно ты замечаешь, что выдыхаемый воздух становится все чище и красивее. Посмотри, как это происходит. Подожди, пока он станет таким же красивым, как воздух, который ты вдыхаешь. Когда это произойдет, можешь медленно открыть глаза.
Дорогие читатели, а какие у вас есть любимые медитации? Помогаете ли вы их освоить своим детям? Буду рада, если поделитесь в комментариях. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|